Грамматический строй речи.
Задачи.
Словоизменение
& Упражнять детей в умение согласовывать прилагательное в роде с существительным..
& Упражнять детей в умение согласовывать существительные с количественными числительными.
& Упражнять детей в изменение глаголов по лицам.
& Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с порядковыми числительными.
Словообразование
& Формировать умение детей слышать общую часть однокоренных слов.
& Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от существительных.
& Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от словосочетаний.
& Упражнять детей в образовании глаголов с приставками.
& Совершенствовать умение детей образовывать родительный падеж единственного и множественного числа существительных.
Говорим правильно
& Формировать представление детей о неизменяемых словах.
& Помочь детям правильно употреблять прилагательные сравнительной степени.
& Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, предоставлять возможность самостоятельно её исправить.
Предложение
& Формировать умение детей составлять по образцу сложные предложения.
& Формировать умение детей распространять предложения с помощью определений.
& Формировать умение детей правильно использовать предлоги в речи согласовывать слова в словосочетании.
& Формировать умение детей составлять по образцу сложные предложения..
Подготовка к обучению грамоте
Задачи.
& Закреплять умение детей определять место звука в слове.
& Упражнять детей в умение детей определять количество слогов в слове.
& Вызвать интерес к буквам.
Содержание.
Вид деятельности | Задачи. |
Речевая ситуация «Сладкие фрукты». | Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с прилагательными. Обогащать речь детей существительными, обозначающими фрукты. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к фруктам. |
Игровая ситуация «Пекарня фруктовая». | Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Поддерживать интерес детей к фруктам. |
Речевая игра «Пять груш». | Упражнять детей в умение согласовывать существительные с количественными числительными, образовывать родительный падеж единственного и множественного числа существительных. Совершенствовать у детей навыки количественного счёта до 5, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Поддерживать интерес детей к фруктам. |
Речевая игра «Десятое яблоко». | Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с порядковыми числительными. Обогащать речь детей прилагательными. Развивать навык порядкового счёта до 10, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Воспитывать в детях чуткость к художественному слову. Поддерживать интерес детей к фруктам. |
Речевая игра «Плодовые деревья». | Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от существительных. Поддерживать интерес детей к фруктам. Воспитывать в детях чуткость к художественному слову. |
Ситуация общения «Фруктовый сок». | Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от словосочетаний. Расширять представления детей о пользе для здоровья сока. Поддерживать интерес детей к фруктам. Воспитывать в детях чуткость к художественному слову. |
Ситуация общения «Родственные слова». | Формировать умение детей слышать общую часть однокоренных слов. Развивать фонематический слух. Поддерживать интерес детей к фруктам. Воспитывать в детях чуткость к художественному слову. |
Ситуация общения «Приставки садовые». | Упражнять детей в образовании глаголов с приставками. Поддерживать интерес детей к фруктам. |
Ситуация общения «Маленькие слова». | Формировать умение детей правильно использовать предлоги в речи согласовывать слова в словосочетании. Поддерживать интерес детей к фруктам. |
Ситуация общения «Сливовый». | Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, предоставлять возможность самостоятельно её исправить. Развивать слуховое внимание детей. |
Речевая игра «Спор фруктов». | Помочь детям правильно употреблять прилагательные сравнительной степени. Поддерживать интерес детей к фруктам. |
Занимательная игра «Неизменяемое слово "манго"» | Формировать представление детей о неизменяемых словах. Помочь детям правильно употреблять несклоняемые существительные. Поддерживать интерес к фруктам. |
Речевая игра «Я, ты, он, она, изменяем мы слова». | Упражнять детей в изменение глаголов по лицам, в согласование слов в предложение. Поддерживать интерес детей к фруктам. |
Ситуация общения «Писатели о фруктах». | Формировать умение детей распространять предложения с помощью определений. Поддерживать интерес детей к фруктам. |
Игровое упражнение «Почему я люблю фрукты». | Формировать умение детей составлять по образцу сложные предложения. Поддерживать интерес детей к фруктам. |
Речевая игра «Какое растение лишнее?» | Формировать умение детей строить сложноподчинённые предложения с союзом «потому что». Развивать логическое мышление детей, умение анализировать и обобщать. Поддерживать интерес детей к растениям. |
Игровая ситуация «В гостях у буквы А». | Закреплять умение детей определять место звука в слове. Упражнять детей в умение детей определять количество слогов в слове. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия фруктов. Вызвать интерес детей к буквам. Поддерживать интерес детей к фруктам. |
Речевая ситуация «Сладкие фрукты»
(с детьми 5 – 7 лет).
(Индивидуально или подгруппа детей до 10 человек).
Задачи. Совершенствовать умение детейсогласовывать существительные с прилагательными. Обогащать речь детей существительными, обозначающими фрукты. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к фруктам.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Разговор.
Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
Яков Аким
— Дети, яблоко — это овощ или фрукт? (ответы детей).
— Многие фрукты сладкие. Слово «сладкие» можно сказать по-разному: сладкая, сладкое, сладкий. Дети, я фрукт называю, вы назовите его «сладким». Только не забывайте, слово «сладкий» изменяйте.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, задавая вопрос. Дети отвечают на вопрос и возвращают цветок педагогу. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетание, правильно согласовывали прилагательные с существительным, чётко проговаривали окончание прилагательного.
Лексический материал.
Персик какой? – … (Сладкий персик).
Яблоко какое? – … (Сладкое яблоко).
Ананас какой? – … (Сладкий ананас).
Груша какая? – … (Сладкая груша).
Банан какой? – … (Сладкий банан).
Апельсин какой? – … (Сладкий апельсин).
Слива какая? – … (Сладкая слива).
Мандарин какой? – … (Сладкий мандарин).
Дыня какая? – … (Сладкая дыня).
Абрикос какой? – … (Сладкий абрикос).
— Восхитительно, дети! Вкус фрукта описали, слово правильно изменяли.
Игровая ситуация «Пекарня фруктовая»
(с детьми 6 – 7 лет).
(Индивидуально или подгруппа детей до 7 человек).
Задачи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Поддерживать интерес детей к фруктам.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Игра.
— Дети, в пекарню играем, пироги да пирожки с фруктами изготовляем. Вы пекари, а я покупатель. Покупателю интересно, что внутри пирожка спрятано, какая начинка. А начинка у нас сегодня фруктовая. Например, с чем у вас круассаны? – У нас круассаны с бананом, ананасом, яблоком, персиком. Чем больше вы назовёте начинки из ягод, тем больше выбор у покупателя.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, задавая вопрос. Дети отвечают на вопрос и возвращают цветок педагогу. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали полным предложением, называли не менее пяти названий фруктовых начинок, чётко и правильно произносили окончание существительных в творительном падеже.