Задачи урока:
Формировать:
– умение определять тип (название) орфограммы, ориентируясь на часть слова, на часть речи;
познавательные УУД:
– умения работать с Обратным словарем;
– развитие умения проводить анализ языковых единиц, используя инструкцию учебника.
регулятивные УУД:
– умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.1 (с. 16–18); Рабочая тетрадь 1.
I. Оргмомент.
II. Словарное слово ЧЕТВЕРГ (У. № 8; Т.1) III. С. 16–18. Упражнение 12. Чтобы присвоить орфограммам порядковые номера, школьники
опять-таки могут обратиться к форзацам: там орфограммы не пронумерованы, но названы и идут
в определенной последовательности. Этой последовательности могут придерживаться и дети.
Проверочные слова:
в лесу – лес;
мурашки – мураши, муравьи (правило);
живут – жить (+ правило: «жи-ши» пиши с буквой «и»);
жильцы – жить (+ правило: «жи-ши» пиши с буквой «и»);
жильцы (правило);
без дела – без всякого дела;
не сидят (правило);
|
|
сидят – сидя;
пост – поста;
бегут – бег;
бойцы (правило);
детский – дети;
сад – сады;
рабочий – раб, рабский (работа – словарное слово);
спешит – спешка; спешит (правило);
тропинкой – тропка, тропы;
шуршит (правило);
в траве – травы, травка;
под листвой – лист, листик;
пo′ лесу – лес;
муравьиный (правило);
труд – труда;
семьи (правило);
муравьи (правило).
Выделено слово ТРУД. Проверочные слова из текста: трудом, трудовой. Сложное слово –
МИРОЛЮБИВЫЙ.
Другие сложные слова: трудолюбивый, человеколюбивый, свободолюбивый, жизнелюбивый,
солнцелюбивый.
В Обратном словаре на -Й, на -вый (с. 168) указано семь сложных слов. Объясните детям, что
можно менять форму этих слов (поскольку это прилагательные, то можно менять их род и число).
Возможные словосочетания: жизнелюбивый человек;
солнцелюбивый цветок;
правдолюбивый мальчик;
свободолюбивый народ;
трудолюбивая девочка;
теплолюбивое растение;
миролюбивые жители.
IV. Домашнее задание: тетрадь для самостоятельной работы 1, упражнение 7.
V. Итог урока.
Урок 10. Звукобуквенный разбор слова
Задачи урока:
Формировать:
– умение характеризовать звук, ориентируясь на произношение слова;
– объяснять написание буквы, опираясь на понимание правил графики и знание орфограмм;
познавательные УУД:
умения
– самостоятельно изучать материал по учебнику;
– проводить сравнительный анализ, обобщать, делать выводы; – работать со словарем «Произноси правильно»;
регулятивные УУД:
умения
– работать с инструкциями учебника, а также использовать просмотровое чтение при работе с
|
|
учебной книгой, ориентировку на шрифтовые выделения;
– определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.1 (с. 16–18); Рабочая тетрадь 1.
I. Оргмомент.
II. Словарное слово ФУТБОЛ (У. № 9; Т.1)
III. С. 18–19. Учитель предлагает детям читать этот параграф по пунктам и параллельно
выполнять те инструкции, которые там содержатся. Кто-то из детей читает каждый пункт до
конца, после чего все его выполняют (один на доске). И так до конца. После того как будет
разобрано слово «рука», можно точно так же разобрать слово «як».
IV. С. 20. Упражнение 13. Единственная тонкость сравнения звукового облика двух слов
состоит в том, что дети должны сразу, произнеся эти два слова, убедиться в том, что у обоих слов
он – одинаковый, поскольку на конце слова «луг» слышится глухой звук [к].
V. С. 20. Упражнение 14. Если во 2 классе учебник дублировал пиктограмму словаря
(условное обозначение словаря в виде бокового флажка) и название словаря в тексте упражнения,
то в 3 классе этого дублирования уже нет: осталась только пиктограмма. Это необходимо, чтобы приучить детей правильно читать язык условных обозначений. Поэтому на первом этапе работы с упражнениями, отсылающими к словарям, необходимо, прежде всего, уточнить у детей, какой же словарь имеется в виду. Так, упражнения 14 и 15 работают со словарем «Произноси правильно»*.
*Примечание. Каков принцип подбора слов в словаре «Произноси правильно»? Здесь
представлены слова, в которых чаще всего делаются орфоэпические ошибки (по статистике
отдела фонетики Института русского языка РАН), а также слова из текстов учебников «Русский
язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир», содержащие орфоэпические сложности.
Цель этого упражнения – не только еще раз обратить внимание детей на разное качество
согласных звуков и на разницу слов-названий предметов по родам, но и заставить читать подряд
(с целью выбрать нужные слова) все слова, содержащие орфоэпическую проблему.
После того как самостоятельный этап работы закончится, важно перейти к проверке, а значит,
к чтению всех слов подряд по цепочке с обсуждением того, нужно ли было выписывать данное
слово и почему.
Во время этого чтения вслух важно следить за правильным произношением.
Дети должны выписать такие слова: автор, аккордеон, ансамбль, батальон, ветеринар,
вымпел (объясните им, что гантель – существительное ж.р.), дельфин, император, квартал,
композитор, корень, музей (напомните детям, что звук [й'] – звонкий и не имеет пары по
звонкости/глухости), павильон, спортсмен, чемпион.
VI. С. 20. Упражнение 15. Перед тем как побудить детей сделать звукобуквенный разбор слов
купе и кафе, очень важно, чтобы они нашли эти слова в словаре «Произноси правильно»: словарь
обозначает твердость второго согласного звука в каждом слове. Именно необозначение этой твердости является той ошибкой, которую можно допустить в звукобуквенном разборе данных слов.
VII. Домашнее задание: тетрадь для самостоятельной работы 1,
упражнение 10.
VIII. Итог урока.