Урок 18. Имя прилагательное

Задачи урока:

Закреплять

– понятие «имя прилагательное»;

– правописание прилагательного с непроизносимым согласным в корне;

– представление о процессе словообразования, как о способе проверки не только состава

слова, но и правописания.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.1 (с. 35–37); Рабочая тетрадь 1.

 

I. Оргмомент.

II. Словарное слово ШОССЕ (У. № 17; Т.1)

III. С. 35. Упражнение 27. Цель упражнения – показать детям путь образования слов с

непроизносимым согласным. Если школьник видит, какой суффикс участвовал в образовании

слов, он начинает понимать их состав, а значит, осознанно относиться к их написанию.

Как образовались слова властный, контрастный, местный, радостный, устный, капустный,

грустный?

власть/ → власть/; власть/ + н + ый = власт/н/ый;

контраст/ → контраст/; контраст/ + н + ый = контраст/н/ый;

мест/о → мест/; мест/ + н + ый = мест/н/ый;

радость/ → радость/; радость/ + н + ый = радост/н/ый;

уст/а → уст/; уст/ + н + ый = уст/н/ый; капуст/а → капуст/; капуст/ + н + ый = капуст/н/ый;

грусть/ → грусть/; грусть/ + н + ый = груст/н/ый.

 

Словосочетания со словами ненастный, несчастный, известный, честный, яростный:

ненаст/н/ая погода или ненаст/н/ый день;

несчаст/н/ая птичка или несчаст/н/ое лицо;

извест/н/ый поэт или извест/н/ое дело;

чест/н/ый труженик или чест/н/ое слово;

ярост/н/ый ветер или ярост/н/ая буря.

Значения последних двух слов из списка (корыстный и бекорыстный) самим детям будет

непросто объяснить. Поэтому можно дать им эти слова в каком-нибудь минимальном контексте.

Например: «Друг помог мне решить трудную задачу. Это была совершенно бескорыстная

помощь».

– Что в данном случае означает слово «бескорыстная» (это какая помощь?)?

– Правильно, это такая помощь, когда человек не ждет никакой благодарности, не стремится

извлечь для себя никакой выгоды.

А «корыстная помощь» – это какая, помощь? (Помощь, рассчитанная на извлечение выгоды для себя).

– Корыстный человек – это какой человек? (Ничего не делающий для других просто так).

IV. С. 36. Упражнение 28. Цель упражнения – работа над орфограммой «непроизносимый согласный в корне слова» и формирование умения работы над ошибками.

Правописание слов с обозначенными звуками и пропущенными буквами: грустно, вкусный, съел, обед, капустный, грыз, ужасно, грустным, не был.

Пары родственных слов, которые должен выписать школьник: грустно – грустным; капустный – капусту.

V. С. 36–37. Упражнение 29. Правописание слов с обозначенными звуками и пропущенными буквами: с шишкой, кедровка, ловко, заготовка.

Проверочные слова для разных орфограмм в слове «кедровка»: кедровка (кедр), кедровка (кедровый).

VI. Домашнее задание: тетрадь для самостоятельной работы 1, упражнение 16.

VII. Итог урока.

 

Урок 19. Глагол

Задачи урока:

Формировать

– представление об особой части речи «глагол», введя термин «глагол» для слов-названий

действий.

Закрепить

умения:

– задавать вопрос к глаголу в начальной форме;

– образовывать начальную форму глагола, ориентируясь на вопрос к глаголу, имеющему

контекст;

– писать глаголы с разделительным Ъ, обращая внимание на состав слова – на наличие

приставки и на то, с какой буквы начинается корень;

познавательные УУД:

– умение работать с Толковым словарем, использовать разные виды избирательного чтения.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.1 (с. 37–37); Рабочая тетрадь 1.

 

I. Оргмомент.

II.Словарное слово ТОПОР (У. №19; Т.1)

III. С. 37. Упражнение 30. Особенность глаголов на букву З в Толковом словаре состоит в том,

что здесь есть один глагол несовершенной формы и два глагола совершенной формы. Поэтому дети сразу смогут убедиться в том, что глаголы в начальной форме отвечают на

вопросы: что делать? и что сделать? Глаголы, которые должны выписать школьники:

заковылять, засмолить, зреть.

IV. С. 37–38. Упражнение 31. Цель упражнения – обратить внимание на орфограмму «парный по звонкости/глухости согласный в середине и на конце слова», дальнейшее формирование

представлений о составе слова.

В результате выполнения этого упражнения дети запишут 19 слов. Если, с точки зрения учителя, этого мало для письменной работы (многие дети нуждаются в упражнениях, цель которых – списывание, поскольку у них слабо развита орфографическая внимательность, «зоркость»), то можно дать текст этого упражнения для домашнего списывания с заданием подчеркнуть все орфограммы.

Примеры выписанных детьми пар слов:

по травке – трава,

мягкой – мягонький,

паук – пауки,

козявка – козявочка,

риб – грибы,

лягушки – лягушечка,

рыб – рыба,

мушки – мушечка.

Глаголы в начальной форме: пересмотреть, перетрогать, повертеть. Разбор глаголов по составу не должен вызвать особых трудностей. Суффикс начальной формы -ть- дети уже умеют выделять. Глагольные суффиксы -е- и -а- дети тоже научились видеть (в Обратном словаре на -Ь, на -ть глагольные суффиксы, стоящие перед -ть, окрашены голубым цветом). Определить приставки несложно. Для этого достаточно употребить эти же глаголы с другими приставками:

пере/смотреть – по/смотреть – вы/смотреть;

пере/трогать – по/трогать; по/вертеть – за/вертеть.

Состав слов: пере/смотр/е/ть; пере/трог/а/ть; по/верт/е/ть.

Если дети в качестве родственного слова к слову перетрогать найдут слово тронуть, нужно

сказать им, что в этих двух словах корни немного отличаются: трог/тро, поскольку в слове

тронуть корень «тро» – тро/ну/ть. Если дети к слову повертеть подберут родственное слово верчу, надо сказать о чередовании согласных в корне: верт/верч.

V. С. 38. Упражнение 32. Цель упражнения – формирование умения приводить глагол к

начальной форме; делать звукобуквенный разбор слова, выделенного рамочкой. Начальные

формы глаголов: пыхтеть, соблюдать.

Если учитель захочет побудить детей разобрать слова по составу, важно, чтобы подбор

родственных слов или форм слов был достаточно убедительным. Например: пыхтеть – пыхчу.

Эта пара позволит правильно выделить корень слова и отметить чередование согласных в корне:

пыхт/е/ть. Или: со/блюдать – на/блюдать.

Здесь нужно правильно выделить приставку. Но с корнем могут быть сложности, если

школьники приведут в пример форму слова соблюсти. Тогда учитель должен будет показать

состав слов (со/блюд/а/ть; со/блюс/ти) и прокомментировать его. Сказать, что кроме суффикса

-ть для обозначения начальной формы глагола используются также суффиксы -ти и –чь* (вез/ти,

полз/ти, цвес/ти; беречь, лечь).

 

*Примечание. Сложность с суффиксом -чь состоит в том, что в этих глаголах происходит наложение

«чь», которое входит в корень, на -чь, которое является суффиксом глагола, показывающим его

начальную форму. Мы вынуждены все это проговаривать, чтобы учитель представлял себе все сложности,

с которыми он столкнется, если решится дополнить упражнение другими видами работы.

Сложность звукобуквенного разбора состоит в том, что дети должны пометить мягкость

начального звука [й'], а также отметить глухой звук на конце слова: [й'ош].

VI. С. 38–39. Упражнение 33. Цель упражнения – закреплять написание слов с разделительным Ъ, обращая внимание на состав слов – на наличие приставки и на то, с какой буквы начинается корень. Дети должны выписать первую группу слов с Ъ: объ/едать, подъ/едать, съ/едать, отъ/едать.

Кроме того, детям необходимо задуматься над нюансами смысла слов, которые сообщают словам разные приставки. Это возможно только тогда, когда есть хотя бы минимальный контекст. Путем «примерок» смысла каждого слова с Ъ к разным минимальным контекстам школьник добивается точного употребления слова. Примеры словосочетаний: подъедать (или съедать) все до крошки; отъедать по маленькому кусочку; объедать более слабых (например, птичек); съедать все без остатка. Ближе всего по значению глаголы съедать и подъедать (последний имеет несколько значений; в нашем случае он используется в разг.-прост. Значении «съедать все без остатка»).

VII. Домашнее задание: тетрадь для самостоятельной работы 1, упражнение 18.

VIII. Итог урока.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: