5. Контрольные вопросы и задания для определения исходного уровня знаний:
5.1.При подготовке к практическим занятиям по патофизиологии дыхания повторить вопросы, изученные ранее на соответствующих кафедрах и необходимые для данного занятия. Прочитать текст в имеющемся учебнике и конспекте лекции. Далее просмотреть все учебные элементы графа логической структуры темы.
5.2. Выполните письменно работу по ориентировочной карте.
Знать: | Уметь: |
1.Вспомнить механизм развития акта вдоха и акта выдоха. | 1. Нарисовать схематично ДЦ, грудную клетку с лёгкими и диафрагмой, образование межрёберных и диафрагмальных нервов. |
2. Нарисовать рефлекс Геринга – Брейера с механорецепторов альвеол. | 2. Ответить, как изменится дыхание: 2.1.при черепно-мозговой травме ствола мозга; 2.2.отравление морфием, барбитуратами; 2.3. разрывом спинного мозга между 5-6 сегментами шейного отдела; 2.4. разрывом спинного мозга между 2-3 сегментами грудного отдела; 2.5. Нарисовать схематично. Объяснить механизмы развития дыхания: 1.частого, глубокого; 2. частого, поверхностного; 3.стенотического; 4.периодического. |
3. Перечислить возможные причины обструктивной, рестриктивной и смешанной вентиляционной ДН. | 3.Заполнить таблицу, в которой указать, что нарушается: вентиляция, диффузия или перфузия. Данные занесите в таблицу 5. |
3.Изучить изменения дыхательных объёмов при обструктивной и рестриктивной вентиляционной ДН. | 4. Заполнить таблицу 6 |
|
|
Таблица 5
Заболевания, вызывающие дыхательную недостаточность
Название заболевания | Вызванные изменения | ||
Вентиляции | Диффузии | Перфузии | |
Таблица 6
Изменения дыхательных объёмов при обструктивном и
рестриктивном процессах
Вид процесса | ЧД | ДО | МОД | Глубина дыхания | ОО | Р О2 | Р СО2 |
Обструктивный | |||||||
Рестриктивный |
План практического занятия
6.1. Тестовый входной контроль – 5 минут
6.2. Опрос с разбором возникших вопросов при подготовке к занятию - 45 минут
6.3. Ориентировочная основа действия (ООД) – 60 минут
6.4. Выполнение заданий для контроля результатов усвоения учебного материала– 10минут
6.5. Проверка и подписание протоколов – 15 минут
Ориентировочная основа действия (ООД)
Цель работы: изучить причины обструктивного и рестриктивного типа ДН, изменения показателей внешнего дыхания при этих состояниях, срочные и поздние компенсаторные реакции, механизмы их развития. Для этого необходимо заполнить таблицу 7.
|
|
Таблица 7
Изменение показателей внешнего дыхания при обструктивном и рестриктивном процессах
Изучаемые показатели | Здоровый человек | Больной бронхиаль-ной астмой | Больной фиброзом лёгкого |
Частота дыхания (ЧД) | |||
Дыхательный объём (ДО) | |||
Минутный объём дыхания (МОД) | |||
Резервный объём вдоха (РОвд) | |||
Резервный объём выдоха (Рвыд) | |||
Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) | |||
Остаточный объём (ОО) | |||
Глубина дыхания | |||
Напряжение кислорода в крови (Ро2) | |||
Напряжение углекислого газа в крови (Рсо2) |
Написать выводы, в которых объяснить механизмы изменение всех изучаемых показателей у больных с бронхиальной астмой и фиброзом лёгкого. Перечислить виды одышек. Объяснить механизмы развития срочных и медленных компенсаторных реакций при ДН. Для правильного написания вывода студенты пользуются таблицами, схемами, рисунками на бумажных носителях.