Нормативно-правовые основы деятельности психологической службы в ДОУ

Микляева Н. В., Микляева Ю. В.

М59   Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 384 с. — (Дошкольное воспита­ние и развитие). I8ВN 5-8112-0848-0

В пособии изложены нормативно-правовые и концептуальные основы работы педагога-психолога в ДОУ общеразвивающего, комбинированного и компенсирующего видов. Раскрыто содержание работы по всем направ­лениям профессиональной деятельности психолога образования. Приво­дится системный анализ возможных трудностей в работе специалиста пси­хологической службы и в координации его работы с деятельностью других

сотрудников ДОУ.

Кроме этого, книга содержит разнообразный практический материал. В ней даны примерные формы документации, конспекты занятий, рекоменда­ции по подбору и изготовлению дидактического игрового материала для индивидуальной и групповой работы.

Пособие адресовано руководителям ДОУ, практическим работникам психологической службы ДОУ, а также студентам педагогических вузов, обучающимся по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)» и «Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная)».

ББК 74.1+88.8 УДК 373.2+159.922.7

© Айрис-пресс, 2005


Введение

В последнее время значительно увеличилось число детей дош­кольного возраста, у которых отмечаются те или иные отклоне­ния в развитии. По данным Института коррекционной педаго­гики РАО (1997), количество таких детей составило 59% от по­пуляции. Из них у 21% наблюдается устойчивая патология, у 38% дошкольников функциональные нарушения. Обе катего­рии детей отличаются от нормально развивающихся сверстни­ков тем, что испытывают стойкие и выраженные нарушения в социально-психологической адаптации в силу тех или иных причин. Именно эмоциональное выпадение ребенка из коллек­тива ровесников является одним из первых признаков «соци­ального вывиха» (Л. С. Выготский) и может привести к откло­нениям в формировании личности (Г. М. Бреслав) даже при на­личии нерезко выраженных нарушений в развитии. Кроме того, только около 80% родителей неадекватно оценивают возможно­сти и проблемы своих детей, что существенно затрудняет форми­рование у первых — позиции сотрудничества с персоналом дет­ского сада, у последних — устойчивой самооценки и мотивации к преодолению трудностей.

Таким образом, особую значимость в системе организации коррекционно-развивающей помощи приобретает фигура педаго­га-психолога, позволяющая создать оптимальные условия для адап­тации и адекватного самоутверждения «проблемного» ребенка в семье и группе детского сада. Это диктует необходимость повы­шения психолого-педагогической компетенции педагогов-психо­логов в ДОУ как общеразвивающего, комбинированного, так и компенсирующего видов и формирования у них качеств, профес­сионально значимых для деятельности практического психолога.

Данное пособие позволит лучше узнать:

• права и обязанности практического психолога, направления его деятельности;

• модель психологической службы в ДОУ, отражающую схему этапов работы практического психолога;

• уровни и факторы социально-психологической адаптированности детей с проблемами в развитии;

• методы и методики диагностики стрессового состояния и пу­тей выхода из него;

• стили семейного воспитания, формы и этапы работы педагога- психолога с родителями «проблемных» детей;

• психотерапевтические приемы и методы при работе с персо­налом ДОУ и родителями дошкольников.

Разнообразный практический материал пособия позволит научиться:

• анализировать литературу;

• проводить психолого-педагогическое изучение детей, фикси­ровать, анализировать и обобщать данные, полученные в ре­зультате обследования детей; давать психологическое заклю­чение и методические рекомендации родителям и педагогам по работе с «проблемным» ребенком;

• создавать условия для гармонизации психологического кли­мата в группе детского сада, осуществлять профилактику и коррекцию социальной дезадаптации ребенка, исправление отклонений в поведении дошкольников;

• составлять подробные конспекты индивидуальных и подгрупповых занятий по формированию у детей навыков эффектив­ной коммуникации, повышению самооценки и уверенности в себе, коррекции психических процессов;

• подбирать и изготавливать дидактический, игровой и нагляд­ный материал для занятий;

• анализировать индивидуальные и подгрупповые занятия;

• проводить консультации и психотерапевтические беседы с педагогами и родителями «проблемных» детей.


ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ДОУ

Психологическая служба в ДОУ руководствуется в своей деятельности:

• Конституцией РФ;

• Законами, постановлениями и решениями Правительства РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам образования (в частности, Законом РФ «Об обра­зовании»);

• Декларацией прав и свобод человека;

• Конвенцией о правах ребенка;

• Современной Концепцией дошкольного воспитания (1989);

• Концепцией специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития (1989);

• Концепцией непрерывного дошкольного и начального обра­зования (2001).

Правовой и организационно-методической основой форми­рования психологической службы в детском саду выступают:

• Положение о службе практической психологии в системе
образования РФ (примерное) (1999);

• Проект Концепции психологической службы образования
(1999);

• Проект концепции службы специальной психологии в сис­теме образования (1998).

Согласно данным документам, под психологической служ­бой «понимается организационная структура, определяющая совместную деятельность руководителей и специалистов го­сударственных, муниципальных органов управления образо­ванием и образовательных учреждений в системе образова­ния РФ, ориентированная на психологическое обеспечение об­разовательного процесса».

В Положении о службе практической психологии опреде­ляются:

• цели и задачи службы (пункт II);

• структура (пункт III);

• основные направления (пункт IV) и виды деятельности

        (пункт V) службы;

• особенности организации деятельности (пункт VI);

• права и обязанности специалиста службы (пункт VII).

• Остановимся на данном документе подробнее.

Положение о службе практической психологии в системе образования Российской федерации (примерное)



I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет организационную структу­ру и порядок управления службой практической психологии (далее — Служба) в системе образования Российской федерации и является правовой и организационно-методической основой ее формирования и
организации деятельности.

2. Под Службой понимается организационная структура, опреде­ляющая совместную деятельность руководителей и специалистов госу­дарственных, муниципальных органов управления образованием и об­разовательных учреждений в системе образования Российской Федера­ции, ориентированная на психологическое обеспечение образовательного процесса. Служба является необходимым компонентом системы об­щего образования, создающим условия для личностного, интеллекту­ального и социального развития подрастающего поколения, а также для охраны здоровья всех участников образовательного процесса.

3. Служба оказывает содействие... на всех этапах непрерывного образования.

4. В своей деятельности Служба руководствуется соответствую­щими международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Прави­тельства Российской Федерации, решениями соответствующих орга­нов управления образованием, настоящим Положением и разработанными на его основе уставами и положениями соответствующих струк­турных элементов Службы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: