Задачи урока:
Закреплять
– понятие «имя прилагательное»;
– правописание прилагательного с непроизносимым согласным в корне;
– представление о процессе словообразования, как о способе проверки не только состава
слова, но и правописания.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.1 (с. 35–37); Рабочая тетрадь 1.
I. Оргмомент.
II. Словарное слово ШОССЕ (У. № 17; Т.1)
III. С. 35. Упражнение 27. Цель упражнения – показать детям путь образования слов с
непроизносимым согласным. Если школьник видит, какой суффикс участвовал в образовании
слов, он начинает понимать их состав, а значит, осознанно относиться к их написанию.
Как образовались слова властный, контрастный, местный, радостный, устный, капустный,
грустный?
власть/ → власть/; власть/ + н + ый = власт/н/ый;
контраст/ → контраст/; контраст/ + н + ый = контраст/н/ый;
мест/о → мест/; мест/ + н + ый = мест/н/ый;
радость/ → радость/; радость/ + н + ый = радост/н/ый;
уст/а → уст/; уст/ + н + ый = уст/н/ый; капуст/а → капуст/; капуст/ + н + ый = капуст/н/ый;
|
|
грусть/ → грусть/; грусть/ + н + ый = груст/н/ый.
Словосочетания со словами ненастный, несчастный, известный, честный, яростный:
ненаст/н/ая погода или ненаст/н/ый день;
несчаст/н/ая птичка или несчаст/н/ое лицо;
извест/н/ый поэт или извест/н/ое дело;
чест/н/ый труженик или чест/н/ое слово;
ярост/н/ый ветер или ярост/н/ая буря.
Значения последних двух слов из списка (корыстный и бекорыстный) самим детям будет
непросто объяснить. Поэтому можно дать им эти слова в каком-нибудь минимальном контексте.
Например: «Друг помог мне решить трудную задачу. Это была совершенно бескорыстная
помощь».
– Что в данном случае означает слово «бескорыстная» (это какая помощь?)?
– Правильно, это такая помощь, когда человек не ждет никакой благодарности, не стремится
извлечь для себя никакой выгоды.
А «корыстная помощь» – это какая, помощь? (Помощь, рассчитанная на извлечение выгоды для себя).
– Корыстный человек – это какой человек? (Ничего не делающий для других просто так).
IV. С. 36. Упражнение 28. Цель упражнения – работа над орфограммой «непроизносимый согласный в корне слова» и формирование умения работы над ошибками.
Правописание слов с обозначенными звуками и пропущенными буквами: грустно, вкусный, съел, обед, капустный, грыз, ужасно, грустным, не был.
Пары родственных слов, которые должен выписать школьник: грустно – грустным; капустный – капусту.
V. С. 36–37. Упражнение 29. Правописание слов с обозначенными звуками и пропущенными буквами: с шишкой, кедровка, ловко, заготовка.
Проверочные слова для разных орфограмм в слове «кедровка»: кедровка (кедр), кедровка (кедровый).
|
|
VI. Домашнее задание: тетрадь для самостоятельной работы 1, упражнение 16.
VII. Итог урока.
Урок 19. Глагол
Задачи урока:
Формировать
– представление об особой части речи «глагол», введя термин «глагол» для слов-названий
действий.
Закрепить
умения:
– задавать вопрос к глаголу в начальной форме;
– образовывать начальную форму глагола, ориентируясь на вопрос к глаголу, имеющему
контекст;
– писать глаголы с разделительным Ъ, обращая внимание на состав слова – на наличие
приставки и на то, с какой буквы начинается корень;
познавательные УУД:
– умение работать с Толковым словарем, использовать разные виды избирательного чтения.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.1 (с. 37–37); Рабочая тетрадь 1.
I. Оргмомент.
II.Словарное слово ТОПОР (У. №19; Т.1)
III. С. 37. Упражнение 30. Особенность глаголов на букву З в Толковом словаре состоит в том,
что здесь есть один глагол несовершенной формы и два глагола совершенной формы. Поэтому дети сразу смогут убедиться в том, что глаголы в начальной форме отвечают на
вопросы: что делать? и что сделать? Глаголы, которые должны выписать школьники:
заковылять, засмолить, зреть.
IV. С. 37–38. Упражнение 31. Цель упражнения – обратить внимание на орфограмму «парный по звонкости/глухости согласный в середине и на конце слова», дальнейшее формирование
представлений о составе слова.
В результате выполнения этого упражнения дети запишут 19 слов. Если, с точки зрения учителя, этого мало для письменной работы (многие дети нуждаются в упражнениях, цель которых – списывание, поскольку у них слабо развита орфографическая внимательность, «зоркость»), то можно дать текст этого упражнения для домашнего списывания с заданием подчеркнуть все орфограммы.
Примеры выписанных детьми пар слов:
по травке – трава,
мягкой – мягонький,
паук – пауки,
козявка – козявочка,
риб – грибы,
лягушки – лягушечка,
рыб – рыба,
мушки – мушечка.
Глаголы в начальной форме: пересмотреть, перетрогать, повертеть. Разбор глаголов по составу не должен вызвать особых трудностей. Суффикс начальной формы -ть- дети уже умеют выделять. Глагольные суффиксы -е- и -а- дети тоже научились видеть (в Обратном словаре на -Ь, на -ть глагольные суффиксы, стоящие перед -ть, окрашены голубым цветом). Определить приставки несложно. Для этого достаточно употребить эти же глаголы с другими приставками:
пере/смотреть – по/смотреть – вы/смотреть;
пере/трогать – по/трогать; по/вертеть – за/вертеть.
Состав слов: пере/смотр/е/ть; пере/трог/а/ть; по/верт/е/ть.
Если дети в качестве родственного слова к слову перетрогать найдут слово тронуть, нужно
сказать им, что в этих двух словах корни немного отличаются: трог/тро, поскольку в слове
тронуть корень «тро» – тро/ну/ть. Если дети к слову повертеть подберут родственное слово верчу, надо сказать о чередовании согласных в корне: верт/верч.
V. С. 38. Упражнение 32. Цель упражнения – формирование умения приводить глагол к
начальной форме; делать звукобуквенный разбор слова, выделенного рамочкой. Начальные
формы глаголов: пыхтеть, соблюдать.
Если учитель захочет побудить детей разобрать слова по составу, важно, чтобы подбор
родственных слов или форм слов был достаточно убедительным. Например: пыхтеть – пыхчу.
Эта пара позволит правильно выделить корень слова и отметить чередование согласных в корне:
пыхт/е/ть. Или: со/блюдать – на/блюдать.
Здесь нужно правильно выделить приставку. Но с корнем могут быть сложности, если
школьники приведут в пример форму слова соблюсти. Тогда учитель должен будет показать
состав слов (со/блюд/а/ть; со/блюс/ти) и прокомментировать его. Сказать, что кроме суффикса
-ть для обозначения начальной формы глагола используются также суффиксы -ти и –чь* (вез/ти,
|
|
полз/ти, цвес/ти; беречь, лечь).
*Примечание. Сложность с суффиксом -чь состоит в том, что в этих глаголах происходит наложение
«чь», которое входит в корень, на -чь, которое является суффиксом глагола, показывающим его
начальную форму. Мы вынуждены все это проговаривать, чтобы учитель представлял себе все сложности,
с которыми он столкнется, если решится дополнить упражнение другими видами работы.
Сложность звукобуквенного разбора состоит в том, что дети должны пометить мягкость
начального звука [й'], а также отметить глухой звук на конце слова: [й'ош].
VI. С. 38–39. Упражнение 33. Цель упражнения – закреплять написание слов с разделительным Ъ, обращая внимание на состав слов – на наличие приставки и на то, с какой буквы начинается корень. Дети должны выписать первую группу слов с Ъ: объ/едать, подъ/едать, съ/едать, отъ/едать.
Кроме того, детям необходимо задуматься над нюансами смысла слов, которые сообщают словам разные приставки. Это возможно только тогда, когда есть хотя бы минимальный контекст. Путем «примерок» смысла каждого слова с Ъ к разным минимальным контекстам школьник добивается точного употребления слова. Примеры словосочетаний: подъедать (или съедать) все до крошки; отъедать по маленькому кусочку; объедать более слабых (например, птичек); съедать все без остатка. Ближе всего по значению глаголы съедать и подъедать (последний имеет несколько значений; в нашем случае он используется в разг.-прост. Значении «съедать все без остатка»).
VII. Домашнее задание: тетрадь для самостоятельной работы 1, упражнение 18.
VIII. Итог урока.