Задачи урока:
Закреплять
– умение характеризовать существительное, используя известные морфологические признаки;
– понятие «форма» слова; начальная форма слова;
– умение определять род существительного, стоящего в форме мн.ч.
Формировать
– умение читать символику, имеющуюся в словарной статье Обратного словаря, используя
знания о составе слова;
регулятивные УУД:
– умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.1 (с. 29–31); Рабочая тетрадь 1.
I. Оргмомент.
II. II. Словарное слово ПРАЗДНИК (записать слово, а У. № 14 Т.1 задать домой)
III. С. 29. Упражнение 21. Дети записывают предложение и обнаруживают, что в нем три
главных существительных: дубы, сосны, ели и одно неглавное – в лесу. После того как
подчеркнута основа предложения, дети записывают существительные в два столбика: 1) в лесу; 2)
дубы, сосны, ели. Узнав на плакате Летучей Мыши, как определить род существительных,
стоящих во мн. числе, дети распределяют существительные в два других столбика: 1) лес, дуб;
|
|
2. сосна, ель. Затем зачитывается определение имени существительного, которое дала Анишит Йокоповна. Сначала оно просто зачитывается, а потом учитель просит детей по очереди читать его с остановками, иллюстрируя своими примерами.
IV. С. 30. Упражнение 22. Упражнение должно быть выполнено в такой форме: для верблюда – верблюд (одуш., ед.ч., м.р.);
блюда – блюдо (неодуш., мн.ч., ср.р.);
сыр – сыр (неодуш, ед.ч., м.р.);
сметану – сметана (неодуш., ед.ч., ж.р.);
котлету – котлета (неодуш., ед.ч., ж.р.).
V. С. 31. Упражнение 23. Открыв Обратный словарь на с. 176, ученики убедятся в том, что все
слова с основой на -тель одушевленные.
Дети сначала устно называют глаголы, от которых образованы данные существительные:
искать, покупать, избирать, спасать, писать, читать, мечтать и т. д.
Затем рассматривают примеры образования этих слов и, наконец, сами показывают словообразование на трех примерах.
При ответе на последний вопрос упражнения (≪Что общего в составе этих слов?≫) можно попросить детей показать это графически: выделить общий для всех слов суффикс -тель-. Если дети захотят полностью разобрать слова по составу, обратите их внимание на глаголы на -ать в Обратном словаре на с. 177: там голубым цветом выделен глагольный суффикс -а-. Это позволит
им и во всех своих словах выделить глагольный суффикс -а-, стоящий перед суффиксом -тель-.
Не забудьте выделить приставки в словах: по/куп/а/тель и из/бир/а/тель.
В слове иск/а/тель корень -иск-.
VI. Домашнее задание: тетрадь для самостоятельной работы 1, упражнение 14.
VII. Итог урока.
Урок 16. Части речи. Имя прилагательное
|
|
Задачи урока:
Формировать
– понятие «имя прилагательное»;
– представление об изменении прилагательного по родам и числам;
– понятие о мужском роде прилагательного, как начальной форме прилагательного, в которой
его можно найти во всех словарях и справочниках;
– уяснить взаимосвязи в речи прилагательного и существительного, зависимость имени
прилагательного от имени существительного, как основную характеристику прилагательного.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.1 (с. 32–35); Рабочая тетрадь 1.
I. Оргмомент.
II. 1. С. 32. В упражнении 24 по материалам собственных наблюдений школьники приходят к
выводу, что прилагательное в своих изменениях зависит от имени существительного, к которому
относится, и что оно изменяется по родам и числам.
Существительные братик Миша – м.р., а значит, и зависимое от них имя прилагательное
рыжий – тоже м.р. Прочитав первые две строчки по-другому (Ох, до чего ж она рыжая, моя
новая сестричка Маша!), дети убеждаются в том, что род прилагательного рыжий изменился,
поскольку изменился род существительных, к которым оно относится: рыжая сестричка Маша.
2. В стихотворении есть две формы множественного числа этого прилагательного: волосы –
рыжие, ресницы – рыжие. Это позволит детям прийти к выводу, что имя прилагательное
изменяется по родам и числам.
3. С. 33. После выполнения упражнения 24 дети зачитывают определение имени
прилагательного, данное Анишит Йокоповной, и иллюстрируют его собственными примерами.
III. С. 33. Упражнение 25. В Толковом словаре на букву В есть только два прилагательных,
которые должны обнаружить дети: вешний, взрытый.
Форма записи:
Вешний, -яя, -ее.
Взрытый, -ая, -ое.
Записав прилагательные, согласно требованиям учебника, дети сообщают, что
прилагательные в словаре стоят в начальной форме, то есть в форме мужского рода, а буквосочетания, стоящие за ними, указывают на изменения по родам: на форму женского и реднего рода. После этого дети читают определение прилагательного на плакате Летучей Мыши на с. 34 и иллюстрируют его своими примерами.
IV. С. 34. Упражнение 26.
Возможные варианты выписанных словосочетаний: по широкому листу, маленькие букашки.
Будет лучше, если дети выпишут словосочетание вместе с вопросом:
по листу (какому?) зеленому; или: по листу (какому?) широкому; или: букашки (какие?) маленькие.
В последнем случае дети говорят, что начальная форма прилагательного – маленький, что оно обозначает признак предмета, отвечает на вопрос: какой?
В предложении стоит в форме мн. числа и отвечает на вопрос: какие?;
а также может изменяться по числам: маленький – маленькие, а в форме единственного числа – по родам: маленький, маленькая, маленькое; может изменяться по команде вопросов: есть букашки (какие?) маленькие; нет букашек (каких?) маленьких.
V. Домашнее задание: тетрадь для самостоятельной работы 1, упражнение 15.
VI. Итог урока.
Урок 17. Диктант по итогам повторения за 2-й класс (На выбор учителя