Вопросы для практического занятия

1. Патоморфология: содержание, задачи, предмет исследования, место в медицинской науке и практическом здравоохранении, связь с другими областями науки.

2. Методы патологической анатомии. Биопсия: определение, цель, основные виды в зависимости от метода и времени получения, клиническое значение.

3. Понятие о патологическом процессе и болезни. Этиология, патогенез и патоморфоз.

4. Органопатологический, синдромный и нозологический принципы классификации болезней.

5. Диагностика: принципы образования, понятие об основном заболевании, его осложнениях, прямая и непосредственная причина смерти.

6. История развития патологической анатомии. Работы Морганьи, Рокитанского, Вирхова. Теория клеточной патологии и ее важность для медицинской науки.

7. Аутопсия: современные задачи, методы проведения и клиническое значение.

 

Вопросы для самоподготовки.

1. Современное понимание гуморальных, клеточных и молекулярных аспектов в патологии. Диалектическое единство структуры и функции в развитии патологического процесса.



Практические навыки.

1. Студент должен знать схему описания макро- и микропрепаратов.

2. Студент должен уметь определять патологический процесс в макро- и микропрепаратах.

3. Студент должен знать алгоритм аутопсии.

 

Схема описания макропрепарата.

1. Название макропрепарата

2. Размеры

3. Форма (округлая, неправильная, овальная и пр.)

4. Цвет поверхности

5. Состояние поверхности органа (гладкая, шероховатая и пр.)

6. Консистенция (плотная, мягкая, плотноэластическая и пр.)

7. Состояние на разрезе (однородное – при соответствии нормальной анатомической структуре органа/ткани, или не однородное при наличии патологических образований).

8. Описание патологических образований при их наличии производится по вышеперечисленным пунктам.

 

Схема описания микропрепаратов:

1. На малом увеличении определить орган или ткань.

2. Отметить изменения стромы органа: количество соединительной ткани, состояние сосудов (сужение просвета, утолщение стенок или их структурные изменения)

3. На большом увеличении отметить изменения паренхиматозных элементов в органе: размер клеток, количество ядер, состояние цитоплазмы.

4. Определить патологический процесс.

 

План и хронометраж занятия №1.

1. Введение – 10 мин

2. Ознакомление с основными формами работы отделения патологической анатомии и современными методами исследования в патоморфологии в лабораториях 20 мин.

3. Аутопсия в секционном зале – 60 мин.

4. Разъяснение студентам о порядке самостоятельной работы и описания макропрепаратов – 10 мин.

5. Разъяснение студентам о порядке самостоятельной работы и описания микропрепаратов – 10 мин.

6. Заключение 10 мин.

 

 

Студент может использовать для подготовки к практическим занятиям следующую литературу:

1. Струков А.И., Серов В.В. Патологическая анатомия. М., 2010.

2. Серов В.В., Ярыгин Н.Е., Пауков В.С. Патологическая анатомия / Атлас. М., 1986.

3. Пальцев М.А., Аничков Н.М. Патологическая анатомия: учебник в 2-х томах. М.: Медицина, 2001.

4. Цинзерлинг В.А., Цинзерлинг А.В. Патологическая анатомия: учебное пособие для медицинских вузов. СпБ.: СОТИС, 2005.

5. Зиновьев А.С. Клиническая патология орофациальной области и шеи, РМА, 2003

6. Л. С Куликов, Руководство к практическим занятиям по курсу орофациальной патологии,  2003

7. Патологическая анатомия: учебное пособие по патологической анатомии / Филоненко Т.Г., Новиков Н.Ю. Симферополь: Таврида, 2003.

8. А.К. Загорулько, Т.Г. Филоненко // Краткий курс патоморфологии- Симферополь – 2009. – с.258.

 

Тема 2: Тема: Морфология обратимого и необратимого повреждения клеток и тканей. Внутриклеточное и внеклеточное накопление белков, жиров и углеводов.

 

Актуальность темы: паренхиматозные дистрофии (внутриклеточные накопления) – это накопление аномального количества различных веществ в клетках. Паренхиматозные дистрофии развиваются в функциональных клетках, таких как клетки печени, почек, миокарда и характеризуется накоплением белков, жиров и углеводов в их цитоплазме.

Стромально-сосудистые или мезенхимальные дистрофии (внеклеточные накопления) развиваются в соединительной ткани в результате метаболических расстройств. Среди белковых мезенхимальных дистрофий выделяют: мукоидное набухание, фибриноидное набухание, гиалиноз. Эти патологические процессы являются последовательными стадиями дезорганизации соединительной ткани. Особое место среди внеклеточных накоплений занимает амилоидоз, осложняющий течение многих хронических и заболеваний, и сам по себе вызывающий тяжелые необратимые изменения в органах. Понимание этих процессов необходимо для понимания патогенеза заболеваний и клинико-анатомического анализа аутопсий.

 

 

Цель занятия: Изучить морфологические особенности паренхиматозных и мезенхимальных дистрофий, объяснить причины и механизмы их развития, оценить исходы и определять их значение для организма.

 

 

Задачи для практического изучения.

1. Объяснить морфологию обратимых и необратимых повреждений клеток и тканей.

2. Объяснить внутриклеточные и внеклеточные механизмы трофики и причины их нарушений.

3. Понимать морфологию внутриклеточного и внеклеточного накопления белков, жиров и углеводов и их значение.

4. Изучить классификацию внутриклеточных дистрофий в зависимости от преобладания морфологических изменений, превалирования тех или иных типов метаболизма, влияние генетических факторов и распространенность процесса.

5. Изучить механизмы различных типов мезенхимальных дистрофий.

6. Изучить морфологию и функциональные проявления мукоидного набухания, гиалиноза, амилоидоза и ожирения.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: