Рецепция английского земельного права в островных государствах Океании

 

У коренных обитателей островов Океании не возникало идей создания единого общества, единого государства, несмотря на то что все они были представителями одной расы: меланезийцами, полинезийцами и микронезийцами. Обитатели каждого острова предпочитали жить самостоятельными общинами под контролем своих вождей и лидеров. Каждая община регулировала поведение своих членов в соответствии с собственными традициями и практикой, желаниями и политикой своих вождей. В условиях отсутствия письменности регулирование общественного порядка было полностью основано на неписаных законах - обычаях, которые передавались из уст в уста. Социальный порядок в этих общинах основывался отчасти на общинной жизненной практике и обыкновениях и частично на диктате вождей и лидеров, причем этот порядок нарушался и подвергался серьезным испытаниям из-за случавшихся природных катастроф: извержений вулканов, штормов, наводнений и межплеменных войн.

Появление европейских поселенцев привело к тому, что во второй половине XIX в. в некоторых странах стали появляться писаные законы. После того как над всеми странами этого региона, кроме Тонга, был установлен колониальный контроль европейских государств, писаные законы стали использоваться как средство утверждения и усиления их контроля над зависимыми территориями. В дополнение к писаным законам, изданным законодательным органом метрополии и местными колониальными законодательными органами, принципы английского общего права и права справедливости стали действовать в странах этого региона. Эти принципы или применялись законодательным органом метрополии, или одобрялись местными законодательными органами. Однако эти принципы действовали только в той мере, насколько они соответствовали местным условиям страны, но такое ограничение применялось не столь часто.

Колониальные администрации допускали применение большей части местных обычаев как своего рода формы социального контроля. Однако первоначально они не разрешали применять местные обычаи как части правовой системы при разрешении судебных споров. Исключением были случаи, когда нужно было определить принадлежность титула на обычные земли. В XX в. в некоторых странах была усилена роль обычаев, и они стали признаваться частью их правовых систем. На островах колонии Гилберта и Эллис (ныне Республика Кирибати) суды должны были применять писаные законы Англии и колонии, а также общее право, но не до такой степени, чтобы лишить лицо возможности получить пользу или выгоду, которую он получил бы в соответствии с местным обычаем. В Республике Науру обычаи и обыкновения науранцев продолжали существовать и применяться, насколько это было совместимо с писаным правом и общими принципами гуманности.

После обретения независимости в некоторых странах обычаи и обычное право стали играть еще большую роль. Конституция Независимого Государства Самоа 1962 г. предусмотрела, что обычаи стали частью права страны. Это было отражено в статутном праве и подтверждено судами. Конституция Соломоновых Островов 1978 г., Конституция Республики Вануату 1980 г. и Конституция Республики Фиджи 2013 г. предусмотрели, что обычное право должно применяться судами при разрешении определенных категорий дел.

В настоящее время во всех странах региона существует несколько различных видов источников права: конституция, провозглашающая принцип верховенства закона; статутное право, принятое либо в период колониальной зависимости, либо после получения независимости; подзаконные нормативные акты; статутное право, принятое в метрополии; неписаные правила обычаев и обычное право; правила общего права и права справедливости. Эти различные виды источников права определяют существование смешанных правовых систем в данных государствах, что обусловлено характером меланезийской, микронезийской и полинезийской культуры и общества. В преамбулах конституций Кирибати, Самоа, Соломоновых Островов, Тувалу и Вануату отражена важность и значение культуры и традиций каждой из этих стран. Конституция Независимого Государства Папуа - Новой Гвинеи 1975 г. предусматривает необходимость содействовать судам в развитии исконной юриспруденции, которую следует применять в изменяющихся условиях Папуа - Новой Гвинеи.

Ни одна из островных стран Тихого Океана не отменила действие законов, существовавших в период, предшествовавший их независимости. Эти законы включают: статутное право Англии, в некоторых случаях статуты Австралии и Новой Зеландии, действовавшие на определенную дату, общее право, "колониальное право", действовавшее до обретения независимости. Принципы общего права стали действовать вместе с английскими статутами во всех странах, которые находились под контролем Британии. Эти принципы продолжают оставаться в силе и после признания независимости как часть правовых систем. Однако правила общего права в настоящее время применяются только в тех пределах, насколько они соответствуют местным условиям конкретной страны. Статуты некоторых стран предусматривают, что общее право и право справедливости действуют до определенной даты, после которой изменения в английском праве не являются обязательными для судов, хотя они имеют важное значение.

Есть несколько стран, в которых обычное право признано составной частью их правовых систем. К ним относятся Кирибати, Науру, Соломоновы Острова, Тувалу и Вануату. В некоторых из них четко определено соотношение между общим и обычным правом. Статуты, допускающие действие общего права, признают, что принципы общего права имеют подчиненный характер по отношению к правилам обычного права. Это значит, что если обычаю придается сила закона, то он имеет приоритет, он отменяет или изменяет принципы общего права.

Земельное право играет очень важную роль в островных странах Океании. Земельное право является сферой как писаного, так и неписаного права, которое устанавливает виды интересов, которые люди могут приобретать в отношении земли и как эти интересы могут быть переданы, изменены и прекращены*(416).

До того как в странах Океании было установлено колониальное правление, обычаи общин позволяли, чтобы землей владели на общинной или совместной основе, ею также могли владеть семьи и отдельные лица, хотя превалировало общинное право собственности. В большей части стран право собственности было основано главным образом на открытии и первоначальном завладении землей. Согласно обычаям многих стран собственники земли или главы племени могли обменять или пожаловать землю, например в качестве награды за особые заслуги, или отдать ее в качестве компенсации за причинение вреда. С другой стороны, практика продажи земли, передачи ее за деньги или за какую-то другую ценную вещь не была широко распространена до того времени, когда появились европейские поселенцы в XIX в.

Нередко возникали проблемы, связанные с владением землей. Общины часто меняли места своего проживания в поисках новых земель для садоводства, источников воды, охоты, сбора лесных плодов. Природные бедствия заставляли людей переезжать в другие места. Споры в рамках общины, вражеские вторжения, действия вождей племен приводили к изгнанию владельцев земли.

Европейские поселенцы стремились купить землю у коренных жителей. Именно они стали внедрять идеи частной собственности на землю, свободной купли-продажи земель, т.е. идеи "вечного права собственности", безусловного права собственности (freehold). Коренные жители продавали землю европейцам за деньги или обменивали на какие-то ценные в глазах островитян предметы. Было весьма сомнительным, что островитяне получали за свою землю действительно справедливое вознаграждение, их практически всегда обманывали. Поэтому правитель Тонга, который впоследствии стал королем Георгом Тупу I, запретил продажу земли европейцам в 1850 г. Конституция Тонга 1875 г. также запретила все сделки с землей любыми лицами. Но в других странах продажа обычной земли европейцам продолжалась.

Колониальные власти столкнулись с необходимостью решения проблемы продажи земли европейским поселенцам. В Британской колонии Фиджи и в зависимых территориях Новой Зеландии были признаны действительными ранее совершенные передачи земли европейцам, если только они не носили характера явного обмана, но последующие передачи земли более не разрешались. На Фиджи передачи земли были разрешены только в период с 1905 по 1908 г. В Британских протекторатах - Соломоновых Островах и Островах Гилберта и Эллис, а также Австралийской зависимой территории Науру какое-то время разрешались сделки с землей с иностранцами, но для этого требовалось получить разрешение органов власти, а позднее такие передачи были запрещены. На Соломоновых Островах право собственности на землю иностранцев было отменено в 1977 г., и оно было трансформировано в аренду, т.е. титул с определенным сроком действия.

Органы власти всех стран, кроме Тонга, настаивали на том, что все земли, которыми не владели на обычном праве собственности, и те земли, которые были законно переданы иностранцам, были признаны государственной собственностью. Было принято законодательство, которое наделяло органы власти приобретать землю как на основании соглашения, так и принудительно для общественных целей: для строительства дорог, верфей, школ и т.п. В Тонга вся земля была объявлена собственностью короля в 1852 г., что было подтверждено в Конституции 1875 г., и такое положение сохранялось в период британского правления до 1970 г.

В результате, когда страны получили независимость, кроме Тонга, большая часть земель находилась в обычной собственности коренного населения, кроме Соломоновых Островов, где примерно 10% всех земель находились в собственности иностранцев. Такое положение сохранялось и после признания независимости, кроме Вануату, Конституция которой наделила правами на все земли обычных владельцев и предусмотрела право Республики приобретать земли для публичных целей.

 




double arrow
Сейчас читают про: