Глава 1. История возникновения и становления движения «Нью Эйдж»

Введение

Актуальность работы. Одним из важных проявлений современной жизни является религия. Но между тем мы часто слышим, иногда сами сталкиваемся с такими проявлениями религии, которые никак не назовешь традиционными. Эти новые религии сильно отличаются от традиционных. Они резко, порой грубо, вторгаются в нашу жизнь. В исследовательской среде их принято называть «Новые (или нетрадиционные) религиозные движения» (далее – НРД – прим. автора). Это движения, появившиеся в современных культурно-исторических условиях на современном этапе человеческой истории, характерной чертой которого можно назвать всеобщую секуляризацию (падение общей религиозности, падение роли и значения традиционных религий).

Появление НРД было вызвано многочисленными процессами изменения общества, которые произошли в XIX и особенно в XX вв. Главная черта этих процессов - модернизация и вера в прогресс, который должен улучшить общество и человека. Стремление к модернизации охватило и сферу религии. На основе христианской традиции в Европе и Северной Америке возникли новые религиозные движения и организации. Стали появляться религиозные лидеры, которые, увлеченные стремление к модернизации, нещадно критиковали традиционные религии, утверждая, что они отстали от жизни, исказили подлинное учение о Боге, обманывают людей.

Другим следствием бурных реформаторских и революционных взглядов стало появление на Западе совершенно новых религиозных идей, пришедших с Востока, причем значительно видоизмененных под потребности европейцев и отличных от буддизма и индуизма. Примером таких учений служат теософия, учение «Агни-Йоги» и др.

В XIX и отчасти XX веке в обществе была очень популярна вера в могущество науки. В итоге это привело к появлению новых религий, объединивших элементы науки и религии. Примером такой «религии» может являться сайентология, в которой ее основатель Р. Хаббард попытался соединить псевдорелигиозные идеи с идеями психоанализа З. Фрейда.

Пожалуй, главной особенностью и отличительной чертой большинства подобных новообразований можно назвать эклектичность их вероучительных концепций. Перед нами - попытка совместить несовместимое, объединить элементы и части разных религиозных традиций, как Востока, так и Запада. Ярким примером такой «религиозной традиции» нам представляется движение «Нью Эйдж», о котором и пойдет речь в данной дипломной работе.

Главной причиной вышеупомянутых процессов в религиозной сфере явился постепенный отход общества от традиционных религий. Роль и значение традиционных религий в обществе неуклонно снижалась, падала личная религиозность людей, наблюдался застой в религиозной жизни, массовым становился атеизм. Все это было лишь на руку НРД, которые стремительно распространялись по всему миру, вербуя в свои ряды миллионы адептов, бывших некогда приверженцами традиционных религий.

Если в XIX в. появление новых религий не вызывало в обществе опасности, то начиная со второй половины XX в., новые религиозные движения стали серьезной проблемой для западного общества, а с начала 1990-х гг. и для России.

С развалом СССР проблема НРД обрела для России угрожающие очертания. С крушением советской идеологии ушла в небытие вера в светлое будущее. В сознании десятков миллионов людей образовалась огромная мировоззренческая брешь. Неудивительно, что заполнить эту брешь было суждено именно НРД.

Отпор нахлынувшим сектам могла дать в то время только Русская Православная Церковь, но она долгое время воспринималась под влиянием многолетних штампов как слабое, отсталое, аполитичное и консервативное учреждение. Была предана забвению роль православия в становлении и развитии России. Игнорировался и тот факт, что русская цивилизация и культура были сформированы именно православием.

В настоящий момент пик сектантского бума в нашей стране прошел. Но это не значит, что этой проблемы более не существует. НРД получили определенный отпор от общества, государства и традиционных религий. Учитывая отрицательное отношение к ним, эти организации приспосабливаются к новым условиям, прикрывают свою деятельность разными благотворительными мероприятиями, создают центры по излечению от наркомании, открывают курсы по изучение иностранных языков, из разряда религиозных организаций они переходят в медицинские и научные, чтобы избежать перерегистрации в органах юстиции. НРД обзавелись своими юристами, журналистами, политиками, теми, кто бы отстаивал их позицию в обществе, лоббировал их интересы.

В вероучении современных нетрадиционных религиозных групп и течений все больше и больше продолжает нарастать эклектизм. Как результат – многие движения, включая «Нью Эйдж», становятся все более популярным среди тех, кто не нашел себя в традиционных религиях или разочаровался в них и продолжил поиски в сфере альтернативной духовности.

Сегодня НРД продолжают оставаться деструктивным фактором, методично расшатывая духовно-нравственную сферу нашего общества. К тому, что у нас в стране появилось значительное количество подобного рода организаций нужно относиться как к данности. Это явление временное. Главное не давать ему распространяться, не дать туда попасть своим близким и знакомым и оно постепенно себя изживет.

Объектом данной работы является литература движения «Нью Эйдж», а так же апологетическая литература по данному вопросу.

Предметом – история и вероучение движения «Нью Эйдж».

Цель работы: изучение основных аспектов истории и вероучения движения «Нью Эйдж».

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

выявить и проанализировать взгляды исследователей на проблему происхождения термина «Нью Эйдж» и одноименного движения;

- выявить основные идеи и учения, являющиеся духовными истоками рассматриваемого движения, изучить их влияние на формирование идей «Нью Эйдж»;

- выявить и описать характерные черты и специфические признаки современного движения «Нью Эйдж»;

- рассмотреть специфику движения «Нью Эйдж» в России на примере истории и вероучения отечественных сект – «Белого Братства» и «Церкви Последнего Завета».

Степень разработанности темы. В настоящее время проблема бытования НРД в современном мире (в том числе, и в России) получила достаточно широкое и всеохватное освещение в научно-исследовательской литературе. Изучению истории НРД и анализу сектантских вероучений, в том числе, с позиций православного богословия, посвящено довольно большое количество работ. Однако знакомство автора с литературой по теме дипломного сочинения, позволило сделать вывод, что в исследовании НРД основной упор делается на изучение, главным образом, неохристианских и неоориенталистских культов, таких как «Свидетели Иеговы», «Церковь Иисуса Христа Святых Последних дней», «Международное общество сознания Кришны», «Трансцендентальная медитация» и др.

Учитывая, что «Нью Эйдж» не представляет сколько-нибудь единого течения, а являет собой совокупность различных идей и учений, возможность изучения рассматриваемого движения во всей его полноте оказывается чрезвычайно затруднительным. В этой связи различные исследователи изучают, как правило, отдельные аспекты «Нью Эйдж» (например, причины возникновения, критерии соотнесения различных групп с «Нью Эйдж», историю и вероучение отдельных течений «Нью Эйдж» и т.п.), а если и берутся исследовать всё движение целиком, то делают это, как правило, очень поверхностно.

Еще одним серьезным недостатком большинства работ, посвященных истории и вероучению «Нью Эйдж», является отсутствие критического анализа данного новообразования. Авторы подходят к изучению «Нью Эйдж» с позиций религиоведения, что не предполагает критического подхода к предмету их исследования. Критику учения последователей религии «Новой Эры» мы можем встретить, главным образом, лишь в трудах отечественных сектоведов.

На наш взгляд, попытка наиболее полного рассмотрения истории и вероучения движения «Нью Эйдж», включая его критику, была предпринята только у одного автора – известного российского сектоведа, профессора Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета А.Л. Дворкина[1]. Однако стоит отметить, что исследование А.Л. Дворкина было построено, большей частью, на западном материале. К сожалению, это касается большинства работ, относящихся к изучаемой нами теме.

Весь спектр трудов, посвященных непосредственно изучению истории и вероучения движения «Нью Эйдж» и использованных при подготовке данного дипломного сочинения, можно классифицировать следующим образом:

- работы отечественных сектоведов (Конь Р.М.[2], Чернышев В.М.[3] и др.);

- труды религиозных деятелей и священников РПЦ (протодиакон Кураев А.[4], Пасечнюк В.[5], архимандрит Рафаил (Карелин)[6] и др.);

- работы российских исследователей НРД (Балагушкин Е.Г.[7], Григорьева Л.И.[8], Митрохин Л.Н.[9], Фаликов Б.З.[10], Кантеров И.Я.[11] и др.);

- труды зарубежных исследователей НРД (Мартин У.[12], Макдауэлл Д., Стюарт Д.[13]).

Для наиболее полного и глубокого понимания и анализа отдельных аспектов истории и вероучения «Нью Эйдж» автором были также использованы ряд источников по заявленной теме. В качестве таковых выступили некоторые работы его основоположников – А. Бейли[14] и Е. Блаватской[15].

Автором были использованы также материалы, размещенные в глобальной сети Интернет. Среди них заслуживают внимания работы В.Ю. Питанова[16] и П. Н. Столярова[17], посвященные истории и анализу вероучения теософии и «Церкви Последнего Завета».

Методы исследования:

- конкретно-исторический метод, позволивший рассмотреть частные аспекты движения «Нью Эйдж» и впоследствии соотнести их с целым;

- ретроспективный метод, позволивший последовательно рассмотреть прошедшие события с целью выявления причинно-следственной связи;

- метод сравнительного анализа, позволивший сравнить основные вероучительные положения «Нью Эйдж» с православной традицией и указать на заблуждения последователей религии Новой Эры;

эмпирический при формировании умозаключений.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.



Глава 1. История возникновения и становления движения «Нью Эйдж»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: