Бенчмаркинг - это улучшение деятельности посредством обучения успешной практике других организаций. Каким образом это происходит, можно заключить из следующих определений бенчмаркинга. Бенчмаркинг - это последовательный и непрерывный процесс постоянного измерения и сопоставления бизнес-процессов организации с мировыми лидерами для получения информации, которая поможет принять меры по улучшению показателей своей деятельности и показателей качества продукции (определение, рекомендуемое Американским центром производительности и качества - AmericanProductivityandQualityCenter, AP&QC). Бенчмаркинг включает в себя совершенствование ключевых внутренних процессов, постоянный мониторинг деятельности, проведение новых сравнений с наилучшими исполнителями и поиск способов дальнейшего совершенствования.
Последовательность в развитии концепции бенчмаркинга:
1) соответствие уровню продукта конкурента;
2) соответствие бизнес-процессам конкурентов;
3) соответствие лучшим мировым достижением независимо от отрасли, чем достигается эффективность мирового уровня;
4) стратегический бенчмаркинг - обмен информацией (для эталонного сравнения) между компаниями, входящих в стратегический альянс.
Типы бенчмаркинга:
1) внутренний (функциональный) - сравнение операций (отделов) между собой внутри организации;
2) внешний - сравнение операций разных организаций;
3) неконкурентный - сравнение отношений внешних компаний, которые не соперничают напрямую на одном рынке;
4) конкурентный - сравнение отношений организаций, между которыми идет напрямую соперничество и которые находятся на одном или схожих рынках;
5) исполнительный - сравнение уровней достигнутой производительности и качества в различных операциях;
6) практический - сравнение практических операций или способов производства у разных организаций.
Этапы бенчмаркинга рассмотрим в контексте «анализа превосходства». Цикл анализа превосходства представляют в виде пяти этапов.
1. Определение объекта анализа превосходства. Здесь нужно установить те объекты предприятия, которые можно исследовать при помощи анализа производства.
2. Выявление партнеров по анализу превосходства. Определив цели, следует начать поиск лучших предприятий. Подходящие партнеры должны быть не только первоклассными сами по себе, но и иметь по возможности высокую степень сопоставимости с собственной компанией. Этот процесс включает следующие шаги:
• беглый обзор («toskim» - бегло прочитывать, пробежать глазами);
• приведение в порядок («totrim» - отделывать, шлифовать, приводить в порядок);
• выбор лучших(«tocream» - снимать сливки).
3. Сбор информации. Эта фаза включает не только сбор качественных данных, но и изучение/описание содержания труда, процессов или факторов, которые объясняют продуктивность.
4. Анализ информации. Этот шаг выдвигает высочайшие требования к творческим и аналитическим способностям участвующих в процессе анализа превосходства. Анализировать значит не только осознавать сходства и различия, но и понимать взаимосвязи.
5. Целенаправленное проведение в жизнь полученных сведений. Пятая стадия включает в себя не только внедрение разработанных возможностей улучшения, но и дальнейшее развитие организации предприятия, чтобы противостоять ожидающимся в будущем вызовам. Речь идет не о том, чтобы копировать достижения лучших предприятий; напротив, они должны служить стимулом для дальнейшего инновационного развития собственной организационной структуры - иначе анализ превосходства выльется в стратегию побежденного.
СИСТЕМА«JUST IN TIME» (JIT)
Система JIT, или система «Точно в срок», - это целая философия в управлении производством и часть общей философии улучшения качества. Она становится все более популярной на пред-приятиях Европы, которые ищут способы повторения успехов японских автостроителей (особенно фирма Toyota), которые породили этот метод. Принцип «точно в срок» основывается на взгляде, резко отличающемся от рассмотрения запасов как активов предприятия. Он исходит из того, что запасы, на самом деле, нежелательны, и предприятие должно избавляться от них. Цель принципа - ноль переходящих запасов.
Реализация принципа системы «JIT» означает производить и поставлять требуемое точно к моменту его использования и осуществляется согласно правилу «дай то, что мне нужно сегодня». При действиях в рамках данной методологии информация о потребности какого-либо участка в материалах передается на предыдущий по схеме движения изготовлением изделия участок. Этот метод передачи информации называется «КАНБАН» (карта). Предыдущий участок производит только то, что указано в карте, т.е. то, что нужно последующему участку.
Система JITрассматривается как один из способов улучшения качества. Реализация JIT влияет на качество следующим образом.
1. JITсокращает стоимость качества - это происходит потому, что повреждение и потери сырья напрямую связаны с поставщиками, а не с производителями.
2. JITулучшает качество - так как система JITсокращает время управления, она не терпит сбоев и поломок оборудования (на основе КАНБАН выстраивается работоспособная цепочка оборудования), ведется тотальный учет ошибок источников ошибок.
3. Улучшение качества означает снижение времени хранения, а также улучшение, упрощение процесса закупки при использовании JIT.
Одна из причин хранения запасов готовой продукции - защита потребителя от неустойчивой производственной деятельности, результат которой - ненадежное качество. Если качество отвечает требованиям потребителя, то JITпозволяет организации снизить все затраты, связанные с хранением.