Цель: Изучить свойства растворов электролитов: сравнить активность сильных и слабых электролитов; амфотерность, научиться определять рН растворов.
Опыт №1. Сравнение химической активности электролитов.
В пробирку налить 5 мл раствора 0,1н HCl, в другую столько же раствора 0,1н СН3СООН. Бросить в каждую пробирку по грануле цинка. Наблюдать выделение газа. Отметить, в какой из пробирок выделяется водород более энергично.
________________________________________________________________
Определите какое вещество является сильным электролитом, а какое – слабым.
________________________________________________________________
Напишите уравнения этих реакций в молекулярной и ионно-молекулярной формах.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Напишите выражение для константы диссоциации уксусной кислоты.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Утилизация. Промыть гранулы цинка и оставить на просушивание.
Опыт №2. Влияние сильного электролита, содержащего одноименный ион, на диссоциацию слабого электролита.
|
|
В пробирку налейте разбавленный раствор аммиака и добавьте 2-3 капли раствора фенолфталеина. Как изменился цвет раствора? __________________
Окрашенный раствор разделите на две части. Одну оставьте для сравнения, а в другую добавьте немного твердого хлорида аммония и хорошо размешайте. Объясните изменение цвета раствора. Для этого напишите:
· уравнение процесса диссоциации гидроксида аммония;
________________________________________________________________
· выражение для константы диссоциации гидроксида аммония;
________________________________________________________________
________________________________________________________________
· уравнение процесса диссоциации хлорида аммония.
________________________________________________________________
Сделайте вывод о влиянии сильного электролита, содержащего одноименный ион на степень диссоциации слабого электролита.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Опыт №3 . Реакции обмена в растворах электролитов.
а) Реакции, протекающие с образованием осадков.
Испытать в отдельных пробирках действие BaCl2 на растворы Na2SO4, CuSO4 и FеSO4. Наблюдать выпадение осадка. Написать уравнения реакций в молекулярной и ионно-молекулярной формах. Каким сокращенным ионным уравнением можно выразить все три реакции?
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
|
|
________________________________________________________________
б) Реакции, протекающие с образованием газообразных веществ.
В пробирку налейте раствор карбоната натрия и добавьте раствор соляной кислоты. Что наблюдается? Напишите уравнение реакции в молекулярной и ионно-молекулярной формах. Объясните причину, определяющую практическую необратимости данной реакции ионного обмена.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
в) Реакции, протекающие с образованием слабых электролитов.
В одну пробирку налейте по немного раствора аммиака, к которому добавьте несколько капель фенолфталеина, и добавьте в эту пробирку равное количество раствора соляной кислоты. Объясните изменение окраски. Напишите уравнение реакции в молекулярной и ионно-молекулярной формах.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Опыт №4 . Изменение окраски индикаторов кислых и щелочных растворах.
Налить в пробирки по 2-3 мл раствора соляной кислоты, уксусной кислоты, гидроксида натрия и аммиака. Прилить в каждую из пробирок по 1-2 капли раствора фенофталеина и наблюдать, как изменится окраска. Добавить к растворам этих же веществ индикаторы метилоранж и лакмус.
Результаты исследований оформить в виде таблицы 2, пользуясь таблицей 1. На основании полученных данных определите значение рН выданного раствора.
Таблица 1.
Интервалы перехода окраски некоторых кислотно-основных индикаторов
Индикатор | Интервал рН перехода окраски | Окраска до интервала перехода | Окраска в интервале перехода | Окраска за интервалом перехода |
метиловый оранжевый | 3,1 –4,4 | красный | оранжевый | оранжево-желтый |
лакмус | 5,0 – 8,0 | красный | фиолетовый | синий |
фенолфталеин | 8,0 – 9,8 | бесцветный | бледно-розовый | малиновый |
Таблица 2.
Результаты исследования рН растворов
Индикатор | HCl | NH3 | ||
Метиловый оранжевый | ___________________________ Окраска раствора | рН = ____ | __________________________ Окраска раствора | рН = ____ |
Фенолфталеин | __________________________ Окраска раствора | рН = ____ | _________________________ Окраска раствора | рН = ____ |
Опыт №5 . Определение pH растворов с помощью универсального индикатора.
Пользуясь универсальным индикатором, определить значение pH:
· воды, ____________________________________
· раствора соляной кислоты, __________________
· раствора уксусной кислоты, __________________
· раствора фосфорной кислоты, ________________
· раствора едкого натрия, _____________________
· раствора аммиака. _________________________
Сравнить окраску с цветной шкалой. Записать значения рН для соответствующих растворов веществ.
Различаются ли величины pH растворов 0,1н кислот? Почему?
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
"Зачислено" _____ баллов
"____"_________________20___г. __________________
(подпись преподавателя)
Тема № 6.
РАВНОВЕСНЫЕ ПРОЦЕССЫ В РАСТВОРАХ ЭЛЕКТРОЛИТОВ.
В этой теме рассматривается: Теория кислот и оснований, процессы, происходящие при гидролизе солей, понятие произведения растворимости и буферные растворы.