Вынесенных на рубежный контроль № 1

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра гигиены и медицинской экологии

Методические указания

по практическому занятию для студентов

Учебная дисциплина «Гигиена»

 «КАФЕДРАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ по теме – общие вопросы гигиены»

3 Цели занятия:

3.1.Общие цели:

Оценить усвоение студентами теоретические знания, практические умения и навыки по разделу «Общие вопросы гигиены».

3.2.Воспитательные цели:

Овладеть знаниями о гигиене как научную дисциплину и санитарию, их цели, задачи, составные части, значение знания гигиены для врачей разного профиля.

3.3.Конкретные цели:

- Знать:

1 Теоретические основы гигиены как отрасли медицинской науки и практической деятельности врача в объеме соответствующих разделов рекомендованной литературы, материалов лекций и практических занятий и перечня вопросов самоподготовку.

3.4.На основе теоретических знаний по теме:

- Овладеть методиками / уметь /:

1 Определять и оценивать:

· интенсивность, профилактическую дозу, бактерицидное эффективность УФ радиации, показатели микроклимата, климата и погоды, их влияние на организм и здоровье населения;

· показатели естественного и искусственного освещения и его влияние на функции зрительного анализатора;

· определить концентрации СО 2 в воздухе помещения и рассчитывать необходимые и фактические объем и кратность вентиляции.

· Показатели доброякостности питьевой воды

2 Отбирать пробы воздуха для исследования его запыленности, химических, бактериологических загрязнений, оценивать результаты этих исследований.

3 Определить расчетным методом по физико-химическим свойствам относительно бесспорные уровни воздействия (ВБРВ) химических загрязнителей воздуха.

4 Владеть основами   санитарного надзора;

· читать и оценивать архитектурно-строительные чертежи;

· пользоваться законодательными, нормативными документами санитарного, санитарно-правового законодательства.

5 Проводить санитарное обследование коммунальных объектов санитарного надзора и их описание, отбирать пробы воды, почвы для исследования.

6 Составлять санитарное заключение и профилактические рекомендации о состоянии коммунальных объектов на основании оценки результатов санитарного обследования и лабораторного анализа проб.

Материалы доаудиторной самостоятельной подготовки (междисциплинарная интеграция).

№№

п.п.

Дисциплины Знать Уметь
1 2 3 4
1. Предыдущие дисциплины 1. физика, Знать основныеметоды, применяемые для исследования внешних факторов Исследовать состояние организма физическими методами
  2. химия, Знать основные методы, применяемые для исследования внешних факторов Исследовать состояние организма химическими методами
  3. биология, Знать основные методы, применяемые для исследования внешних факторов Исследовать состояние организма биологическими методами
  4. микробиология Знать основные методы, применяемые для исследования внешних факторов Исследовать состояние организма
2. Следующие дисциплины 1 пропедевтика терапии   Влияние параметров окружающей среды и реакций организма на действие факторов, в условиях лабораторного эксперимента и натурных исследований. Применять методы исследования внешних факторов, морфологические, гистологические, физиологические, биохимические, клинические и другие методы исследования состояния организма
3. Внутрипредметная интеграция 1 Гигиена окружающей среды 2 Гигиена питания 3 ГДП 4 Гигиена труда 5 Гигиена ЛПУ 6 Воинская гигиена Влияние параметров окружающей среды и реакций организма на действие факторов окружающей среды Оценить влияние параметров окружающей среды и реакций  
       
       

Содержание темы

Итоговое занятие (2 академических часа) проводится в учебных лабораториях кафедры, оснащенных приборами по всем темам практических занятий раздела "Общие вопросы гигиены".

Каждый студент получает индивидуальное контрольное задание.

Материалы методического обеспечения занятия.

6.1. Задания для самопроверки исходного уровня знаний-умений / с предоставлением в конце блока заданий эталонов ответов - задачи II уровня; тесты разных типов также с эталонами ответов /.

Вопросы для студентов медицинских факультетов

вынесенных на рубежный контроль № 1

1. Гигиена как медицинская наука, ее цель, задачи, содержание, профильные гигиенические дисциплины. Санитария. Внешнее и окружающую среду.

2. Методы гигиенических исследований, их классификация. Специфические методы гигиены. Принципы и формы гигиенического нормирования.

3. Гигиенические требования к естественному освещению помещений. Внешние и внутренние факторы, влияющие на уровень естественной освещенности помещений. Показатели и нормативы естественного освещения помещений различного назначения.

4. Методика оценки естественного освещения помещений геометрическими методами при предохранительном и текущем санитарном надзоре (определение светового коэффициента, угла падения, угла отверстия, коэффициента углубление помещения)

5. Методика оценки освещения помещений светотехническим методом. Измерение освещенности люксметром. Определение фактического коэффициента естественного освещения при предупредительном (метод Данилюка) и текущем санитарном надзоре.

6. Гигиеническое значение искусственного освещения для быта, отдыха, производственной деятельности населения.Методика оценки.

7. Определение понятия "микроклимат" и факторы, его формируют.

8. Температура воздуха, радиационная температура, их гигиеническое значение, методы и средства измерения (термометры, термографы).

9. Влажность воздуха, его показатели: абсолютная, максимальная относительная влажность, физиологическая относительная влажность, дефицит насыщения, физиологический дефицит насыщения, точка росы и их гигиеническое значение.

10. Физические основы движения воздуха. Значение солнечной радиации и типа поверхности Земли в возникновении ветров. Гигиеническое значение движения атмосферного воздуха, его влияние на формирование климата, погоды, чистоту атмосферы.

11. Комплексные методы определения влияния параметров микроклимата на организм (кататермометрия, эквивалентно - эффективные и результирующие температуры), их определения и гигиеническая оценка.

12. Источники загрязнения помещений и атмосферы пылью. Классификация пыли по происхождению, способу образования, дисперсностью, формой пылинок, химическому составу, растворимости в воде и т.д. Свойства, от которых зависит вредное воздействие пыли на организм человека. Поведение пыли в воздухе (законы Джибса и Стокса), закономерности проникновения в дыхательные пути.Методы и средства определения запыленности воздуха седиментацийно- и аспирационно-весовые и счетные.

13. Химический состав атмосферного воздуха и его влияние на организм человека. Гигиеническое значение азота, кислорода, двуокиси углерода, влажности воздуха.Источники загрязнения атмосферного воздуха химическими загрязнителями (природные, транспортные, производственные), их гигиеническое значение. Смог.

14. Естественная вентиляция помещений, ее гигиеническое значение и средства усиления.

15. Искусственная (принудительная) вентиляция помещений (приточная, вытяжная, приточно-вытяжная), его техническое обеспечение. Необходим и фактический объемы и кратность вентиляции, их гигиеническое обоснование.

16. Сравнительная характеристика источников пресной воды, особенности формирования. Физиологическое, гигиеническое, народнохозяйственное значение воды.

17. Органолептические показатели качества воды, методы их определения и единицы измерения.

18. Химические показатели, характеризующие состав природных вод, методы их определения и единицы измерения.

19. Бактериологические показатели качества воды (прямые - возбудители болезней и санитарно-показательные - микробное число, коли-титр, коли-индекс), методы их определения и гигиеническое нормирование.Инфекционные заболевания, возбудители которых передаются через воду. Особенности водных эпидемий, их профилактика.

20. Заболевания неинфекционного происхождения, обусловленные употреблением недоброкачественной воды и средства их профилактики.

21. Белок как основа полноценного питания. Аминокислоты и их значение. Оценка белковой ценности продуктов питания. Рекомендуемые нормы потребности в белке. Болезни недостаточности и избыточности белкового питания. Ликвидация дефицита полноценного белка.

22. Жиры и их значение в питании. Состав и свойства пищевых жиров. Потребность и нормирование жиров.

23. Углеводы и их значение в питании. Классификация. Потребность. Источники.

24. Биологическая роль витаминов. Классификация. Нормы потребления. Основные причины гипо - и авитаминозов. Основные направления профилактики гиповитаминозов. Витаминизация пищевых продуктов и готовой пищи.

25. Витамин С, биологическая роль в организме. Пищевые продукты –источники витамина С, методы контроля за содержанием его в продуктах питания. Методика выявления недостаточности, профилактика гипо- и авитаминоза.

26. Минеральные вещества и их значение в питании, источники, нормы потребности. Заболевания, связанные с дефицитом и избытком поступления минеральных веществ. Основные направления популяционной профилактики микроэлементозов.

27. Энергетические потребности человека, факторы влияющие на них, методы определения.

28. Значение растительных пищевых продуктов в питании. Продукты переработки зерна, их пищевая и биологическая ценность.Гигиенические критерии качества хлеба. Роль зерновых продуктов.

29. Пищевая и биологическая ценность молока, его роль в питании различных групп населения. Роль в возникновении пищевых отравлений и ин­фекционных заболеваний.Санитарно-гигиеническая экспертиза молока.

30. Значение и роль мяса и мясных продуктов в питании человека. Санитарно-эпидемиологическая роль мяса.

31. Санитарно-гигиеническая экспертиза мяса. Пищевая и биологическая ценность рыбы. Санитарно-эпидемиологическая роль рыбы и рыбных продуктов. Санитарно-гигиеническая экспертиза рыбы.

32. Значение яиц и яичных продуктов в питании населения. Гигиенические требования к качеству.

33. Пищевые отравления. Определение, классификация, структура.

34. Пищевые токсикоинфекции. Определение, этиология, патогенез. Общая характеристика вспышек.

35. Сальмонеллез, определение понятия, этиология, патогенез. Профилактика.

36. Пищевые бактериальные токсикозы, определение понятия, этиология, патогенез. Профилактика.

37. Ботулизм. Возбудители их характеристика. Роль определенных продуктов в возникновении ботулизма. Профилактика.

38. Пищевые микотоксикозы. Этиология, патогенез, профилактика. Эрготизм, клиника, этиология, профилактика.

39. Алиментарно-токсическая алейкия. Этиология, клиника, профилактика. Отравление "пьяным хлебом". Этиология, клиника, профилактика.

40. Отравления грибами, их профилактика.

41. Показатели и методы индивидуальной оценки физического развития. Определение групп здоро­вья детей и подростков.

42. Анатомо-физиологические особенности рас­тущего организма. Биологический и паспортный возраст. Социально-гигиеническое значение аксе­лерации.

43. Гигиенические требования к школьной парте, учебным пособиям. Физиологические особенности правильной посадки ребенка.

44. Основные закономерности роста и развития детей, их общая характеристика и гигиеническое значение.

45. Гигиенические принципы организации физического воспитания детей и подростков.Закаливание, его физиологическая сущность. Основные принципы закаливания.Врачебный контроль за физическим воспитанием.

46. Гигиенические принципы организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях.

47. Физические производственные вредности, их классификация, значимость в профессиональной патологии медицинских работников различных специальностей.

48. Химические производственные вредности, их классификация, значимость в профессиональной патологии медицинских работников различных специальностей.

49. Шум как физический и гигиенический фактор. Источники шума. Классификации. Единицы измерения шума и основы (принципы) его гигиенического нормирования. Действие шума на организм. Меры борьбы с шумом.

50. Производственные вредности медицинских работников различных специальностей, их патогенное действие. 

 

6.2. Информацию, необходимую для формирования знаний-умений можно найти в учебниках: / предоставляются основные литературные источники с указанием страниц /:

· основная

1.
Гигиена с основами экологии человека: учебник - Архангельский В.И. и др.; под ред. П.И. Мельниченко. 2010 - 752 с.: ил.

2. Гигиена, санология, экология: учебное пособие / под ред. Л. В. Воробьевой. - 2011. - 255 с.

3. Медицинская экология (для студентов медицинских вузов) - Иванов В.П., Иванова Н.В. 2011 - 320 с.

4. Гигиена. Соmреndium: учебное пособие / В. И. Архангельский, П. И. Мельниченко. - 2012. - 392 с.: ил.

· дополнительная

1 Общая гигиена. Пропедевтика гигиены. / Е.Г.Гончарук, Ю.И.Кундиев, В.Г.Бардов и др. / Под ред. Е.Г.Гончарука.- М.: школа, 1995. С. 8-23; 48-87; 193-356; 357-366; 378-385.

2 Общая гигиена. Пропедевтика гигиены. / Е.И.Гончарук, Ю.И.Кундиев, В.Г.Бардов и др.- М.: школа, 2000. С. 8-96.

3 Даценко И.И., Габович Р.Д. Профилактическая медицина. Общая гигиена с основами экологии. - 2-е изд.: К.: Здоровье, 2004. - С. 14-140.

4 Даценко И.И., Габович Р.Д. Основы общей и тропической гигиены. - К.: Здоровье, 1995. - С.6-56; 176-184; 232-244; 301-304;309-311; 333-354.

5 Габович Р.Д., Познанский С.С., Шахбазян Р.Х. Гигиена. - М.: школа, 1983, - С. 3-11; 15-18; 26-41; 45-47; 57-71; 86-93; 121-134; 202-207; 211-219.

6 Общая гигиена. Пособие для практических занятий. / И.И.Даценко, О.Б.Денисюк, С.Л.Долошицький. / Под ред. И.И.Даценко.- 2-е изд. Львов, "Мир", 2001, - С. 6-103.

7 Материалы лекций.

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: