Общие требования к условиям реализации основных образовательных программ

Туда входят:

▪ требования к организации учебной и производственной практик (для бакалавриата) и требования к организации практик и научно-исследовательской работы (для магистратуры);

▪ кадровое обеспечение учебного процесса;

▪ учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса;

▪ финансовое обеспечение учебного процесса;

▪ материально-техническое обеспечение учебного процесса; - оценка качества освоения основных образовательных программ; 15 - приложение (профили подготовки по направлению Наземные транспортнотехнологические машины и комплексы (для бакалавриата). Рассмотрим более подробно содержание некоторых разделов на примере образовательного стандарта бакалавриата. Область применения. В этом разделе перечисляются организации, имеющие право на реализацию образовательного стандарта бакалавриата и основные пользователи при реализации этого образовательного стандарта. Характеристика направления подготовки. В этом разделе указываются основные образовательные программы направления для бакалавриата и нормативные сроки их освоения. Характеристика профессиональной деятельности. В этом разделе перечисляются: область; объекты; виды и задачи профессиональной деятельности бакалавра. Требования к результатам освоения основных образовательных программ. В этом разделе указывается, какими компетенциями должен обладать выпускник, освоивший основные образовательные программы бакалавриата. Требования к структуре основных образовательных программ. В этом разделе указываются названия и содержание учебных циклов, которые должен изучить студент в процессе освоения основных образовательных программ бкалавриата. Указывается, что каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Даётся содержание учебных циклов с указанием трудоёмкости освоения цикла и его базовой части. Указывается трудоёмкость учебных и производственных практик, итоговой государственной аттестации и всей основной образовательной программы бакалавриата. Требования к условиям реализации основных образовательных программ. В этом разделе указываются общие требования к условиям реализации основных образовательных программ (определение цели программы в области обучения и воспитания, возможностей вуза в использовании особенностей его научной школы, потребностей рынка труда и пр.), требования к организации учебной и производственной практик, кадровое, учебнометодическое и информационное, финансовое и материально-техническое обеспечение учебного процесса. Оценка качества освоения основных образовательных программ. В этом разделе указывается, за счёт каких составляющих учебное заведение должно обеспечивать гарантию качества подготовки бакалавров и объективность его контроля при освоении основных образовательных программ и в процессе итоговой государственной аттестации. Приложение. В приложении указываются профили подготовки по направлению Наземные транспортно-технологические машины и комплексы. В данном образовательном стандарте названия профилей в точности совпадают (требование Минобрнауки РФ) с названиями теперешних специальностей, включённых в образовательный стандарт второго поколения подготовки дипломированных специалистов по направлению 653200 - Транспортные машины и транспортно-технологические комплексы. Образовательный стандарт магистратуры не содержит раздела «профили», так как его реализация предполагает освоение студентами магистерских основных образовательных программ, разрабатываемых вузами. К каждому образовательному стандарту прилагается примерный учебный план, разработанный с учётом требований, установленных в нём и облегчающий задачу составления учебного плана по основной образовательной программе для вуза.

 

Заключение

Процесс перехода к общеевропейским стандартам в системе российского образования не означает тождества, простого копирования опыта западных моделей образования. Мы должны, сохраняя все лучшее, что было накоплено за многие десятилетия в отечественной системе образования, модернизировать ее на основе современного мирового опыта.

Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно школа, вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры, политической жизни общества. Поэтому роль школы как базового звена образования чрезвычайно важна, способность школы достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет чрезвычайно важное значение.

Образование во многом определяет лицо общества. Социальная роль образования заключается в возможности оказывать влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, социуме, готовить подрастающее поколение к решению глобальных или локальных проблем современности, учить прогнозировать и, если потребуется, предупреждать их последствия.

Для каждого отдельного человека образование имеет более или менее выраженную личностную ценность. Процесс получения образования, который в развитых странах занимает четверть жизненного пути современного человека, делает содержательной и одухотворенной его жизнь, окрашивает ее разнообразными эмоциями, удовлетворяет потребности в познании, общении, самоутверждении. В ходе образования выявляются и развиваются потенциальные способности личности, осуществляется её самореализация, формируется «образ человеческий». С помощью образования человек адаптируется к жизни в обществе, приобретает необходимые для этого знания и умения. Образование оказывает влияние на все виды деятельности человека.

История человечества свидетельствует, что образование и общество неотделимы. Все глобальные проблемы (экономические, социальные, политические, культурологические, демографические, экологические и др.) с которыми сталкивается общество, так или иначе сказываются на сфере образования.

В заключении целесообразно подчеркнуть:

1. Совершенствование системы образования, являясь одним из принципов государственной политики, входит в число наиболее актуальных задач для современного общества.

2. С учетом всех путей возможного реформирования системы образования в Российской Федерации, в его границах сохраняются основополагающие гарантии, декларируемые Конституцией РФ.

3. В условиях демократизации общества образование приобретает все более гуманистический характер. На передний план выходит задача формирования социально активной, гармонично развитой личности.

4. Изменение требований к системе образования в целом предполагает профессиональное совершенствование педагогических кадров, раскрытие их личностного и творческого потенциала.

5. Одним из основных принципов функционирования системы образования сегодня является его интернационализация в сочетании с сохранением культурной самобытности.

6. В числе главных целей реформирования системы отечественного образования ведущее место занимает достижение его реальной доступности для всех граждан РФ, соблюдение в данной социальной сфере принципа равноправия.

7. Главным результатом изменений в системе образования РФ должно стать достижение современного качества образования, соответствующего социально-экономическим запросам общества.

 

 

Список литературы

1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник. - М.: Гардарики, 2010. - 512 с.

2.  Кириллова О.Ю. Противоречия и перспективы развития российской системы образования // Успехи современного естествознания. - 2006. - №10 -27-29 с.

3. История педагогики и образования: учеб. Пособие / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2010

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: