Общая характеристика курса

Содержание учебного (элективного) курса « Совершенствование видов речевой деятельности в процессе изучения английского языка в старшей школе » представлено современной модульной системой обучения, которая создается для наиболее благоприятных условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным потребностям обучающихся и уровню их базовой подготовки. Модули, включённые в данную программу, представляют собой относительно самостоятельные единицы, которые можно реализовывать в любом хронологическом порядке и адаптировать под любые условия организации учебного процесса.

Программный материал отражает все современные запросы общества: соблюдение культуры общения причем не только в письменной, но и в устной форме, поскольку владение родным и иностранным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Ценностные ориентиры Программы определяются направленностью на национальный воспитательный идеал, востребованный современным российским обществом и государством.

Содержание Программы разработано в соответствии с требованиями современной дидактики и возрастной психологии и направлено на решение задач по реализации в образовательном процессе метапредметной функции, которую выполняет язык на всех этапах обучения школьника в современной школе, и особенно в 10-11 классах, что обусловлено особенностями протекания процессов мышления и познавательной деятельности, в которых язык играет определяющую роль. Содержание курса обеспечивает совершенствование важнейших универсальных учебных действий, интеллектуально-коммуникативных умений, которые активно проявляются в разных видах речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение, письмо) и формируются в процессе изучения всех тем курса.

Программа учебного (элективного) курса « Совершенствование видов речевой деятельности в процессе изучения английского языка в старшей школе » включает пять содержательных компонентов:

- формирование механизма антиципации (предвосхищения) содержания аудиотекста в опоре на содержание утверждений (запрашиваемой информации);

- совершенствование навыков понимания на слух основного содержания устных диалогов, монологов и полилогов, теле- и радиопередач знакомой и частично незнакомой тематики;

- совершенствование навыков выборочного понимания на слух необходимой информации в объявлениях и информационной рекламе, значимой, интересующей информации из несложных иноязычных аудио- и видеотекстов;

- развитие умений и навыков относительно полно понимать высказывания носителей языка в наиболее типичных ситуациях повседневного общения и элементарного профессионального общения;

- формирование навыков работы с текстами для решения конкретных речевых задач с использованием определённых технологий чтения;

- совершенствование лексико-грамматических навыков и использование их в речи;

- совершенствование навыков использования языковых средств и правил речевого и неречевого поведения в соответствии с нормами, принятыми

- в стране/странах изучаемого языка;

- совершенствование навыков использования перифраза, синонимов, словарной замены в процессе речевого общения;

- употребление в речи наиболее распространенных устойчивых словосочетаний и реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры англоязычных стран.

Принципы и особенности содержания Программы

1. Принцип систематичности и последовательности в рамках курса направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета, интенсивное развитие коммуникативных навыков, формирование представления о связи языка и культуры народа, а также целенаправленное и взаимосвязанное развитие предметных компетенций, необходимых для успешного участия в разных сферах жизни, в том числе и в учебно-коммуникативной деятельности (в разнообразных видах речевого общения на уроках).

2. Принцип непрерывности сохраняет преемственность с примерной основной образовательной программой основного общего образования по иностранному языку и построена по модульному принципу. Содержание каждого модуля может быть перегруппировано или интегрировано в другой модуль.

3. Принцип доступности и индивидуализации последовательно реализует дифференцированныйподход к обучению иностранного языка в 10-11 классах. С помощью общепринятых сносок (*) в Программе выделены дидактические единицы (или задания), которые ориентированы на сильных учащихся и не предназначены для обязательного изучения или включения в систему контроля. Следовательно, учитель может строить процесс обучения, ориентируясь не только на основной контингент учащихся, но и на тех старшеклассников, которые способны решать языковые и коммуникативные задачи на очень высоком уровне сложности.

4. Принцип вариативности как при организации образовательной деятельности, так и при отборе содержания обучения является одним из экстралингвистических факторов повышения эффективности обучения иностранному языку, который приводит к личностному включению обучающихся в процесс обучения, что способствует формированию профессиональной мотивации будущих специалистов.Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. В старших классах выпускники проявляют интерес к выбору профессии. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Предлагаемая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь (владение языком таблиц, схем, рекламы).Общее содержание программы направлено на углубление знаний учащихся по всем аспектам языка.

5. Принцип минимакса в организации образовательной деятельности заключается в том, что содержание Программы предлагает изучение курса « Совершенствование видов речевой деятельности в процессе изучения английского языка в старшей школе » каждым обучающимся на максимальном (творческом) уровне, и обеспечивает его усвоение на уровне, не ниже социально безопасного минимума, отмеченного в ФГОС СОО, а каждый обучающийся выбирает конечный уровень по своему возможному максимуму в промежутке между минимальным и максимальным уровнями.Принцип минимакса учит определять потребность в информации и самостоятельно ее находить.

6. Системно-деятельностный подход реализует синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: