Урок 3. Что такое орфограмма. Повторение знакомых орфограмм

Поурочное планирование. ПНШ. 3 класс

Урок 1. Что такое орфограмма. Повторение знакомых орфограмм

Задачи урока:

Закреплять умения определять:

– ошибкоопасное место в слове, в предложении;

– состав слова;

– наличие вариантов письма при одном произношении.

Формировать:

– понятие «орфограмма»;

познавательные УУД:

– умения работать с учебником;

– развитие наблюдательности, умения проводить анализ языковых единиц, используя

инструкцию учебника.

регулятивные УУД:

– умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.1 (с. 6–9); Рабочая тетрадь 1.

I. Оргмомент.

II. В упражнении 1 создаются условия для того, чтобы школьники поняли, в чем смысл понятия «орфограмма»: они сначала произносят слова, в которых сходному произношению соответствует различное написание, а потом обобщают собственные наблюдения.«Где в каждой паре слов можно сомневаться в выборе буквы?» – спрашивается в учебнике. Конечно же, там, где одному и тому же произношению соответствует разное написание, или там, где мы произносим одинаково, а пишем по-разному. Сложность формулировки понятия «орфограмма» заключается в том, что эта формулировка должна: а) включать и случаи слитного/раздельного написания, и случаи написания прописной/строчной буквы; б) устраивать не только носителей младшей московской нормы произношения (носителей «аканья»), но и носителей полногласия. Формулировка, принятая в учебнике, отвечает этим требованиям.

III. 1. С. 8. После того как дети познакомятся с формулировкой понятия «орфограмма», им нужно вернуться к выполненному устно упражнению и выполнить его еще раз, используя только что полученные теоретические знания.

2. Затем школьники перечитывают еще раз определение орфограммы и применяют его к слитному или раздельному написанию. Чтобы это требование поняли все дети, учителю на доске напишет пару примеров. Например: слетел с_ветки. Учитель записывает первый пример, произносит несколько раз это словосочетание и задает вопрос: Понятно ли на слух, в каком случае писать букву «с» слитно, а в каком раздельно? Я одинаково произношу эту букву? А этому одинаковому произношению соответствует разное написание? Так подходит ли для слитного и раздельного написания данное учебником определение орфограммы?

Затем можно записать какой-нибудь второй пример («влетел в окно») и задать эти же вопросы более слабым ученикам.

IV. После этого учебник требует, чтобы дети (ради использования в речи нового термина и ради того, чтобы вспомнить знакомые им орфограммы) продолжили список орфограмм. Можно предложить им открыть форзацы учебника (оборот обложки в начале и конце), на которых есть список орфограмм – пусть выбирают названия орфограмм оттуда. Заодно познакомятся с содержанием форзацев, которые понадобятся им при выполнении любой работы над ошибками.

V. Домашнее задание: тетрадь для самостоятельной работы 1, упражнение 1.

VI. Рефлексия.

Урок 2. Что такое орфограмма. Повторение знакомых орфограмм

Задачи урока:

Закреплять умения определять:

– ошибкоопасное место в слове, в предложении;

– состав слова;

– наличие вариантов письма при одном произношении;

– орфограммы, содержание которых соответствует выбору написания: 1) букв, обозначающих гласные/согласные звуки в корнях слов; 2) строчной/прописной буквы;

– правила, с помощью которых осуществляется правописание этих орфограмм.

– обращение в предложении и знаки препинания для его выделения.

Формировать:

– понятие «орфограмма»

– умение ставить/видеть и решать орфографическую задачу;

познавательные УУД:

– умения работать с Обратным словарем;

– развитие наблюдательности, умения проводить анализ языковых единиц, используя

инструкцию учебника.

регулятивные УУД:

– умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.1 (с. 6–9); Рабочая тетрадь 1.

I. Оргмомент.

II. Словарное слово ПОГОДА (У. № 2; Т.1)

III. С. 8 Упражнение 2. Цель упражнения – добиться осознанного различения написания строчной и прописной буквы; напомнить о существовании омонимов (в данном случае омофонов – слов, которые одинаково произносятся, но означают разное), напомнить базовые орфограммы (безударный гласный в корне слова, парный по звонкости/глухости согласный в середине слова). Картинка (изображение березовых сережек) добавляет еще один омоним, поэтому необходимо уточнить у детей, почему здесь именно такая картинка.

IV. С. 9. Упражнение 3. Это маленькое стихотворение чрезвычайно насыщено орфограммами:

1. «Парный по звонкости/глухости согласный в корне слова» – сладким;

2. Написание буквосочетания ЖИ-ШИ под ударением – душистые;

3. Безударный гласный в корне слова – поля, цветку, шмеля;

4. Выбор написания (наличие/отсутствие) ь в словах основой на букву шипящего – брошь.

V. С. 10. Упражнение 4. Цель этого упражнения – тренировать осознанное восприятие

орфограммы «парный по звонкости/глухости согласный в корне слова». Орфограмма не

выделена специально: школьник должен ее обнаружить в 10 случаях (повтор мы не учитываем) и проверить.

VI. Домашнее задание: тетрадь для самостоятельной работы 1, упражнение 3.

VII. Рефлексия.

 

Урок 3. Что такое орфограмма. Повторение знакомых орфограмм

Задачи урока:

Закреплять умения определять:

– ошибкоопасное место в слове, в предложении;

– состав слова;

– правописание орфограммы «непроизносимый согласный в корне слова»;

Формировать:

– понятие «орфограмма»;

– умение ставить/видеть и решать орфографическую задачу, обращаясь для контроля к процессу словообразования;

познавательные УУД:

– умения работать с Обратным словарем;

регулятивные УУД:

– умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты. Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.1 (с. 10–13); Рабочая тетрадь 1.

I. Оргмомент.

II. С.10–11. Упражнение 5. Цель этого упражнения – повторение орфограммы «непроизносимый согласный в корне слова», осознание причины существования этой орфограммы (чередование звуков [т]/[–]) и понимание того, как именно образованы некоторые слова, имеющие эту орфограмму.

Требование выписать слова-названия признаков, которые образованы от ОСНОВ слов ж.р., предполагает несколько шагов:

а) школьники называют существительные, от основ которых образованы все слова из списка (не учитывая слов с приставками!), и тут же определяют их род;

б) если слово ж.р., школьники выписывают его (власть, часть, совесть, доблесть, прелесть,

горесть, честь, тягость, сладость, радость, ярость, грусть);

в) выбирают 4-е слова из этого списка, чтобы показать, как они образованы.

На доске нужно показать образование всех этих слов.

Сам процесс словообразования обнажает природу орфограммы: дети видят, как именно она появляется.

III С. 11–12. Упражнение 6. Цель этого упражнения – столкнуть в рамках одного упражнения слова, в которых есть чередование звуков [т]/[–], и слова, где этого чередования нет.

Слова делятся на группы:

а) ужасный, опасный, прекрасный, напрасный, вкусный, ясный, тесный;

б) местный, честный, прелестный, тягостный, грустный, лестный, уместный.

Как доказать, что во всех этих словах есть орфограммы?

Обратиться к определению орфограммы (на с. 7.) и взять любую пару слов, где одному и тому же звукосочетанию [сн] соответствует разное написание: сн и стн.

IV. С. 12–13. Упражнение 7. Это упражнение можно выполнить так, как рекомендует учебник, а можно попросить детей списать текст, вставляя нужные буквы и указывая в скобках проверочные слова. Два столбика, о которых упоминает учебник, делят слова на такие две группы:

а) несчастная, опасна, ужасно, прекрасна;

б) в будке, незабудки, в желудке.

Родственные слова: собака – собачий.

Не нужно просить детей показывать, как от одного слова образовалось другое, поскольку они еще не знают суффиксов притяжательных прилагательных и могут не понять, что - ий – это суффикс.

Достаточно выполнить требование учебника – показать стрелочкой, какое слово, от какого образовано.

V. С. 13. Упражнение 8. Это упражнение, как и предыдущее, можно выполнить так, как

рекомендует учебник, а можно попросить детей записать текст, поставив нужные буквы и

записав проверочные слова на отдельной строчке. В выделенном предложении надо показать обращение. Если следовать второму варианту, то можно превратить это в маленькую самостоятельную работу с взаимной проверкой ошибок (дети меняются тетрадями с соседом по парте) и последующим выполнением работы над ошибками с помощью Обратного словаря (см. форзацы в начале и конце учебника).

VI. Домашнее задание: тетрадь для самостоятельной работы 1, упражнение 4.

VII. Рефлексия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: