Тема 1. Сочинение как школьный жанр. Из истории вопроса

В состав слова «сочинение» входит корень "-чин-", имеющий значение "порядок, иерархия". Сочинение - это упорядочение мыслей, приведение их в надлежащий порядок, продиктованный выбранной темой и материалом анализа. В практику обучения сочинение вошло очень давно. Сочинение в разных типах учебных заведений в 19-20 вв.

Школьное сочинение по литературе как особый школьный литературоведческий жанр, предполагающий письменный анализ литературных произведений, выражения собственного отношения к ним, также анализ эпизодов из произведения. Специфика обращения с художественным текстом при отрабатывании на небольшом по объему материале навыков

4

литературного анализа, так как анализ эпизода - это анализ литературного произведения в миниатюре. Работа с образцами.

Тема 2. Школьное сочинение сегодня. Виды тем сочинений по литературе.

Виды тем по литературе: проблемные, сопоставительные, обзорные, темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя, анализ литературного произведения (лирики, драмы, эпических произведений), анализ эпизода, сочинение по цитате, смешанные, свободные.

Распределительная работа учащихся с пакетом образцов сочинений, в который включены различные тематические образцы сочинений. 

Поиск необходимых условий достижения оптимального результата: общее развитие как развитие ума, воли и чувства, улучшение результатов чтения и письма, развитие памяти, внимания, запоминание фактов, понимание лексики, понимание смысла вопросов, формулирование вопросов самим обучаемым.

Раздел 2.

Диагностирование учащихся. Составление учащимися индивидуальных образовательных маршрутов для оптимального освоения цели предметного курса.

Тема 1. Диагностирование учащихся.

Содержание деятельности обучающихся: Знакомство с новыми формами итоговой аттестации ОГЭ и ЕГЭ как системным, объективным способом проверки знаний и развития обучаемых в школе. Выбор способа диагностирования. Самодиагностика учащихся: самостоятельное формулирование выводов об успехах и пробелах в предмете. Экспертная диагностика (учителем).

Содержание деятельности учителя: Мотивация учащихся к творческому саморегулированию в процессе приобретения и систематизации знаний путем постановки учебных целей, формулирования задач в начале учебного курса и в промежуточные периоды.

Тема 2.Составление учащимися индивидуальных образовательных маршрутов для оптимального освоения цели предметного курса.

Содержание деятельности обучающихся: Проведение диагностики индивидуальной обучаемости. Творческое самоопределение обучаемых в выборе маршрута восполнения проблемных зон. Создание индивидуальных маршрутов продвижения («дерево целей», таблицы ЗХУ, портфолио учащегося и другие формы фиксации достижений и пробелов). Саморегуляция учебной деятельности: определение проблем-доминант: в предметных знаниях; в метапредметных действиях; личностного характера. Составление индивидуальных планов-стратегий, образовательных маршрутов подготовки к итоговым испытаниям.

Установление ситуации стартовой мотивации к решению новой задачи: а) «это я умею, это я могу»; б) «это я не умею, это я не могу, потому что у меня есть…» - 1) предметная

 

проблема (в знаниях по предмету)…; 2) метапредметная проблема (в знаниях и действиях универсального характера) …; 3) личностная проблема (универсальная личностная проблема) … Методы восполнения… 

Содержание деятельности учителя: Руководство индивидуальным продвижением учащихся. Бережное отношение к содержанию и развертыванию творческого опыта обучаемых. Составление индивидуальных программ дистанционного взаимодействия. Система мягкого контролирования успешности продвижения процесса.

Матрица разнообразия процесса усвоения элективного курса: консультации, практикумы, самостоятельная работа, собеседование, тестирование, зачет, использование элементов дистанционного обучения. В перспективе контактное и бесконтактное общение с учащимися.

Раздел 3. Освоение основных задач при работе над сочинением-рассуждением и сочинением-эссе.

Тема 1.Особенности сочинения-рассуждения и эссе как жанра письменного высказывания

Сочинение-рассуждение и сочинение-эссе как жанр. Классическая формула сочинения-рассуждения и эссе: тезис, доказательства, вывод. Основные правила и приемы создания текста литературоведческого характера.

Тезис как основная мысль, которую надо объяснить и доказать. Доводы, доказательства, аргументы. Виды аргументов: рациональные, иллюстративные, ссылки на авторитет.

Формулирование темы, определение проблемы. Работа с микротемами фрагментов текста. Определение главной мысли. Три сильные позиции текста важные для определения проблемы и главной мысли: заголовок, вступление, заключение.

Составление плана, отражающего структурно-смысловую организацию текста. Виды планов: назывной, вопросный, тезисный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: