В) Значение Святого Иоанна Предтечи Господня

 

 «Быстъ человек послан от Бога, имя ему Иоанн» (Ин. 1, 6). Выше было сказано, что свет обетования светил в потемненном че­ловечестве, поддерживаемый и расширяемый промыслительным распоряжением Самого Гос­пода. При всем том, это был свет, дававший слабое освещение Божественного порядка ве­щей. При последнем напоре мрака и размно­жении ложных светений, состояния духовного, пред явлением Господа, нельзя не назвать примрачным. К тому же за 500 лет до Рожде­ства Христова и пророчества прекратились. Среди такой примрачности явление вдруг све­та ослепило бы всех, даже способных принять его. И вот Ему предпосылается Иоанн, как пред солнцем денница, светящая заимствован­ным светом, чтобы постепенностию успособить принятие и истинного света.

 «Сей прииде во свидетелство, да свидетелствует о Свете» (Ин. 1, 7). Пророки из­дали указывали обетованного: но так как Из­раиль воспитан был на Пророках, то надлежа­ло быть ближайшему Пророку, ближайшему указателю, который дал бы осязательное удо­стоверение, что вот Тот, Кто обетован и Кого все чают. Это было необходимо ради великос­ти дела и ради великой опасности от неузнания. Не узнав не указанного, могли строить извинения: теперь нет извинения. Иоанн — зеркало, собравшее, все лучи пророческого света и устремившее их на Христа Спасителя. Идти против может только упорство и слепо­та. Сколь важно было в цепи свидетельств Божиих свидетельство Иоанново, это показал Сам Господь, Который неоднократно обращал речь Свою на Иоанна, особенно когда, в пос­ледней беседе к иудеям в храме, хотел вразу­мить ослепленных; и ничего не могли сказать против того ведцы (знатоки) закона ветхозаветного.

 «Да вси веру имут чрез него» (ср.: Ин. 1, 7). Ближайшее указание Обетованного было тем более необходимо, что Обетованный имел явиться под очень большим покровом смире­ния. Имевшие очи здравые, как Симеон и другие, могли и сами увидеть Его и уразуметь. Ослепленным нечего было говорить: они оста­лись в ослеплении и при свидетельстве Иоан­на. Но большая часть душ незрелых и слабо-зорких, сами не могши узнать Обетованного, могли пойти вслед Его по несомненному указа­нию и удостовериться окончательно в истине уже чрез общение с Ним. Для них Иоанн был необходимым руководителем. Из этого класса были даже и Апостолы, за ними и все другие. К классу первому относятся избранники, очень не многие.

 «Не бе той сеет, но да свидетелствует о Свете» (Ин. 1, 8). Когда подходила кончина лета, были и во Израиле чающие избавления, и между язычниками немало было жаждавших истинного просвещения, как это засвидетель­ствовали они принятием ветхозаветного От­кровения. Поэтому, когда явился посланный Иоанн, предощущавшие близость духовного оживления встрепенулись и потекли к Иоанну, в надежде в нем встретить чаемое избавление от тьмы и утешительное просвещение Божиим Светом. Но он не был тем, чем сочли его в по­спешности; не был он светом, но только послан пред Ним, как предвестник и Предтеча Его. Как служитель истины, от Бога истинного по­сланный, он сам засвидетельствовал о сем не обинуясь и от себя всех препровождал к свету истинному. Души, жаждавшие света, были то же, что невесты; и он, как друг женихов, препро­вождал их к Сему Жениху. Богу угодно было учредить такой порядок явления истинного све­та, чтоб был Предтеча, указатель Его. И в этом порядке — свидетельство истины; в этом — свидетельство, что Иоанн от Бога; и поелику он от Бога, то от Бога и свидетельствованный от Него. Ложь не могла иметь такого порядка. Ни ложный мессия не мог выдержать Предте­чи, без подозрений и смущений; ни ложный предтеча не мог устоять в своем ложном предтечестве, не присвоив себе высшего титла. В том и истина, что Предтеча, столь высокий, смирен­но отклоняет от себя высшее титло, говоря, что Тот, Кого все ждут, не он, а идет вслед за ним Тот, Кого он укажет и Кого действительно указал.

 Таково значение Иоанна в экономии (домостроительстве) уст­роения спасительного пути для нас, бедных!

 Но порядок этот, начавшись однажды, не прекращается. Иоанн, посланный от Бога во свидетельство, не сходил со сцены и не сойдет до скончания века. Истинный свет в Господе. Но никто не приходит к нему без свидетелей. Иоанна сменили Апостолы, а за ними пастыри и учители,— и в Церкви всегда есть свиде­тельство, указывающее неложный свет в Гос­поде. Встревожится ли совестию душа и взы­щет примирителя,— пастырь указывает Его ей на Кресте и в Таинстве Покаяния примиря­ет ее с Богом и умиротворяет в себе. Изнемо­жет ли в борьбе и взыщет подкрепления,— пастырь указывает ей источник живительных сил в таинстве Тела и Крови Господа и напояет ее ими, сочетав с Господом чрез Причащение. Скольким нужно бывает указание и истолкование истины! Пастырь указывает им эту ис­тину в голосе Церкви, который есть отзвук гласа Самого Главы ее, и усмиряет мятущиеся и мятущие сомнения. Пастырь — невестоводитель душ; потому-то горе пастырям, кото­рые на себе останавливают души, к ним обра­щающиеся. Орган слова пастырского — глаго­лы пророческие и апостольские; и потому горе пастырям, измышляющим свои образы глаго­лов! И душам горе, которые, вместо этих ука­зателей благодарованных, довольствуются или своеличными ненадежными усмотрениями, или указаниями самозванных руководителей!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: