Свойства растворов электролитов

Цель: Изучить свойства растворов электролитов: сравнить активность сильных и слабых электролитов; амфотерность, научиться определять рН растворов.

 

Опыт №1. Сравнение химической активности электролитов.

В пробирку налить 5 мл раствора 0,1н HCl, в другую столько же раствора 0,1н СН3СООН. Бросить в каждую пробирку по грануле цинка. Наблюдать выделение газа. Отметить, в какой из пробирок выделяется водород более энергично.

________________________________________________________________

Определите какое вещество является сильным электролитом, а какое – слабым.

________________________________________________________________

Напишите уравнения этих реакций в молекулярной и ионно-молекулярной формах.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Напишите выражение для константы диссоциации уксусной кислоты.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Утилизация. Промыть гранулы цинка и оставить на просушивание.

 

Опыт №2. Влияние сильного электролита, содержащего одноименный ион, на диссоциацию слабого электролита.

В пробирку налейте разбавленный раствор аммиака и добавьте 2-3 капли раствора фенолфталеина. Как изменился цвет раствора? __________________

Окрашенный раствор разделите на две части. Одну оставьте для сравнения, а в другую добавьте немного твердого хлорида аммония и хорошо размешайте. Объясните изменение цвета раствора. Для этого напишите:

· уравнение процесса диссоциации гидроксида аммония;

________________________________________________________________

· выражение для константы диссоциации гидроксида аммония;

________________________________________________________________

________________________________________________________________

· уравнение процесса диссоциации хлорида аммония.

________________________________________________________________

Сделайте вывод о влиянии сильного электролита, содержащего одноименный ион на степень диссоциации слабого электролита.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

 

Опыт №3 . Реакции обмена в растворах электролитов.

а) Реакции, протекающие с образованием осадков.

Испытать в отдельных пробирках действие BaCl2 на растворы Na2SO4, CuSO4 и FеSO4. Наблюдать выпадение осадка. Написать уравнения реакций в молекулярной и ионно-молекулярной формах. Каким сокращенным ионным уравнением можно выразить все три реакции?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

 

б) Реакции, протекающие с образованием газообразных веществ.

В пробирку налейте раствор карбоната натрия и добавьте раствор соляной кислоты. Что наблюдается? Напишите уравнение реакции в молекулярной и ионно-молекулярной формах. Объясните причину, определяющую практическую необратимости данной реакции ионного обмена.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

 

в) Реакции, протекающие с образованием слабых электролитов.

В одну пробирку налейте по немного раствора аммиака, к которому добавьте несколько капель фенолфталеина, и добавьте в эту пробирку равное количество раствора соляной кислоты. Объясните изменение окраски. Напишите уравнение реакции в молекулярной и ионно-молекулярной формах.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

 

Опыт №4 . Изменение окраски индикаторов кислых и щелочных растворах.

Налить в пробирки по 2-3 мл раствора соляной кислоты, уксусной кислоты, гидроксида натрия и аммиака. Прилить в каждую из пробирок по 1-2 капли раствора фенофталеина и наблюдать, как изменится окраска. Добавить к растворам этих же веществ индикаторы метилоранж и лакмус.

Результаты исследований оформить в виде таблицы 2, пользуясь таблицей 1. На основании полученных данных определите значение рН выданного раствора.

Таблица 1.

Интервалы перехода окраски некоторых кислотно-основных индикаторов

Индикатор Интервал рН перехода окраски Окраска до интервала перехода Окраска в интервале перехода Окраска за интервалом перехода
метиловый оранжевый 3,1 –4,4 красный оранжевый оранжево-желтый
лакмус 5,0 – 8,0 красный фиолетовый синий
фенолфталеин 8,0 – 9,8 бесцветный бледно-розовый малиновый

Таблица 2.

Результаты исследования рН растворов

Индикатор

HCl

NH3

Метиловый оранжевый ___________________________ Окраска раствора рН = ____ __________________________ Окраска раствора рН = ____
Фенолфталеин __________________________ Окраска раствора рН = ____ _________________________ Окраска раствора рН = ____

 

Опыт №5 . Определение pH растворов с помощью универсального индикатора.

Пользуясь универсальным индикатором, определить значение pH:

· воды, ____________________________________

· раствора соляной кислоты, __________________

· раствора уксусной кислоты, __________________

· раствора фосфорной кислоты, ________________

· раствора едкого натрия, _____________________

· раствора аммиака.  _________________________

Сравнить окраску с цветной шкалой. Записать значения рН для соответствующих растворов веществ.

Различаются ли величины pH растворов 0,1н кислот? Почему?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

 

 

"Зачислено" _____ баллов

"____"_________________20___г.                          __________________

(подпись преподавателя)

 


 


Тема № 6.

РАВНОВЕСНЫЕ ПРОЦЕССЫ В РАСТВОРАХ ЭЛЕКТРОЛИТОВ.

В этой теме рассматривается: Теория кислот и оснований, процессы, происходящие при гидролизе солей, понятие произведения растворимости и буферные растворы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: