Задачи урока:
– Формировать понятие о частях речи, систематизируя сведения о разных группах слов, которые умеем выделять в речи.
– Ввести термины для знакомых групп слов (слова-названия предметов назвать
существительными, слова-названия признаков – прилагательными, слова-названия действий –
глаголами), а также термин «часть речи».
– Выявить постоянные признаки имени существительного.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.1 (с. 23–26); Рабочая тетрадь 1.
I. Оргмомент.
II. С. 23. Упражнение 16. Дети отвечают на вопросы учебника, называя слова, обозначающие
предметы, признаки, действия, и слова, служащие для связи слов в предложениях. Затем
распределяют слова на четыре группы:
1) ушастый, сосновая, теплый; 2) топать, дышит, сопел;
3) ежик, скамейка, село; 4) над, под, в.
Первые три группы слов дети относят к самостоятельным частям речи, а последнюю
(предлоги) – к служебной части речи.
III. С. 24. Определение понятия «часть речи». Учитель читает определение на плакате Летучей
|
|
Мыши с остановками, со ссылками на материал упражнения 16. Для того чтобы дети смогли
наглядно убедиться, какую роль выполняют служебные и самостоятельные части речи, им
предлагается составить предложение из отдельных слов, которые даны в учебнике после
определения частей речи. Даны слова: отобрал, котёнок, мышонок, вкусный, бутерброд, сыр.
Учитель выясняет, что называют эти слова (действие, предметы, признаки). Это самостоятельные части речи. Вместе с детьми составляется предложение: Котёнок отобрал у мышонка вкусный бутерброд с сыром. (Это предложение учитель записывает на доске.) Ребята видят, что для того чтобы получилось предложение, пришлось добавить два слова-помощника у и с. Эти слова ничего сами не называют, а только помогают составить предложение. Следовательно, это служебные части речи.
После этого еще раз повторяем, какие части речи можно назвать самостоятельными, а какие – служебными.
IV. Следующий материал учебника (с. 25–26) содержит немного упражнений по письму, поскольку идет усвоение понятий «имя существительное» и «имя прилагательное». Поэтому уроки, посвященные этому материалу, могут сочетаться с уроками по развитию речи, посвященными письменными видами работ (письменному изложению, письменному сочинению по картине).
V. С. 25. Узнав, почему слова-названия предметов называют существительными, выполняем
упражнение 17. Дети называют существительные: дождик, из тучки, колючки. Потом записывают их дважды: дождик – дождик; тучка – из тучки; колючка – колючки. Определив род имен существительных, дети должны прийти к выводу: изменить их род невозможно.
|
|
Существительные меняются по числам: дождик – дождики; тучка – тучки. Выполнив практическую часть работы, дети приходят к выводу, что постоянным признаком имени существительного является род, а не число.
VI. С. 26. Упражнение 18. Сравнив формы выделенного слова (тучки – тучки), дети должны прийти к выводу, что эти формы похожи только внешне, а на самом деле это разные формы: в первом случае это форма мн.ч., а во втором – форма ед.ч. Это становится понятным только из контекста предложений. (Дети это скажут по-своему: другие слова в предложениях помогают это понять.) Начальная форма выделенного слова: тучка.
VII. Домашнее задание: тетрадь для самостоятельной работы 1,
упражнение 12.
VIII. Итог урока.
Урок 14. Имя существительное
Задачи урока:
Закреплять
– знания и умения различать род и число существительного;
– понятие «форма» слова; начальная форма слова.
Формировать
– представление о морфологических признаках существительного;
– умение читать условные сокращения, имеющиеся в словарной статье Толкового словаря,
используя знания о грамматических признаках существительных;
регулятивные УУД:
– умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.1 (с. 26–29); Рабочая тетрадь 1.
I. Оргмомент.
II. С. 26–28. Упражнение 19. При выполнении этого упражнения дети сначала отвечают на все
вопросы, поставленные учебником, объясняют значение букв, стоящих в словаре после каждого
существительного, а затем, дойдя до конца этого упранения, возвращаются к его началу и
выполняют задание, сформулированное в начале, то есть рассказывают о выписанном ими слове
как о части речи. Например: КАТЕР – это имя существительное, обозначает предмет, начальная форма – катер, отвечает на вопрос: что?, изменяется по команде вопросов: есть катер – нет катера. (Можно добавить, что изменяется также и по числам: катер – катера′.)
Существительное мужского рода. Поскольку мы только начинаем осваивать морфологическую характеристику слова, не нужно добиваться никакого жесткого порядка в характеристике части речи. Важно, чтобы сначала было сказано, что обозначает часть речи, на какой вопрос отвечает, и указана начальная форма. А порядок всего остального может быть факультативным.
III. 1. С. 28. Упражнение 20. Дети выписывают слова в две группы: 1) енот, голубь, человек, улитка, малыш, паук; 2) карандаш, карточка, дым, шерсть.
Если вы хотите расширить этот список, не давайте названий растений, поскольку биологическая характеристика (растения – живые!) расходится с лингвистической (растения – неодушевленные).
2. Затем детям предстоит записать существительные в две группы по другому основанию.
Слова распределяются на слова ж.р. и слова м.р.: 1) улитка, карточка, шерсть; 2) все остальные.
IV. Домашнее задание: тетрадь для самостоятельной работы 1, упражнение 13.
V. Итог урока.