Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Уральский институт управления – филиал РАНХиГС
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра философии и политологии
Утверждена Ученым советом Уральского института управления - филиала РАНХиГС (в составе ОП ВО) Протокол № 9 от «28» мая 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.В.ДВ.6.1 «Реформирование государственного управления»
по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
профиль «Государственное и муниципальное управление в социальной сфере»
Квалификация выпускника: бакалавр
очная, очно-заочная, заочная формы обучения
Екатеринбург, 2015 г.
Авторы–составители:
Д.ф.н., профессор кафедры философии и политологии, профессор В.В. Скоробогацкий
ассистент кафедры философии и политологии К.Л. Хитрин
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА для использования в учебном процессе кафедрой философии и политологии
Протокол 17 февраля 2015 г. № 4
Заведующий кафедрой философии и политологии д.с.н., профессор Ю.Г. Ершов
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Цель и задачи дисциплины (модуля)……...…………………………………………….. |
2. | Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)………………………... |
3. | Место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО……………………………………… |
4. | Объем дисциплины (модуля)…………………………………………………………….. |
5. | Содержание и структура дисциплины (модуля)………………………………………... |
6. | Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)………….………………………………………………………. |
7. | Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)……... |
8. | Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)…………………………………………….……………………………………... |
9. | Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)………. |
9.1. Основная литература……………………………………………………...………… | |
9.2. Дополнительная литература………………………………………………………… | |
9.3. Нормативные правовые документы………………………………….…………….. | |
9.4. Интернет-ресурсы, справочные системы…………………………………………... | |
10. | Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины (модуля)…...…. |
Цель и задачи дисциплины (модуля)
Целью изучения учебной дисциплины «Реформирование государственного управления» является формирование у студентов комплексных знаний о принципах и методах (1) анализа опыта современных реформ в России, (2) диагностики состояния государственного управления и выявления его дисфункций, (3) методики разработки и оценки институциональных нововведений.
Задачами учебной дисциплины являются:
- изучениетеории и практики политического и институционального анализа программ реформ, позволяющих оценивать состояние их политической и институциональной инфраструктуры, а также результаты их осуществления в деятельности органов государственного управления;
- освоениепринципов и методов «нового государственного управления» («управления без бюрократов»), тенденций развития современного государства в контексте глобализации, приоритета прав и свобод человека, формирования экономики знания и многополярного мира;
- формирование навыков анализа и диагностики государственного управления, выявления его дисфункций, препятствующих осуществлению системной трансформации (модернизации) российского общества и снижающих эффективность государственного управления.
Актуальность дисциплины
«Реформирование государственного управления» – дисциплина, предметом которой является теория и практика реформ современного российского государства.
Период новейшей истории России со второй половины 1980-х годов по настоящее время характеризуется попытками глубокой и масштабной трансформации политической, экономической и социальной систем общества с целью приведения их в соответствие с уровнем развития современной цивилизации, такими ее параметрами, как правовое и социальное государство, рыночная система хозяйствования, обеспечение прав и свобод личности, интеграция в международные отношения и организации.
Эта трансформация имеет характер возвратно-поступательного, циклического движения с возвращением к исходному пункту и включает в себя три этапа – (1) перестройка, (2) экономические и политические реформы первой половины 1990-х гг., (3) реформы политической системы и государственного управления в первом десятилетии XXI в.
Решающее значение для успешного осуществления системной трансформации российского общества является модернизация государственного устройства, модели и технологий государственного управления.
Специфика современных реформ заключается в том, что первостепенное влияние на границы возможного, на ход и результаты реформ оказывают политические и институциональные факторы. В числе политических факторов рассматриваются: политическая система и вид политики, структура и динамика политического пространства, политический курс правительства. В числе институциональных факторов: состояние институциональной инфраструктуры системы в целом и объекта реформы, описание избранной стратегии реформирования, способы введения нового института (институтов), дополнительные меры по корректировке реформы. Влияние этих факторов находит свое выражение в степени эффективности государственного управления, в способности государства к модернизации в соответствии с параметрами информационного общества. Негативное состояние политической и институциональной инфраструктуры, накладывающее серьезные ограничения на процесс реформирования и его результаты, вызывающее эффект оборачивания целей, выступает в виде дисфункций государственного управления (корпоративизация, коррупция, бюрократизация и др.) и принципиальной незавершенности предпринятых изменений.
Теоретическое и практическое значениеизучения данной дисциплины состоит в освоении теоретико-методологических и прикладных аспектов политического и институционального анализа реформ (политических, экономических, государственного управления) в контексте системной трансформации современного российского общества. Это определяет специфику преподавания и изучения данной дисциплины, требования к организации учебной работы студентов и оценку ее результатов.