Основа для работы, материалы

Лист бумаги; полоски цветной бумаги (скручивание стволов), цветная бумага (для сминания и комочков - трава, облака, солнце).

Образцы

Вариативные образцы: весенние пейзажи.

Предварительная работа

Экскурсия в парк.

Наблюдения на прогулке за признаками весны.

Чтение произведений: «Раннею весною» А. Прокофьева, «Песня аб вясне» Я. Коласа.

Беседы о весне. Дидактическая игра «Найди отличия».

Методические приемы

1. Что мы увидели на экскурсии в парк?

2. Дидактическая игра «Весенняя радуга».

Цель: упражнять в умении называть образно весеннюю цветовую гамму.

3. Рассматривание вариативных образцов (обращаем внимание на композиционное построение, фактуру использованного материала).

4. Частичный показ выполнения работы.

5. Уточнение последовательности выполнения работы.

6. Пальчиковая гимнастика «Деревья»:

Стоят деревья все в лесу

(ладони прижаты тыльной стороной друг к другу, пальцы растопырены),

Прячут зайца и лису (шевелим пальцами).

И. Красицкая

7. Аппликационная деятельность детей (обращаем внимание на выполнение стволов деревьев приемом скручивания бумаги, приемом сминания и комочками - выполнение остальных элементов композиции).

8. Оформление весенней выставки.

Приглашение-рассказ в весенний лес.

 


АППЛИКАЦИЯ Сюжетная

Дата: _________________

 

Тема «РОМАШКОВОЕ ПОЛЕ»    


Программные задачи

- Формировать умение располагать предметы ритмично по всей поверхности листа;

- закрепить навыки работы с природным материалом (семечки тыквы, пшено);

- закрепить прием симметричного вырезания;

- развивать художественный вкус;

- воспитывать интерес к изобразительному аппликационному творчеству.

Основа для работы, материалы

Лист бумаги; семечки тыквы, пшено; прямоугольники цветной бумаги зеленых оттенков.

Образцы

Вариативные образцы: разный фон, разное расположение на листе бумаги крупных и мелких элементов.

Предварительная работа

Рассматривание цветов на клумбе.

Рассматривание иллюстраций с изображением цветов.

Рисование цветов.

Чтение художественных произведений: «Ромашка» М. Познанской, «Цветы» Э. Шима.

Составление цветочных букетов.

Методические приемы

1.Дидактическая игра «Собери букет».

Цель: упражнять в умении видеть цветовое сочетание.

2. Рассматривание букета из ромашек.

3. Рассматривание вариативных образцов (обращаем внимание на ритм, равномерное чередование больших и маленьких цветов, материал изготовления - семечки, пшено).

4. Частичный показ выполнения работы.

5. Уточнение последовательности выполнения работы.

6. Пальчиковая гимнастика «Цветок»:

Вырос высокий цветок на поляне (делаем бутон),

Утром весенним раскрыл лепестки (пальцы развести, ладошки вместе).

Всем лепесткам красоту и питанье Дружно дают под землёй корешки

(хлопаем в ладошки). [17, с. 47]

7. Аппликационная деятельность детей (обращаем внимание на ритмичное выкладывание материала и последовательное его наклеивание, вырезание симметричным способом ромашковых листков).

8. Составление ромашкового поля из всех детских работ.

Путешествие-сказка в ромашковую страну.

 


 

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

(сентябрь-май)

 

Аппликация [1, с. 322]

 

Представления об изобразительных возможностях аппликационной деятельности, свойствах материалов  

Умения

создавать предметную, сюжетную, декоративную аппликации из различных материалов: бумаги, ткани, природного материала предметная: веселые портреты, цветные зонтики, машины, листочки, весенний букет; сюжетная: наш город, стайка дельфинов, аквариум, цветущий луг; декоративная: альбом, галстук для папы, бабочки, узор для рушника, поздравительная открытка
использовать техники изображения приемы: прямолинейное и криволинейное вырезание; способы: симметричное, парносимметричное, силуэтное; способ обрывания; полуобъемная аппликация, элементы флористики

 

СЕНТЯБРЬ

Тема «Школа»

Вид

Программные

задачи

Основа для работы, материалы

Образцы

Предварительная работа

Методические приемы

Сюжетная

- Формировать умение составлять двухплановую композицию;

- развивать умение работать с гофрофор- мой, клеющейся лентой;,,,

- развивать умение видеть перслективу;

- совершенствовать технику вырезания;

- воспитывать доброжелательное отношение к окружающему.

Лист бумаги; гофрокартон; клеющаяся лента;

цветная бумага.

«Школа» (клеющаяся лента);

«Школа» (гоф- роформа).

Экскурсия к школе.

Рассматривание иллюстраций о школе. Беседа о школе. Чтение и заучивание стихов: «Первоклассник» С. Ма- хотина, «Вшколу» 3. Александровой, «Скоро в школу» И. Токмаковой.

1.Рассказ детей об экскурсии в школу.

2. Мотивация: какой я вижу свою школу?

3. Рассматривание вариативных образцов (обращаем внимание на характерные особенности двухплановой композиции).

4. Частичный показ выполнения работы.

5. Уточнение последовательности выполнения работы.

6. Пальчиковая гимнастика «Школа»:

В школу осенью пойду,

Там друзей себе найду («шагаем» пальчиками по столу).

Научусь читать, писать,

Быстро, правильно считать (загибаем по одному пальчику на обеих руках).

Я таким ученым буду,

Но CBpji садик не забуду (показываем указательные пальчики).

Н. Нищева [7, с. 341]

 

 

 

 

 

7. Напоминание правил безопасности при работе с ножницами.

8. Аппликационная деятельность детей (обращаем внимание на моменты выкладывания общей композиции и последующего наклеивания предметов).

9. Размещение работ детей на общей полосе с последующим рассказом о том, какой они видят свою школу.

                       

 

Тема «Семья»

  Программные задачи Основа для работы, материалы Образцы Предварительная работа Методические приемы
Предметная - Формировать умение составлять линейную композицию; - совершенствовать технику складывания цилиндра, веерную технику; - развивать восприятие и творческое воображение; - воспитывать отзывчивость и доброту. Лист бумаги; цветная бумага. «Семья» (бумажные цилиндры); «Семья» (веерная техника). Рассказы детей о своей семье. Рассматривание семейных фотографий. Беседа о семье. Чтение произведений: «Наши мамы, наши папы» Г. Брал- ловской, «Что такое семья» Л. Квитко. 1.Дидактическая игра «Составьчеловечка». Цель: закрепить представления о конструкции предметов. 2. Игровое упражнение «Радуга-дуга». 4. Рассматривание вариативных образцов (обращаем внимание на техники выполнения работ). 5. Частичный показ выполнения работы. 6. Уточнение последовательности выполнения работы. 7. Пальчиковая гимнастика «Семья»: Как у нас семья большая да веселая (ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками), Два у лавки стоят (загибаем большие пальцы на обеих руках). Два учиться хотят (загибаем указательные пальцы на обеих руках). Два Степана у сметаны объедаются (загибаем средние пальцы на обеих руках). Две Дашки у кашки питаются (загибаем безымянные пальцы). Две Ульки в люльке качаются (загибаем мизинцы). [7, с. 87] 8. Напоминание правил безопасности при работе с ножницами. 9. Аппликационная деятельность детей (обращаем внимание на моменты складывания бумаги и сглаживание линий сгиба гладилкой). 10. Выставка работ на общей полосе с последующим рассказом о своей семье.

 

Тема «Натюрморт “Овощи — фрукты”»

 

Программные

задачи

Основа для работы, материалы

Образцы

Предварительная работа

Методические приемы

Пред

метная

- Формировать умение составлять натюрморт;

Лист бумаги; скорлупа грецких орехов, косточки плодов.

«Гроздь винограда» (скорлупа грецкого ореха);

Рассматривание репродукций с изображением натюрмортов:

1.Дидактическая игра «Составь натюрморт».

Цель: упражнять детей в композиционном построении натюрморта на основе шаблонов.

2. Игровое упражнение «Контраст».

 

- развивать навыки композиционного построения;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

- воспитывать эстетическое восприятие.

 

«Корзина с фруктами» (косточки плодов).

«Яблоки» И. Репина, «Овощи и фрукты» И. Михайлова, «Фрукты и цветы» И. Хруцкого. Выкладывание на фланелегра- фе вариантов композиции натюрморта.

3. Рассматривание вариативных образцов (обращаем внимание на композиционное построение).

4. Частичный показ выполнения работы.

5. Уточнение последовательности выполнения работы.

6. Пальчиковая гимнастика «Фрукты»:

Мы фрукты собираем,

Сок полезный отжимаем (имитация движений),

В чашки наливаем (рука ковшиком),

Дружно выпиваем (рука сверху).

Е. Храмцова

7. Аппликационная деятельность детей (обращаем внимание на моменты выкладывания общей композиции и последующего наклеивания предметов).

8. Оформление выставки натюрмортов с определением их названий (осенний, фруктовый, радужный).

 
                       

 

Тема «Белорусский рушник»

Декоративная

- Формировать умение составлять белорусский орнамент из цветных полос;

- формировать умение сочетать цвет в декоративной композиции;

- способствовать развитию восприятия цвета; -

- совершенствовать навык прямолинейного резания;

- воспитывать интерес к народному искусству.

Полоса бумаги; цветная бумага.

Вариативные образцы: разный фон (синий, зеленый, черный), разное цветовое соотношение полос.

Рассматривание белорусских узоров на основе народных изделий, иллюстраций, фотографий. Выкладывание на полосе элементов белорусского ор- наментавдидак- тических играх. Экскурсия в этнографический музей.

1.Дидактическая игра «Укрась полотенце».

Цель: упражнять в умении сочетать цветовые гаммы на основе цветовых полос.

2. Игровое упражнение «Теплый-холодный».

3. Рассматривание вариативных образцов (обращаем внимание на вариативность чередования цвета).

4. Частичный показ выполнения работы.

5. Уточнение последовательности выполнения работы.

6. Пальчиковая гимнастика «Иголка»:

Вышивает, шьет иголка,

Пальцу больно, пальцу колко (имитация шитья).

А наперсток в тот же миг, ■ К девочке на пальчик прыг (имитация движения).

Говорит иголке: «Шей!

А колоться ты не смей!»

(имитация движения).

М. Кульская [24, с. 382]

7. Напоминание правил безопасности при работе с ножницами.

 

 

 

 

 

8. Аппликационная деятельность детей (обращаем внимание на цветовое сочетание полос, находящихся рядом).

9. Оформление выставки «Белорусские узоры».

10. Экскурсия по выставке с презентацией белорусского рушника.

                       

 

ОКТЯБРЬ

Тема «Грибное царство»

Сюжетная

- Формировать умение составлять линейную композицию, соблюдая пропорции между предметами;

- совершенствовать навыки работы с шаблонами, умения заполнять контур, намазанный клеем;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Лист картона;

чай;

опилки;

крупа;

шаблоны.

«Грибы» (чай); «За грибами» (крупа);

«В лесу» (опилки).

Рассматривание иллюстраций грибов. Загадывание загадок о грибах.

Чтение произведений: «Опушка» В. Берестова, «Белкин гриб» С. Цари- ка, «Грибы» И. Демьянова, «Еж с грибами» С. Джус.

1.Загадывание загадок о грибахv

2. Рассматривание муляжей грибов.

3. Дидактическая игра «Съедобные-несъедобные».

Цель: формировать представления о грибах.

4. Рассматривание вариативных образцов (обращаем внимание на чередования в линейной композиции).

5. Частичный показ выполнения работы.

6. Уточнение последовательности выполнения работы.

7.Пальчиковая гимнастика «Грибы»:

Раз, два, три, четыре, пять,

В лес пойдем грибы искать (трем ладошки друг о друга),

Соберем грибов немножко (сжимаем пальчики в кулачки)

И положим их в лукошко (имитация движений).

Е. Храмцова

8. Аппликационная деятельность детей (обращаем внимание детей на заполнение прорисованного контура).

9. Составление композиции леса на основе выполненных работ.

10. Дидактическая игра «Сбор грибов».


 

Тема «Мебель»

Предметная

- Формировать представления детей об аппликационном материале (макаронных изделиях);

- развивать умение строить композицию, выбирая композиционный центр;

Лист картона; разнообразные макаронные изделия; цветная бумага для декора.

Детская комната:

разнообразные предметы мебели; разнообразные виды макарон; разнообразная конструкция мебели.

Экскурсия на мебельную фабрику.

Рассказы детей о своей комнате. Рассматривание мебели. Загадывание загадок о мебели.

1.Что мы видели на мебельной фабрике?

2. Дидактическая игра «Расставь мебель».

Цель: формировать умения композиционного построения.

3. Рассматривание вариативных образцов (обращаем внимание на разнообразие конструктивных решений).

4. Частичный показ выполнения работы.

5. Уточнение последовательности выполнения работы.

6. Пальчиковая гимнастика «Мебель»:

Мебель я начну считать:

Кресло, стол, диван, кровать,

 

- способствовать развитию навыков декорирования;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

- воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира.

 

 

Чтение произведений: «Кем быть?» В. Маяковского, «Наша квартира» Н. Нище- вой, «Откуда стол пришел» С. Маршака, «Стол» В. Ми- рясовой.

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет (зажимаем поочередно пальцы рук).

Н. Нищева [7, с. 279]

7. Напоминание правил безопасности при работе с ножницами.

8. Аппликационная деятельность детей (обращаем внимание на комбинации мебели из различных видов макаронных изделий).

9. Размещение работ в комнатах (на общей полосе).

10. Составление рассказа-презентации «Мебель в моей комнате».

                       

 

Тема «Сбор урожая»

Сюжетная (совместная)

— Формировать умение планировать работу;

- развивать творчество, чувство формы;

— совершенствовать приемы криволинейного вырезания, приемы работы с разнообразными материалами;

- воспитывать навыки сотрудничества в срвместной деятельности.

Полоса обоев; спичечные коробки;

пластиковые бутылочные пробки для машины;

цветная бумага квадратной, прямоугольной, треугольной формы для овощей и фруктов.

«Машина с урожаем»:

разная конструкция машин;

разнообразное наполнение кузова машины (фрукты, овощи, фрукты и овощи).

Наблюдения за сбором урожая. Рассматривание иллюстраций о сборе урожая. Чтение рассказа «Уборка урожая» А. Мусатовой, белорусской народной сказки «Легкий хлеб». Загадывание загадок об овощах и фруктах.

1.Загадывание загадок об овощах и фруктах.

2. Дидактическая игра «Дерево-грядка».

Цель: закрепить представления об овощах и фруктах.

3. Рассматривание вариативных образцов (обращаем внимание на разнообразное композиционное построение).

4. Частичный показ выполнения работы.

5. Уточнение последовательности выполнения работы.

6. Пальчиковая гимнастика «Урожай»:

У девчушки Зиночки Урожай в корзиночке.

Вот пузатый кабачок Положила на бочок,

Положила ловко

(сгибаем пальчики, начиная с большого)

Перец и морковку,

Помидор и огурец.

Наша Зина - молодец!

. (Показываем большой палец.)

Н. Нищева [7, с. 131]

7. Напоминаем правила безопасности при работе с ножницами.

8. Аппликационная деятельность детей (обращаем внимание на приемы криволинейного резания).

9. Составление транспортной колонны, которая перевозит урожай.

10. Составление рассказа «Путешествие урожая».

 


 

 

Тема «Золотая осень»

Сюжетная - Формировать умение составлять двухплановую композицию; - развивать творчество, композиционные навыки; - совершенствовать технику работы с нитью; - развивать мелкую моторику пальцев РУк; - воспитывать любовь к природе. Лист картона; толстые крученые нити разного цвета. «Осенний лес» (контурное выкладывание нити); «Осень» (стриженая нить). Наблюдения в природе. Экскурсии в парк, лес. Рассматривание репродукции картины «Золотая осень» И. Левитана. Чтение произведений: «Осень» Г. Скребицкого, «Лес осенью» А. Твардовского, «Листопад» А. Тесленко. 1.Чтение стихов, загадывание загадок об осени. 2. Дидактическая игра «Краски осени». Цель: закрепить представления о теплой гамме цветов и их оттенках. 3. Рассматривание вариативных образцов (обращаем внимание на особенности двухплановой композиции). 4. Частичный показ выполнения работы. 5. Уточнение последовательности выполнения работы. 6. Пальчиковая гимнастика «Листья»: Раз, два, три, четыре, пять (загибаем по одному пальцу в кулак), Будем листья собирать (сжимаем и разжимаем кулачки): Листья березы, листья рябины, Листья тополя, листья осины (загибаем по одному пальцу в кулак), Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем (хлопки). Н. Нищева [7, с. 33] 7. Напоминание правил безопасности при работе с ножницами. 8. Аппликационная деятельность детей (обращаем внимание на контурное выкладывание нити, выкладывание стриженой нити). 9. Составление общего осеннего ковра и рассказ о нем.

 

НОЯБРЬ

Тема «Чайный сервиз»

Декоративная

- Формировать умение составлять декоративный узор из бросового материала;

- развивать композиционные умения и навыки;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

Шаблон чашки и блюдца; пуговицы без ножек разной величины, цвета, формы.

Вариативные образцы: чашки и блюдца с разно- образными вариантами узора.

Экскурсия в магазин «Посуда». Рассматривание посуды и беседа о ней. Чтение произведений: «Федорино горе» К. Чуковского, «Посуда» Л. Па

1.Дидактическая игра «Подбери чашку к блюдцу». . Цель: закрепить представления о группе оттеночных цветов. 2. Мотивация: открытие магазина посуды. 3. Рассматривание вариативных образцов (обращаем внимание на цветовое сочетание отделочных элементов). 4. Частичный показ выполнения работы. 5. Уточнение последовательности выполнения работы. 6. Пальчиковая гимнастика «Посуда»: Раз, два, три, четыре
  - воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира.

 

 

рамоновой, «На кухне» М. Та- хистовой, «Веселые тарелки» Г. Глушнева.

(хлопки в ладоши),

Мы посуду перемыли (одна ладонь скользит по другой):

Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку (загибаем пальцы по одному, начиная с большого пальца). Мы посуду перемыли (одна ладонь скользит по другой),

Мы посуду посушили (потираем ладонью о ладонь),

И теперь она опять будет чистотой блистать (хлопки в ладоши).

Н. Нищева [7, с. 54]

7. Аппликационная деятельность детей (обращаем внимание на чередование крупных и мелких деталей, симметрию расположения).

8. Размещение работ в витрине магазина.

9. Проведение рекламной компании по продаже товара.

                   

 

Тема «Барышня»

Декоративная - Формировать представления об элементах дымковского народного промысла; - закрепить представления о цветовой гамме дымковской росписи; - развивать познавательный интерес; - воспитывать интерес к декоративноприкладному искусству. Шаблон дымковской барышни; цветная бумага. Вариативные образцы: различные элементы украшения, различное размещение элементов. Рассматривание дымковских игрушек. Роспись дымковских игрушек. Вырезание дымковских элементов украшения. 1.Рассматривание дымковской барышни. 2. Дидактическая игра «Укрась игрушку». Цель: закрепить композиционное расположение декоративных элементов. 3. Рассматривание вариативных образцов (обращаем внимание на особенности элементов). 4. Частичный показ выполнения работы. 5. Уточнение последовательности выполнения работы. 6. Пальчиковая гимнастика «Прятки»: В прятки пальчики играли И головки убирали: Вот так, вот так, И головки убирали (ритмичное сгибание и разгибание пальцев). [17, с. 40] 7. Напоминание правил безопасности при работе с ножницами». 8. Аппликационная деятельность детей (обращает внимание на правила криволинейного вырезания). 9. Размещение работ на общей полосе. 10. Проведение ярмарки игрушек.

 

Тема «Ателье»

 

- Формировать умение передавать на-

Шаблоны платьев;

Вариативные

образцы;

Экскурсия в ателье.

1.Беседа «Что мы видели в ателье?».

2. Рассматривание коллекции тканей.

Предметная

строение через фактуру, цвет ткани; - закрепить навык мозаичной техники; - развивать мелкую моторику пальцев РУк; - развивать творческое воображение; - воспитывать эстетический вкус.

лоскуты тканей разной фактуры, цвета.

разнообразие цвета и фактуры (радость, грусть, торжественность).

Рассматривание тканей и беседа о них. Работа с трафаретами.

Чтение произведений: «Неумейка* Я. Акима, «Верблюжья варежка* Г. Снегирева.

3. Рассматривание вариативных образцов (обращаем внимание на передачу настроения через цвет, фактуру ткани). 4. Частичный показ выполнения работы. 5. Уточнение последовательности выполнения работы. 6. Пальчиковая гимнастика «Ежик»: Ежик по лесу идет, Он иголочки несет (пальчики «идут» по столу). Раздает Алинке, Раздает Маринке Для шитья косынки (имитация движений шитья). Е. Храмцова 7. Напоминание правил безопасности при работе с ножницами. 8. Аппликационная деятельность детей (обращаем внимание на лоскутное выкладывание мозаики из ткани). 9. Размещение работ на стенде. 10. Представление коллекции «Мое настроение».
                     

 

Тема «Янка и Алеся»

Декоративная

-Формировать представления детей о геометрическом и растительном элементах белорусского орнамента;

- развивать умение подбирать цветовые сочетания; развивать мелкую моторику пальцев РУк;

- развивать творческое воображение;

- воспитывать интерес к народному творчеству.

Силуэты мальчика и девочки;

цветная бумага.

Вариативные образцы: рас- тительный орнамент, геометрический орнамент, сочетания орнаментов.

Посещение этнографического музея. Рассматривание белорусского орнамента. Выкладывание элементов белорусского орнамента. Дидактическая игра на ознакомление с орнаментом. Чтение произведений: «Как сделаны игрушки» А. Ставера, «Соломенный паук» Г. Богдановой.

1. Рассматривание кукол в одежде с белорусским орнаментом.

2.Дидактическая игра «Составь узор».

Цель: закрепить представления о различии геометрического и растительного узоров.

3. Рассматривание вариативных образцов (обращаем внимание на цветовую гамму белорусского орнамента).

4. Частичный показ выполнения работы.

5. Уточнение последовательности выполнения работы.

6. Пальчиковая гимнастика «Пальчики»:

Вышли пальчики гулять:

Раз, два, три, четыре, пять (поочередно разгибаем пальчики).

Тик-так, тик-так,

Ходят пальчики вот так (сгибаем пальчики в кулачок).

Е. Храмцова

7. Напоминание правил безопасности при работе с ножницами.

8. Аппликационная деятельность детей (обращаем внимание на технику прямолинейного и криволинейного вырезания).

   

 

 

 

9. Размещение работ на общей полосе.

10. Презентация белорусского костюма.

 
                       

 

ДЕКАБРЬ

Тема «Машины нашего города»

Сюжетная (совместная) - Формировать представления о транспорте; - развивать умение строить прямолинейную композицию; - развивать творческое воображение; - активизировать аппликационные навыки работы с разнообразными материалами; - воспитывать навыки сотрудничества в совместном творчестве. Лист обоев; спичечные коробки; пуговицы; крышки; палочки от мороженого. «Транспорт на улице города» (спичечные коробки, пуговицы); «Перекресток, улицы города» (бутылочные пластиковые крышки, палочки от мороженого). Экскурсия к шоссе. Беседа о транспорте. Загадывание загадок. Чтение про- и з в е д е ни й: «Машины на нашей улице» М. Ильина, «Дядя Степа» С. Михалкова, «Милицейская машина», «Скорая помощь», «Грузовик», «Такси» Н. Кну- ливицкой. 1.Что мы видели на экскурсии? 2. Загадывание загадок о спецтранспорте. 3. Дидактическая игра «Воздушный, наземный, водный». Цель: закрепить представления о видах и составных частях транспорта. 4. Рассматривание вариативных образцов (обращаем внимание на особенности линейной композиции). 5. Частичный показ выполнения работы. 6. Уточнение последовательности выполнения работы. 7.Пальчиковая гимнастика «Машина»: «Би-би-би*, - гудит машина (ритмично постукиваем кулачком одной руки о ладонь другой). «Тут-тук-тук», - мотор стучит (ритмично хлопаем руками). «Едем, едем, едем, едем», - (ритмично потопываем ногами) Он так громко говорит (ритмично хлопаем руками). Шины трутся о дорогу. «Шу-шу-шу», - они шуршат (потираем ладони). Быстро катятся колеса. «Та-та-та» - вперед спешат (делаем ритмично «вертушку» руками). [20, с. 67] 8. Аппликационная деятельность детей (обращаем внимание на алгоритм выполнения аппликационной работы). 9. Составление творческого рассказа с продолжением по созданной композиции.

 

Тема «Зимующие птицы»

 
 

- Формировать умение передавать образ зимующих птиц, используя разные приемы;

Лист картона; цветная бумага прямоугольной формы;

бумажный сер-

Птицы прилетели» (бумажный серпантин);

«Снегирь и си-

Экскурсия на участок. Наблюдение за птицами. Беседа о зиму-

1.Загадывание загадок о зимующих птицах.

2. Дидактическая игра «Кормушка.

Цель: закрепить представления о зимующих птицах, их характерных особенностях.

3. Рассматривание вариативных образцов (обращаем вни-

 

Сюжетная

- совершенствовать технику уголка, ленточную технику на ребре;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

- воспитывать бережное отношение к природе, миру птиц.

пантин;

полоски бумаги.

«ница» (бумажный уголок);

«Кормушка с птицами» (лента на ребре).

ющих птицах. Загадывание загадок о зимующих птицах. Чтение произведений: «Птицы говорят «спасибо» Л. Воронковой, «Птичья столовая» Н. Ах- ромеевой, «Птичья елка» 3. Александровой, «Снегири» А. Прокофьева.

мание на отличительные признаки).

4. Частичный показ выполнения работы.

5. Уточнение последовательности выполнения работы.

6. Пальчиковая гимнастика «Птичка»:

Птичка крылышки сложила (пальчики пропускаем между собой),

Птичка перышки помыла (сгибаем, разгибаем пальчики),

Птичка клювом повела (мизинец отводим вправо, влево),

Птичка зернышко нашла (мизинчики упираются в поверхность стола), Птичка зернышки поела (стучим мизинцем, помахивая руками),

Наша птичка улетела. [23, с. 41-42]

7. Аппликационная деятельность детей (обращаем внимание на ленточную технику на ребре в работе детей).

8. Презентация выставки «Птичья столовая».

                       

 

Тема «Почтовые открытки»

Предметная

Формировать умение определять композиционный центр;

- развивать навыки работы с гофробума- гой;

совершенствовать способы симметричного и парносимметричного вырезания;

- воспитывать эстетическое восприятие.

Основа для работы;

цветная бумага;

горфобумага.

Вариативные образцы: почтовая открытка на гоф- рооснове разного цвета; с рамками разного цвета; с различным композиционным построением.

Экскурсия на почту.

Рассматривание открыток. Беседа о почте. Составление коллекции открыток.

Чтение произведений: «Почта» С. Маршака, «Почтальон» Н. Гончарова, «Телефон» К. Чуковского.

1.Рассматривание почтовых открыток.

2.Дидактическая игра «Составь композицию».

Цель: формировать композиционные навыки.

3. Рассматривание вариативных образцов (обращаем внимание на цветовые сочетания).

4. Частичный показ выполнения работы.

5. Уточнение последовательности выполнения работы.

6. Пальчиковая гимнастика «Пальчик»:

Этот пальчик маленький

(загибаем правой рукой по очереди пальцы левой руки), Этот пальчик гладенький,

Этот пальчик средненький,

Этот пальчик главный,

Этот пальчик - большой!

(Выпрямляем пальчики.)

Е. Храмцова

7. Напоминание правил безопасности при работе с ножницами.

8. Аппликационная деятельность детей (обращаем внимание на композиционное построение).

9. Реклама почтовой открытки.


 

Тема «Дед Мороз»

Предметная

- Формировать умение использовать разнообразные мозаичные техники в работе;

- формировать умение комбинировать разнообразные материалы: ткань, вату, синтепон, поролон;

- развивать умение передавать настроение Деда Мороза (веселый, смешной, озорной);

- воспитывать эстетическое восприятие.

Лист картона;

шаблон Деда

Мороза;

ткань,

вата,

синтепон,

поролон.

Дед Мороз (мозаичная техника, вариативность материалов отделки костюма Деда Мороза).

Беседа о Новогоднем празднике.

Чтение стихов о Новогоднем празднике. Чтение произведений: «Мороз, Красный нос» Н. Некрасова, «Скоро Новый год» 3. Орловой, «Дед Мороз» А. Шибаева, «Карнавал» Н. Майданика. Экскурсия к новогодней елке.

1.Беседа о Новогоднем празднике.

2. Дидактическая игра «Составь праздничную мозаику». Цель: развивать композиционное и цветовое восприятие.

3. Рассматривание вариативных образцов (обращаем внимание на комбинацию изобразительных материалов).

4. Частичный показ выполнения работы.

5. Уточнение последовательности выполнения работы.

6. Пальчиковая гимнастика «Подарки»:

Дед Мороз принес подарки (шагаем пальчиками по столу):

Буквари, альбомы, марки,

Кукол, мишек и машины

(загибаем пальчики на правой и потом на левой руке), Попугая и пингвина,

Шоколадок пол мешка,

И пушистого щенка!

Гав! Гав!

(Делаем из пальчиков правой руки мордочку щенка, сгибаем средний и указательный палец - ушки.)

Н. Нищева [7, с. 287]

7. Напоминание правил безопасности при работе с ножницами.

8. Аппликационная деятельность детей (обращаем внимание на аккуратность при выполнении работы).

9. Выставка-парад Дедов Морозов.


 

 

ЯНВАРЬ

<. гни. Тема «Рождественские колокольчики»

Предметная

-Формировать умение передавать праздничное настроение в работе, используя декоративную отделку;

- развивать навык работы с гофрированной полоской бумаги, выложенной на ребро;

— развивать мелкую моторику пальцев рук;

Лист картона; гофробумага, серпантин, конфетти, цветная бумага.

«Колокольчики», декорированные серпантином, конфетти, цветной бумагой.

Экскурсия на площадь к новогодней елке. Рассматривание иллюстраций.

Беседа о Рождестве.

Чтение произведений: «Песня о елке» С. Маршака, «Рассказ о снежинках»

1. Что такое Рождество?

2. Дидактическая игра «Подбери ленточку к колокольчику». Цель: развивать цветовое восприятие.

3. Рассматривание вариативных образцов (обращаем внимание на разнообразные варианты декорирования).

4. Частичный показ выполнения работы.

5. Уточнение последовательности выполнения работы.

6. Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»:

Я здороваюсь с друзьями - (кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончика указательного, среднего, • безымянного, мизинца, то же с левой рукой) Сашей, Машей, Петей.

 

- закрепить прием прямолинейного вырезания;

- воспитывать аккуратность.

 

 

М. Ильина, «День рождения Христа» В. Кудлаче- ва, «Калядная зима» В. Жуко- вича.

Говорю я им всегда: - Здравствуйте, дети! Е. Храмцова 7. Напоминание правил безопасности при работе с ножницами. 8. Аппликационная деятельность детей (обращаем внимание на технику работы с гофрированной полоской бумаги, выложенной на ребро). 9. Презентация выставки рождественских колокольчиков.
                     

 

Тема «Здравствуй, Зимушка-зима!»

Сюжетная (совместная) - Формировать у детей образное видение картин природы; - развивать умение передавать настроение в работе, используя бумагу разной фактуры, пенопласт; - развивать мелкую моторику пальцев рук; - воспитывать дружелюбие, умение поддерживать интерес к сотрудничеству и сотворчеству. Полоса обоев; цветная бумага разной фактуры; пенопласт. «Зима» (мозаика из обрывных бумажных форм); «Зима» (пенопласт); «Зима» (коллаж из бумаги). Экскурсия в парк. Рассматривание репродукций картин «Зима» И. Шишкина, «Зимнее утро» Я. Бродской. Рассматривание иллюстраций. Наблюдение природы зимой. Чтение произведений: «Снежинки» Т. Сучкова, «Зима» М. Чистякова, «Первый снег» Г. Дядина, «Метелица» В. Степанова. 1. Чтение стихов о зиме. 2. Игровое упражнение «Зимние вопросы». Цель: систематизировать словарь зимних признаков. 3. Рассматривание вариативных образцов (обращаем внимание на фактурные особенности изобразительного материала). 4. Частичный показ выполнения работы. 5. Уточнение последовательности выполнения работы. 6. Пальчиковая гимнастика «Пирог»: Падал снег на порог (опускаем медленно ладони на стол). Кот слепил себе пирог (прижимаем ладонь к ладони, показываем, как лепят пирог). А пока лепил и пек, Ручейком пирог утек («бежим» пальчиками обеих рук по столу). Пирожки себе пеки Не из снегу - из муки (опять показываем, как лепят пирог). П. Воронько[22, с. 16] 7. Напоминание правил безопасности при работе с ножницами. 8. Аппликационная деятельность детей (обращаем внимание на композиционное построение работы). 9. Составление волшебной сказки «Здравствуй, Зимушка- зима!».

 

Тема «Моя республика» (по мотивам белорусского орнамента)

  - Формировать представление детей об элементах бело- Полоса или квадрат бумаги для панно; Декоративные полосы с элементами бело- Рассматривание элементов белорусского 1. Чтение стихотворения В. Жуковича «Родны кут». 2. Рассматривание иллюстраций «Моя республика - Беларусь».

Декоративная - русского орнамента (зооморфного, растительного, геометрического); - развивать комбинаторные способности, чувство ритма; - развивать творческое воображение и цветовое восприятие; - воспитывать эстетическое отношение к народному искусству. цветная бумага. русского растительного, геометрического, зооморфного орнамента. орнамента. Экскурсия по городу. Прослушивание гимна Республики Беларусь. Чтение произведений: «Откуда пошли белару- сы» С. Тарасова, «Беларусь - моя Родина» А. Вольского, «Легенда про образование Минска». 3. Дидактическая игра «Продолжи декоративную цепочку». Цель: закрепить виды орнаментов. 4. Рассматривание вариативных образцов (обращаем внимание на виды орнамента). 5. Частичный показ выполнения работы. 6. Уточнение последовательности выполнения работы. 7. Пальчиковая гимнастика «Солнышко»: Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю - Всех я вас приветствую (пальчики правой руки по очереди «здороваются» с пальчиками левой руки, похлопывая, друг друга кончиками). [5, с. 266] 8. Напоминание правил безопасности при работе с ножницами. 9. Аппликационная деятельность детей (обращаем внимание на чередование декоративных элементов, цветовое сочетание). 10. Презентация детьми своих работ.

 

Тема «Путешествие в ми

р ЖИВОТНЫХ»

Сюжетная

- Формировать умение планировать свою работу, самостоятельно отбирать необходимый материал для работы;

- развивать умение составлять сюжетную композицию;

- развивать мелкую моторику пальцев РУк;

- воспитывать интерес к живой природе.

Лист бумаги; чешуйки сосновой шишки, испитый чай, крылатки клена.

«Семья медвежат» (чешуйки сосновой шишки);

«Семья ежей» (испитый чай), «Беличья семейка» (крылатки клена).

Экскурсия в зоопарк.

Рассматривание иллюстраций о животных.

Чтение произведений: «Теремок», «Купание медвежат»

B. Бианки, «Большой и маленький» Е. Чарушина, «Волк и лиса»

C.Маршака,

1.Что мы видели в зоопарке?

2. Дидактическая игра «Составь загадку о животном». Цель: закрепить представления о характерных особенностях животных.

3. Рассматривание вариативных образцов (обращаем внимание на особенности природного материала при передаче фактуры).

4. Частичный показ выполнения работы.

5. Уточнение последовательности выполнения работы.

6. Пальчиковая гимнастика «Белка»:

Сидит белка на тележки

(поочередно выполняем удары кулачков друг о друга и хлопаем),

Раздает друзьям орешки: Зайчику-трусишке

(загибаем в кулак по пальцу, начиная с большого),


        «Как ежик с медвежонком протирали звезды» С. Козлова, «Дедушка Ма- зай и зайцы» Н. Некрасова. Волку, серой мышке, Медведю толстопятому, Заиньке усатому. [7, с. 73] 7. Аппликационная деятельность детей (обращаем внимание на пропорцию и конструкцию животных, построение сюжетной композиции). 8. Составление рассказа «В гостях у зверюшек».

 

 

ФЕВРАЛЬ

Тема «Белые медведи»

Сюжетная - Формировать умение передавать фактуру предмета в материале; - развивать умение соблюдать пропорциональные соотношения между предметами; - развивать комбинаторику; - развивать мелкую моторику пальцев РУк; - воспитывать бережное отношение к животным. Шаблон льдины из картона; синтепон, вата, поролон, пенопласт, черная крученая нить. «Белые медведи» (синтепон); «Медвежья семейка» (вата); «Медведица с малышами» (поролон). Рассматривание иллюстраций «Животные Севера». Чтение произведений: «Кто в море живет?», «Белый медведь» С. Са- харнова; «Фиалка на Северном полюсе» Дж. Родари. Рассматривание репродукции картины И. Шишкина «На севере диком». 1.Дидактическая игра «Животные Севера». Цель: закрепить представления о животных Севера. 2. Игровое упражнение «Цветные пятна». 3. Рассматривание вариативных образцов (обращаем внимание на фактуру материала). 4. Частичный показ выполнения работы. 5. Уточнение последовательности выполнения работы. 6. Пальчиковая гимнастика «Лед да лед»: Лед да лед (хлопаем в ладоши), Лед да лед, А по льду пингвин идет («идем» указательным и средним пальцами по столу), Скользкий лед («скользим» ладошкой по столу), Скользкий лед, Но пингвин не упадет («идем» указательным и средним пальцами по столу). [23, с. 29] 7. Напоминание правил безопасности при работе с ножницами. 8. Аппликационная деятельность детей (обращаем внимание на пропорциональное соотношение между предметами, момент декорирования льдины пенопластовыми шариками). 9. Составление общей композиции «На Северном полюсе».

 

Тема «Наши меньшие друзья»

Сюжетная - Формировать умение планировать свою работу, самостоятельно отбирать Лист картона; древесная стружка, опилки, спички. «Котята» (опилки); «Лошадки» (спички); Наблюдение за животными. Рассматривание иллюстраций 1.Загадывание загадок о домашних животных. 2.Дидактическая игра «Путаница». Цель: закрепить представления о характерных особенностях животных.

 

- необходимый материал для работы;

- развивать умение использовать дополнительные материалы для построения композиции,

- развивать мелкую моторику пальцев

рук;

- формировать художественный вкус.

 

«Ягнята» (древесная стружка).

«Домашние животные». Чтение произведений: «Котенок», «Лев и собачка» Л. Толстого, «Собака» А. Барто; «Плутишка кот» К. Ушинского, «Как мыши с котом воевали» Н. За- боцкого.

3. Рассматривание вариативных образцов (обращаем внимание на фактуру материала).

4. Частичный показ выполнения работы.

5. Уточнение последовательности выполнения работы.

6. Пальчиковая гимнастика «Буренушка»:

Дай молочка, Буренушка,

Хоть капельку на донышке (показываем, как доят корову).

Ждут меня котятки,

Малые ребятки

(делаем мордочки из пальчиков).

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко, масла, простоквашки, Молочка для кашки

(загибаем по одному пальчику на обеих руках).

[24, с. 358-359]

7. Аппликационная деятельность детей (обращаем внимание на использование дополнительных материалов).

8. Составление общей композиции «Бабушкина ферма».

9. Экскурсия по ферме.


 

Тема «Водный, воздушный, наземный транспорт»

Сюжетная (совместная)

- Формировать умение составлять двухплановую композицию;

- развивать умение самостоятельно выбирать рабочую группу;

- совершенствовать приемы прямолинейного, криволинейного вырезания;

- воспитывать интерес к сотрудничеству в совместной работе.

Полосы обоев (водная гладь, воздушное пространство, земля);

заготовки цветной бумаги прямоугольной формы.

Три образца на отдельных полосах;

воздушный транспорт, водный транспорт,

наземный

транспорт.

Наблюдение за транспортом. Рассматривание иллюстраций с изо- бражением транспорта. Составление транспортных коллекций. Чтение произведения «Машины на нашей улице» М. Ильина.

1.Беседа «Что мы видели на улицах города?».

2. Дидактическая игра «Воздушный, наземный, водный». Цель: закрепить представления о разнообразии транспорта.

3. Рассматривание вариативных образцов (обращаем внимание на варианты расположения, прямолинейного и криволинейного вырезания бумаги прямоугольной формы).

4. Частичный показ выполнения работы.

5. Уточнение последовательности выполнения работы.

6. Пальчиковая гимнастика «Мои игрушки»:

Есть игрушки у меня:

Паровоз и два коня

(на каждую ритмичную единицу по очереди соединяем каждый пальчик с большим на обеих руках одновременно), Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран,

Настоящий великан

(обводим в воздухе руками большой круг).

В. Волина [26]


          7. Напоминание правил безопасности при работе с ножницами. 8. Аппликационная деятельность детей (обращаем внимание на правила составления двухплановой композиции). 9. Составление трехъярусной композиции «Транспортное сообщение». 10. Составление рассказа «Отправляемся в путешествие*.

 

Тема «Прощание с зимой»

Сюжетная - Формировать умение передавать свое настроение в мозаике; - развивать умение заполнять все пространство изобразительным материалом; - развивать творческое воображение; - воспитывать бережное отношение к природе. Лист картона; цветная бумага, бумажные салфетки, обложки журналов. «Зима» (мозаика, бумага); «Зимнее утро» (мозаика, бумажная салфетка); «Зимний день» (мозаика, коллаж). Экскурсия в сквер. Рассматривание репродукции картины «Февральская лазурь» И. Грабаря. Рассматривание иллюстраций в книгах. Чтение стихов: «Белая гостья» Л. Ях- нина, «Февраль» А. Усачева, «Иней» Н. Майдан ика, «Зимний вечер» А. Пушкина. 1.Чтение стихов о зиме детьми. 2.Дидактическая игра «Зимняя мозаика». Цель: закрепить представления о холодной цветовой гамме, оттеночных цветах. 3. Рассматривание вариативных образцов (обращаем внимание на цветовую гамму композиций). 4. Частичный показ выполнения работы. 5. Уточнение последовательности выполнения работы. 6. Пальчиковая гимнастика «Снежки»: Мы в снежки играем смело (лепим снежки), Ах, какое это дело! Любим мы морозный день, Нам играть в снежки не лень. Хлоп! Хлоп! Хлоп! (Хлопаем в ладошки.) Ты от нас не убегай! (Грозим пальцем.) Хлоп! Хлоп! Хлоп! (Хлопаем в ладошки.) А теперь в меня бросай! (Прижимаем ладошки к груди.) Н. Вересокина [27, с. 38] 7. Напоминание правил безопасности при работе с ножницами. 8. Аппликационная деятельность детей (обращаем внимание на варианты выполнения мозаичных техник). 9. Организация выставки

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow