Урок 9. Что такое орфограмма. Повторение знакомых орфограмм

Задачи урока:

Формировать:

– умение определять тип (название) орфограммы, ориентируясь на часть слова, на часть речи;

познавательные УУД:

– умения работать с Обратным словарем;

– развитие умения проводить анализ языковых единиц, используя инструкцию учебника.

регулятивные УУД:

– умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.1 (с. 16–18); Рабочая тетрадь 1.

 

I. Оргмомент.

II. Словарное слово ЧЕТВЕРГ (У. № 8; Т.1) III. С. 16–18. Упражнение 12. Чтобы присвоить орфограммам порядковые номера, школьники

опять-таки могут обратиться к форзацам: там орфограммы не пронумерованы, но названы и идут

в определенной последовательности. Этой последовательности могут придерживаться и дети.

Проверочные слова:

в лесу – лес;

мурашки – мураши, муравьи (правило);

живут – жить (+ правило: «жи-ши» пиши с буквой «и»);

жильцы – жить (+ правило: «жи-ши» пиши с буквой «и»);

жильцы (правило);

без дела – без всякого дела;

не сидят (правило);

сидят – сидя;

пост – поста;

бегут – бег;

бойцы (правило);

детский – дети;

сад – сады;

рабочий – раб, рабский (работа – словарное слово);

спешит – спешка; спешит (правило);

тропинкой – тропка, тропы;

шуршит (правило);

в траве – травы, травка;

под листвой – лист, листик;

пo′ лесу – лес;

муравьиный (правило);

труд – труда;

семьи (правило);

муравьи (правило).

Выделено слово ТРУД. Проверочные слова из текста: трудом, трудовой. Сложное слово –

МИРОЛЮБИВЫЙ.

Другие сложные слова: трудолюбивый, человеколюбивый, свободолюбивый, жизнелюбивый,

солнцелюбивый.

В Обратном словаре на -Й, на -вый (с. 168) указано семь сложных слов. Объясните детям, что

можно менять форму этих слов (поскольку это прилагательные, то можно менять их род и число).

Возможные словосочетания: жизнелюбивый человек;

солнцелюбивый цветок;

правдолюбивый мальчик;

свободолюбивый народ;

трудолюбивая девочка;

теплолюбивое растение;

миролюбивые жители.

IV. Домашнее задание: тетрадь для самостоятельной работы 1, упражнение 7.

V. Итог урока.

 

Урок 10. Звукобуквенный разбор слова

Задачи урока:

Формировать:

– умение характеризовать звук, ориентируясь на произношение слова;

– объяснять написание буквы, опираясь на понимание правил графики и знание орфограмм;

познавательные УУД:

умения

– самостоятельно изучать материал по учебнику;

– проводить сравнительный анализ, обобщать, делать выводы; – работать со словарем «Произноси правильно»;

регулятивные УУД:

умения

– работать с инструкциями учебника, а также использовать просмотровое чтение при работе с

учебной книгой, ориентировку на шрифтовые выделения;

– определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.1 (с. 16–18); Рабочая тетрадь 1.

I. Оргмомент.

II. Словарное слово ФУТБОЛ (У. № 9; Т.1)

III. С. 18–19. Учитель предлагает детям читать этот параграф по пунктам и параллельно

выполнять те инструкции, которые там содержатся. Кто-то из детей читает каждый пункт до

конца, после чего все его выполняют (один на доске). И так до конца. После того как будет

разобрано слово «рука», можно точно так же разобрать слово «як».

IV. С. 20. Упражнение 13. Единственная тонкость сравнения звукового облика двух слов

состоит в том, что дети должны сразу, произнеся эти два слова, убедиться в том, что у обоих слов

он – одинаковый, поскольку на конце слова «луг» слышится глухой звук [к].

V. С. 20. Упражнение 14. Если во 2 классе учебник дублировал пиктограмму словаря

(условное обозначение словаря в виде бокового флажка) и название словаря в тексте упражнения,

то в 3 классе этого дублирования уже нет: осталась только пиктограмма. Это необходимо, чтобы приучить детей правильно читать язык условных обозначений. Поэтому на первом этапе работы с упражнениями, отсылающими к словарям, необходимо, прежде всего, уточнить у детей, какой же словарь имеется в виду. Так, упражнения 14 и 15 работают со словарем «Произноси правильно»*.

*Примечание. Каков принцип подбора слов в словаре «Произноси правильно»? Здесь

представлены слова, в которых чаще всего делаются орфоэпические ошибки (по статистике

отдела фонетики Института русского языка РАН), а также слова из текстов учебников «Русский

язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир», содержащие орфоэпические сложности.

Цель этого упражнения – не только еще раз обратить внимание детей на разное качество

согласных звуков и на разницу слов-названий предметов по родам, но и заставить читать подряд

(с целью выбрать нужные слова) все слова, содержащие орфоэпическую проблему.

После того как самостоятельный этап работы закончится, важно перейти к проверке, а значит,

к чтению всех слов подряд по цепочке с обсуждением того, нужно ли было выписывать данное

слово и почему.

Во время этого чтения вслух важно следить за правильным произношением.

Дети должны выписать такие слова: автор, аккордеон, ансамбль, батальон, ветеринар,

вымпел (объясните им, что гантель – существительное ж.р.), дельфин, император, квартал,

композитор, корень, музей (напомните детям, что звук [й'] – звонкий и не имеет пары по

звонкости/глухости), павильон, спортсмен, чемпион.

VI. С. 20. Упражнение 15. Перед тем как побудить детей сделать звукобуквенный разбор слов

купе и кафе, очень важно, чтобы они нашли эти слова в словаре «Произноси правильно»: словарь

обозначает твердость второго согласного звука в каждом слове. Именно необозначение этой твердости является той ошибкой, которую можно допустить в звукобуквенном разборе данных слов.

VII. Домашнее задание: тетрадь для самостоятельной работы 1,

упражнение 10.

VIII. Итог урока.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: