Особенности организации образовательного процесса в 2020-2021 учебном году

Методические рекомендации по обучению предмету

«ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ» В 2020 – 2021 учебнОМ годУ

Л.В. Старшинова, и.о.заведующего отделом иностранных языков ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»

 

 

Особенности организации образовательного процесса в 2020-2021 учебном году

Содержание образования относительно предмета «Иностранный язык» отражает необходимость и стремление поднять на более высокий уровень качество общения между гражданами разных стран, говорящими на разных языках и воспитанных в разных культурах, что позволит им лучше понимать друг друга, свободнее общаться и вступать в непосредственный контакт друг с другом, быть более мобильными и, в конце концов, приведет ко взаимопониманию и более тесному сотрудничеству.

Данные рекомендации призваны облегчить профессиональное общение преподавателей, взаимодействие учителей и учащихся относительно целей изучения языка и путей их достижения.

Новые Государственные образовательные стандарты Донецкой Народной Республики обеспечивают единство образовательного пространства, доступность получения качественного образования, преемственность в обучении, духовно-нравственное развитие, создание условий для развития и самореализации учащихся; формирование здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни и создание социальной ситуации развития.

Методологической основой ГОС является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

-      формирование готовности учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

-      проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;

-      активную учебно-познавательную деятельность учащихся;

-      построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья учащихся.

В содержании образования относительно предметной области «Филология» в разделе «Иностранный язык. Второй иностранный язык» обозначены следующие требования к формированию предметных компетентностей как результата обучения:

1) формирование толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого учащимися уровня иноязычной компетентности;

2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;

3) достижение порогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;

4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.

Изучение иностранного языка в общеобразовательной организации должно быть направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.

Формирование и развитие речевой компетенции предусматривает развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме).

Языковая компетенция характеризуется как овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для общеобразовательной организации, освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке.

Социокультурная компетенция направлена на приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся общеобразовательной организации на разных этапах изучения предмета, формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения.

Компенсаторная компетенция – это развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации.

Учебно-познавательная компетенция служит базой для дальнейшего развития общих и специальных учебных умений, ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий; развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации, воспитание качеств гражданина, патриота, развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

При обучении предмету «Иностранный язык» образовательный процесс необходимо строить в рамках системно-деятельностного подхода с учетом личностно-ориентированного результата в формировании коммуникативной компетентности учащихся.

С этой целью рекомендуется использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, иными словами, способствуют формированию универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. В современном обществе растет значение владения иностранными языками для профессионального роста личности и успешной социализации в полиязычном мире, вместе с этим расширяется и понимание цели изучения предметной области «Иностранные языки» в основной школе.

Новые ГОС по предметам «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык» определяют цель изучения иностранных языков шире, чем только формирование коммуникативной иноязычной компетенции. Цели иноязычного образования стали более прагматичными по направленности и конкретными: общение в разных формах (устной/ письменной, непосредственное/ опосредованное, в том числе через Интернет), способность общаться на определенном уровне владения языком, возможность использовать иностранный язык как инструмент познания, самообразования в различных областях знания и саморазвития на протяжении всей жизни. Иностранный язык должен стать инструментом овладения другими предметными областями в сфере гуманитарных, математических, естественнонаучных и других дисциплин.

 

1. Планирование образовательной деятельности в общеобразовательных организациях на основе анализа результатов и проблем дистанционного обучения:

1.1. Анализ выполнения рабочей основной общеобразовательной программы по предмету в 2019-2020 учебном году (все ли темы вычитаны, выполнены ли нормы контрольных / лабораторных / практических работ и т.п.).

В связи с тем, что учебники английского языка «Спотлайт» для всех ступеней обучения в образовательных организациях и Примерные программы по предмету построены с учетом специфики последней учебной четверти, а это значит, что изучение нового учебного материала не выносится на конец учебного года и последние модули учебника посвящены повторению и обобщению ранее изученного материала, можно констатировать, что программа по предмету «Иностранный язык (Английский)», в основном, выполнена.

Относительно немецкого и французского языков, которые изучаются в отдельных образовательных организациях преимущественно как вторые иностранные языки, а также в образовательных организациях, где эти языки изучаются как первые иностранные, учебные программы последней четверти также построены по принципу повторения и закрепления лексического и грамматического материала, то есть созданы условия для полного выполнения программы.

Кроме того, в Примерных программах по предмету предусмотрены резервные уроки, которые вынесены на последний модуль в конце учебного года, их количество варьируется, и на период свободного дистанционного обучения с 8 мая 2020 года для самостоятельной творческой работы учащихся были предложены материалы по краеведению.

В связи с тем, что в соответствии с Концепцией обучения иностранному (неродному) языку декларируется формирование навыков основных видов речевой деятельности, проведение комплексных контрольных работ по предмету не предусмотрено. С целью контроля овладения этими навыками в конце каждой учебной четверти/ семестра проводится контроль навыков аудирования, чтения, письменной и устной речи в основной и старшей школе, в начальной школе проводится контроль одного из видов речевой деятельности один раз в год, при этом имеется возможность контроля по итогам изучения каждого учебного модуля, план проведения контроля навыков речевой деятельности также выполнен.

1.2. Рекомендации по коррекции рабочей основной общеобразовательной программы по предмету на 2020-2021 учебный год

В некоторых отдельных случаях в отчетах по выполнению программы были упомянуты последние лексические темы модулей, посвященные планам на лето, каникулам, рекомендуем вводно-коррективные модули в новом учебном году дополнить повторением лексико-грамматического материала последних модулей предыдущего учебного года. В связи с тем, что планирование и подача учебного материала по предмету носит не линейный, а циклический (спиральный)характер (темы для общения разделены на три цикла: ученик и его окружение; страна изучаемого языка; родная страна, и повторяются из года в год, расширяя объем изучения материала), затруднений в планировании и организации учебного процесса в начале нового учебного года не предвидится.

 

1.3. Рекомендации по организации диагностических (мониторинговых) контрольных работ в сентябре 2020 года по базовым дисциплинам с целью выявления пробелов в знаниях и оказания помощи обучающимся.

В связи с сокращением времени на непосредственного очного контакта с учащимися в конце 2019 – 2020 учебного года рекомендуем со второй недели сентября в третьих – шестых классах провести контроль навыков чтения и техники чтения, в седьмых и восьмых классах провести входной контроль навыков поискового чтения в форме тестовых заданий и аудирования с использованием материала последних модулей предыдущего учебного года. Для учащихся девятых – одиннадцатых классов рекомендуем провести ознакомительные уроки и использованием экзаменационных заданий (ОГЭ, ГПЭ), распределив их по отдельным видам работ (чтение, письменная часть - вопросы к тексту, устная речь по вариантам девятого класса, письменная речь – лексико-грамматические и письменные задания ГПЭ в десятых и одиннадцатых классах).

2. Нормативно-правовая база:

В 2020-2021 учебном году в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики реализуются Государственные образовательные стандарты начального общего образования (1-4 классы), основного общего образования (5-9 классы) и среднего  общего образования (10-11 классы) третьего поколения.

Рабочая программа учебного предмета «Иностранный язык» является структурным компонентом основных образовательных программ начального общего, основного общего образования, среднего общего образования, которые, в свою очередь, являются локальным нормативным актом общеобразовательной организации.

   Нормативными документами, на основе которых разрабатывается рабочая программа, являются:

- Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании»;

- ГОС НОО, ООО, СОО третьего поколения;

- СанПиН;

- Основная образовательная программа начального, основного, среднего общего образования образовательной организации;

 - Положение о рабочих программах образовательной организации либо локальные акты образовательной организации, регламентирующие требования к разработке рабочих программ предметов (курсов).

Примерная основная образовательная программа нормативным документом не является, а представляет собой учебно-методическую документацию, определяющую рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.

Рабочие программы учебного предмета «Иностранный язык» разрабатываются на основе требований к результатам освоения ООП начального, основного, среднего общего образования, утвержденной образовательной организацией. В каждой образовательной организации могут существовать свои требования к составлению рабочих программ, но они должны быть закреплены локальным актом и не могут противоречить действующим требованиям ФГОС НОО, ООО, СОО. При планировании работы рекомендуем учитывать возможности и необходимость организации дистанционного обучения. Для этого рекомендуем использовать возможности GOOGLE-Class, сайт ДонРИДПО, раздел «Дистанционное образование», предметно-методический блог учителей иностранных языков ddfl2020.blogspot.com. Очень полезной опцией для дистанционного обучения являются интерактивные тетради издательства «Просвещение». Также рекомедуем изучить возможности и использовать для работы на дистанции, самостоятельной творческой работы учащихся англоязычный сайт «Cahoot» и обучающую платформу «LinguoLeo».

2.1. Изменения в содержании предметной области / предмета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: