Задачи уроков:
Формировать
– внимательное, осознанное отношение школьников к их собственным устным и письменным сообщениям;
умение определять
– цель, с которой написан тот или иной художественный, научный или учебный текст;
– специфику интонации предложений в научном и художественном текстах; Закрепить представление, что предложения бывают разными по цели высказывания и по интонации.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч. 2 (с. 6–8, 8–14).
1. Беседа о том, для чего нужна речь и зачем над ней нужно работать; разнообразие функций
устной и письменной речи. Каждое устное или письменное сообщение (и предложение) имеет
свою цель.
2. Упражнение 1. Смысл этого задания в сравнительном анализе двух текстов.
Сначала школьники определяют цель 1-го письменного сообщения (это учебный текст,
содержащий задание и информацию из учебника «Окружающий мир» для 2 класса) и обращают внимание на то, какие по цели высказывания предложения в нем использованы (вопросительные и побудительные предложения).
|
|
3. Далее школьники выясняют цель 2-го письменного сообщения (это небольшой
художественный текст, цель которого – рассказать о ярких впечатлениях автора от весенних цветов) и работают с предложениями, разными по цели и интонации.
С помощью интонации в тексте выражено отношение автора к окружающему миру, что, как правило, характерно для художественного, а не для научного текста.
4. Упражнение 2, где в ходе анализа стихотворения С. Козлова «Январь» они обсуждают
использование в стихотворении сравнений, олицетворения и обращения. Смысл этого анализа – показать, что поэт очень эмоционально воспринимает зимний месяц с его солнцем, морозом и забавами, а на письме свои чувства выражает при помощи восклицательных знаков (школьники выяснят, что все предложения в стихотворении восклицательные по интонации).
5. Упражнение 3. Каждое предложение характеризуют по двум основаниям: по интонации и по цели высказывания, закрепляя повторяемый материал.
После проведения урока 4 задается на дом упражнение 5 в тетради для самостоятельной
работы 1.
Урок 6. Что такое орфограмма. Повторение знакомых орфограмм
Задачи урока:
Закреплять умения определять:
– ошибкоопасное место в слове, в предложении;
– состав слова;
– наличие вариантов письма при одном произношении.
Формировать:
– понятие «орфограмма»;
– умение ставить/видеть и решать орфографическую задачу;
познавательные УУД:
– умения работать с Обратным словарем;
– развитие наблюдательности, умения пользоваться инструкциями учебника.
регулятивные УУД:
– умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты.
|
|
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.1 (с. 13–16); Рабочая тетрадь 1.
I. Оргмомент.
II. С. 13–14. Упражнение 9. Вы, конечно, обратили внимание на то, что каждое из предыдущих упражнений постепенно наращивает количество повторяемых орфограмм. Это упражнение добавляет к ним слова с разделительными Ь и Ъ, а также словарные слова. Чтобы школьники запомнили написание слова «винегрет», мы используем не только пропуск буквы и необходимость поиска слова в орфографическом словаре, но и даем происхождение этого слова и его приблизительное звучание на французском языке. Если дети его запомнят, они никогда не сделают ошибок в написании этого слова. Чтобы разобрать по составу слово «лошадке», необходимо сначала правильно выделить окончание, поставив слово в начальную форму. Затем важно определить, от какого слова образовано данное (от слова «лошадь»). Это позволит и определить корень, и обнаружить суффикс.
III. С. 15. Упражнение 10. Это упражнение (работа с Обратным словарем) знакомит детей с новым уменьшительно-ласкательным суффиксом -чик-. Школьники показывают письменно, как образовано слово «сарайчик» (сарай –сарай/; сарай/+ чик + …= сарайчик), а потом объясняют по цепочке, как образованы слова, следующие за этим словом. Например, слово «костюмчик» образовано от основы слова «костюм». От слова «костюм» отсекли нулевое окончание. К основе слова «костюм» без окончания прибавили суффикс -чик-. Получилось слово «костюмчик» с нулевым окончанием. Затем дети письменно показывают, как с помощью суффикса -чик- можно образовать новые слова от основ слов: самовар, забор, узор, помидор, мотор.
IV. С. 15–16. Упражнение 11. В этом упражнении (работа с Обратным словарем) к прежней задаче (показать словообразование) прибавляются новые: обнаружить две орфограммы почти во всех словах списка (безударный гласный в корне; парный по звонкости/глухости согласный на конце слова); обнаружить чередование согласных в корне, видимое на письме, которое проявляется в процессе словообразования.
Образцы письменного выполнения работы:
1) лед → лед/; лед + ок +… = ледок;
[к] [к] [к]
лед; ледок – ледка;2) ледок
[ж] [к] [ж] [к]
шаг. рычаг; шажок 3) рычажок
Почему необходимо над подчеркнутыми буквами записывать звуки? Потому что, строго
говоря, речь может идти только о чередовании звуков [ж] и [к] в корне, которое оформляется на письме с помощью букв Ж и Г. Но если некоторым детям это задание покажется сложным, его можно для них переформулировать. Пусть сначала еще раз скажут, а затем покажут, от каких слов образованы слова, следующие за словом «флажок», и не обозначают никакого чередования: мы же не теоретиков выращиваем, а практиков. Нам важно, чтобы они понимали структуру слова и грамотно писали.
V. Домашнее задание: тетрадь для самостоятельной работы 1, упражнение 6.
VI. Рефлексия.
Урок 7. Входной диктант (На выбор учителя: сб. «Проверочные и контрольные работы. 3–4 класс»)
Урок 8. Проверочная работа