Тема 9. Дыхательная система
Трудоемкость: 3 ч.
Формируемые компетенции:
ОК 1., ОК 2., ОК 3., ОК 5., ОК 6., ОК 11., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 3.1., ПК 3.2.
Цель: углубление знаний о строении органов дыхания
Студенты должны знать:
- Отделы дыхательной системы,
- Топография, строение и функции воздухоносных органов: носовой полости, гортани, трахеи и бронхов,
- Строение и функции легких.
Задания для самостоятельной работы:
Решить ситуационные задачи
1.1. После перенесенного ОРЗ у больного появились боли в области верхней челюсти и гнойное отделяемое из носовой полости. О воспалении какой пазухи можно подумать?
1.2. У больного «сиплый» голос. С заболеванием какого органа и каких образований это связано?
1.3. У больного сильный «сухой» кашель и боли во время кашля за грудиной. Воспаление слизистой оболочки какого органа вызывает такой кашель?
1.4. Можно ли поставить диагноз левосторонняя среднедолевая пневмония. Если нет, то почему?
1.5. У ребенка произошла аспирация инородным телом (монета) дыхательных путей. В каком бронхе чаще всего застревает инородное тело?
1.6. У больного хронический ринит (воспаление слизистой оболочки носа). На какие придаточные пазухи может распространяться воспалительный процесс?
1.7. Верхняя граница легкого (верхушка выступает на 4-5 см) выше ключицы. Норма это или патология? ___
1.8. Чем объясняется обильное носовое кровотечение при повреждении носовой полости?
1.9. Известно, что при воспалении гортани особенно у детей часто возникает опасность асфиксии (удушения из-за смыкания голосовой щели). Объясните это явление с анатомической точки зрения.
Заполнить таблицу
Отделы дыхательной системы | Латинское название | Месторасположение | Значение |
1. Полость носа | |||
2. Гортань | |||
3. Трахея | |||
4. Бронхи |
Сделать подписи к рисунку
Легкие
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 | ||
11 | ||
12 | ||
13 | ||
14 | ||
15 |
Тема 10. Физиология дыхания
Трудоемкость: 5 ч.
Формируемые компетенции:
ОК 1., ОК 2., ОК 3., ОК 5., ОК 6., ОК 11., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 3.1., ПК 3.2.
Цель: углубление знаний о физиологии дыхания
Студенты должны знать:
- Физиологическую основу каждого этапа дыхания, влияние факторов окружающей среды,
- Динамические показатели дыхания,
- Регуляцию дыхания.
Задания для самостоятельной работы:
Дать ответы на вопросы
1.1. Дать определение понятию дыхание -
1.2.Записать этапы дыхания:
1.3. Назвать типы дыхания:
1.4. Что такое сурфактант? Каковы его функции?
1.5. Перечислить органы, относящиеся к верхним дыхательным путям
1.6. Перечислить органы, относящиеся к нижним дыхательным путям
1.7. Что такое ЖЕЛ? Из каких дыхательных объемов оно состоит? С какой целью используют спирометрию в медицине и спорте?
Решить ситуационные задачи
2.1. Почему при тяжелых операциях прибегают к гипотермии – охлаждению организма человека 30° и ниже?
2.2. Почему при физической нагрузке наблюдается одышка и тахикардия?
2.3. Известно, что при повышении температуры у человека возникает тахикардия и одышка. Объясните механизм. Какие рекомендации можно дать людям, ухаживающим за лихорадящими больными?
Составить глоссарий по теме «Анатомия и физиология дыхания»
Написать сообщение на тему «Влияние курения на организм человека»
Тема 12. Глотка. Пищевод. Желудок
Трудоемкость: 2 ч.
Формируемые компетенции:
ОК 1., ОК 2., ОК 3., ОК 5., ОК 6., ОК 11., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 3.1., ПК 3.2.
Цель: углубление знаний о строении ротовой полости, глотки, пищевода и желудка
Студенты должны знать:
- Строение ротовой полости, ее функции;
- Строение языка, его отделы и функции;
- Строение зубов, зубная формула;
- Особенности строения слюнных желез
- Анатомо-физиологические особенности глотки и пищевода
- Желудок: топография, строение, функции;
Задания для самостоятельной работы:
Заполнить таблицу
Отдел ЖКТ | Особенности строения (топография, форма, длинна отделы, вместимость) | Строение стенки |
Ротовая полость | ||
Глотка | ||
Пищевод | ||
Желудок |
Подписать рисунок
А | ||
Б | ||
В | ||
I | ||
II | ||
III | ||
IV | ||
V | ||
VI | ||
VII | ||
VIII | ||
IC |
Тема 13. Большие пищеварительные железы
Трудоемкость: 3 ч.
Формируемые компетенции:
ОК 1., ОК 2., ОК 3., ОК 5., ОК 6., ОК 11., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 3.1., ПК 3.2.
Цель: углубление знаний о строении больших пищеварительных желез (слюнных, печени, желчного пузыря, поджелудочной железы)
Студенты должны знать:
- Расположение и строение больших слюнных желез;
- Строение, функции, топографию печени;
- Строение и функции желчного пузыря;
- Топография и строение поджелудочной железы;
Задания для самостоятельной работы: