Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по постановке звука Р у детей 4-7 лет

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г.Пласта

КОМПЛЕКТ ЗАНЯТИЙ

По постановке звука Р у детей

Лет с тяжелыми нарушениями речи

Составила:

Учитель-логопед

Высшей квалификационной категории

Прудникова Ольга Юрьевна

Пласт, 2018

Структура занятий по постановке звуков.

1. Тема: «Звук…»

2. Цель: постановка звука …

3. Задачи:

4. Оборудование

5. Этапы НОД

- Организационный момент (положительный настрой)

- Объявление темы

- Пальчиковая гимнастика

- Упражнения по развитию речевого дыхания

- Артикуляционные упражнения (для губ, челюсти, языка)

- Упражнения по развитию мимики

- Голосовые упражнения и упражнения на интонацию

- Постановка звука (если звук получился, автоматизация звука в слогах)

- Анализ артикуляции звука, характеристика звука

- Физкультминутка

- Развитие фонематического слуха

- Игры на развитие внимания, памяти и мышления

- Итог занятия

- Оценка работы ребенка

- Домашнее задание

 

 

Конспекты (технологические карты)

Индивидуально-подгрупповой НОД по постановке звука Р.

 

Желательно, если при исправлении всех видов ротацизма, звук [Р] ребенку не называют, а заменяют называнием упражнения «Тигренок рычит» («Песенка мотора» и др.), чтобы не было соскальзывания на дефектный вариант прежнего стереотипа.

 

ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКОВ Р и Рь

· Положение губ, углов рта и расстояние между резцами зависит от следующего гласного;

· Язык широкий, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;

· Передний край языка поднят к альвеолам и соприкасается с ними во время вибрации;

· Вибрация кончика языка происходит под напором воздуха, поступающего из гортани в ротовую полость;

· Мягкое нёбо поднято;

· Голосовые связки сомкнуты и вибрируют;

· Напряжение выдыхаемого тока воздуха сильное.

 

При мягком Рь:

· Передний край языка передвигается вперед и «опускается» ниже и ближе к верхним резцам, вибрации нет;

· Спинка языка поднимается выше, и вся масса языка напряжена больше;

· Голосовые связки сомкнуты, слышится короткий одноударный звук Рь.

 

Нарушения произношения звука Р

1. Ротацизм – искаженное произношение Р или его полное отсутствие

 

· Горловое Р (картавость) – наиболее распространенный дефект артикуляции звука Р. Имеет 2 варианта:

- УВУЛЯРНОЕ Р – если выдыхаемый воздух, проходя через желобок, приводит в колебание маленький язычок («увули»)

-ВЕЛЯРНОЕ Р – если звук образован вибрацией мягкого нёба. При таком произношении слышится грубый рокот.

· Доральное  Р - когда передний край языка опущен, вибрация образуется спинкой языка, которая ударяется в переднюю часть нёба или альвеолы. Вместе с языком дрожит вся нижняя челюсть. Слышен грубый рокот.

· Боковое Р – при этом переднеязычная вибрация заменяется отрывом бокового края языка (чаще с одной стороны) от верхних коренных зубов. В образовавшуюся щель прорывается выдыхаемый воздух. Слышится неприятный хлюпающий звук. В наиболее тяжелых случаях в момент вибрации вовлекается щека и верхняя губа.

2. Параротацизм – замена Р другими звуками (Л,Д,Т,Й).

 

Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по постановке звука Р у детей 4-7 лет.

Тема: «Звук Р» (Постановка звука Р по Н.С. Жуковой, Часть 1, подготовительный этап)

(Лексическая тема: «Играем с Тигрушей»)

Занятия, представленные ниже (№ 1, № 2 № 3), необходимо провести в комплексе – одно за другим. Их нельзя использовать по отдельности – по сути, это одно БОЛЬШОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА Р. Постановка может затянуться на несколько недель или даже месяцев.

Цель: Постановка звука Р

Задачи:

1. Научить ребенка правильно произносить звук Р;

2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;

3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;

4. Развивать фонематический слух;

5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.

6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.

 

Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука Р, схема характеристики звука, мяч, игрушка или большая картинка ТИГРЕНОК, карандаши или пузырьки для дыхательной гимнастики;

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Этапы НОД

Образовательная область Вид деятельности Содержание деятельности
Речевое развитие Речевая деятельность 1. Организационный момент  Логопед: Малыш, отгадай, кто пришел к нам сегодня на занятие? Когти, хвостик и полоски... Пьёт пока ещё из соски, Только это не котёнок... Это маленький...(ТИГРЁНОК) Правильно, это Тигренок. Его зовут Тигруша (выставляется картинка). Посмотри, какой он грустный. Знаешь, почему? Он не умеет рычать, как все тигры. РРРР. Можно он будет учиться рычать вместе с тобой? (ДА)
Физическое развитие Речевое развитие Двигательная деятельность Речевая деятельность 2. Пальчиковая гимнастика Логопед:Давай вспомним пальчиковую игру про ТИГРА Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики на левой руке) Вышел тигр погулять. (указательным и средним пальцем левой руки идем по столу) Запереть его забыли. («замок» из пальцев) Раз, два, три, четыре, пять. (загибаем пальчики на правой руке).  
Физическое развитие Двигательная деятельность 3. Упражнения на развитие речевого дыхания Логопед: Малыш, давай вместе с Тигрушей будем соревноваться. Кто дальше укатит карандаш, если подует на него. Выработка сильной воздушной струи: Катать по столу катушку, пузырек, карандаши, игра «Футбол» - загони мяч в ворота (губы вытягиваем вперед трубочкой)
Физическое развитие Двигательная деятельность 4. Артикуляционная гимнастика Логопед: Тигруша, для того чтобы тебе научиться произносить звук Р (рычать), нужно делать гимнастику для язычка. Подготовительные упражнения для правильного удержания языка (при произнесении звука Р)
  1. Познакомить ребенка с частями языка, показав их на его ладони: Кончик языка, его спинка, края языка (ребра ладони) и «животик», под спинкой, у «животика» есть связка-ниточка.
  2. Перед зеркалом научите ребенка щёлкать языком (рот раскрыт «до ушей») и присасывать спинку языка к нёбу. Обратите внимание на подъязычную связку: получился «грибок». Щелкать быстро и медленно, громко и тихо.
  3. Уметь удерживать язык в состоянии присоса (под счет) с хорошо видимой натянутой подъязычной связкой.
  4. Уметь из состояния присоса производить по команде логопеда громкий щелчок языком – «шпок».
  5. Просунуть язык между губами, сделать «болтушку».
Физическое развитие Двигательная деятельность 5. Развитие мимической мускулатуры Логопед: Давайте немного отдохнем! Прищуривание глаз. Попеременное закрывание и открывание глаз: «Спи, правый глазок! Просыпайся!», «Спи, левый глазок! Просыпайся!», «Спите сразу, оба глаза. Просыпайтесь!»
Физическое развитие, Речевое развитие Двигательная деятельность Речевая деятельность 6. Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи Логопед:Тигруша, ты любишь играть с мячом? А в теннис?  «Играем с мячом» произнесение слоговых сочетаний ТА-ТА-ТА-ТАК, ТЫ-ТЫ-ТЫ-ТЫК, ТО-ТО-ТО-ТОК (ритмичное постукивание рукой по столу с ударением на последнем слоге) «Играем в теннис» Произнесение слоговых сочетаний ТА-ТУ, ТА-ТЫ, ТО-ТЫ, ТЫ-ТО с ритмичным движением кисти правой руки вперед- назад.
Речевое развитие, Познавательное развитие Речевая деятельность Познавательная деятельность 7. Постановка звука Р при его отсутствии На этом этапе постановка звука Р не производится.
Речевое развитие Речевая деятельность 8. Артикуляционный уклад звука Р Логопед: Малыш, Тигруша, послушайте, как рычит взрослый тигр? РРРРР Когда мы поем песенку ТИГРА (произносим звук Р) · Губки улыбаются широко; · Кончик языка поднят к бугоркам верхних зубов и дрожит · Средняя часть спинки языка опущена · Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; · Воздушная струя очень сильная, она заставляет вибрировать (дрожать) кончик языка.   Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Р и может самостоятельно рассказать, как мы «ПОЁМ ПЕСЕНКУ» (ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Р).  
Речевое развитие Речевая деятельность 9. Характеристика звука Р Логопед: Песенка ТИГРА – это звук Р.   Логопед: Какой звук Р?  Звук Р – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой. (по схеме для характеристики звуков)  
Физическое развитие Двигательная деятельность 10. Физкультминутка – игра с мячом Логопед: Тигруша, малыш, давайте поиграем в мяч. Сегодня мы поговорим о ваших игрушках. Игра называется «Мой-моя-моё-мои» Я называю игрушку, и бросаю тебе мяч, ты должен вернуть мне мяч и сказать это же слово, но со словом МОЙ-МОЯ-МОЁ-МОИ. МЯЧ - …мой мяч КУКЛА - …моя кукла САНКИ - …мои санки ВЕДРО - …мое ведро ПАРАМИДКА - …моя пирамидка СОЛДАТИК - …мой солдатик КУБИКИ - …мои кубики ДОМИНО - …мое домино и др.  
Познавательное развитие Игровая деятельность Познавательная деятельность 11. Игры на развитие ВПФ Логопед: Давайте сыграем в игру «Четвертый лишний» КУКЛА, МЯЧИК, ТЕТРАДЬ, ПИРАМИДКА РУЧКА, ЛИНЕЙКА, МАШИНКА, КАРАНДАШ
Познавательное развитие Умственная деятельность, игровая деятельность 12. Игры на развитие фонематического слуха. Логопед: Послушайте еще раз, как рычит взрослый ТИГР: РРРРРР Такой звук ты, ТИГРУША, и ты, МАЛЫШ,  будете учиться произносить. У вас  непременно получится, если вы будете стараться. Сейчас мы с вами  поиграем. Я буду произносить много разных звуков, а вы хлопайте в ладошки, если среди них услышите звук РРР. Игра «Поймай звук Р» - выделение звука Р на фоне других звуков, далеких по акустическим и артикуляционным признакам. Звуки: С, З, Р, М, Ф, В, Р Слоги: СА, РА, ВЫ, РЫ, МО, РО, ФЫ, РЫ, КУ, РУ, ПУ Слова: СОМ, РАК, КАША, КАПУСТА, РУКА
Речевое развитие Речевая деятельность 13. Итог НОД, оценка работы ребенка  Логопед:Молодцы, ТИГРУША и МАЛЫШ! Завтра мы продолжим работу над этим трудным звуком.
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Речевая деятельность Изо-деятельность 14. Домашнее задание  Нарисовать игрушки, в названии которых есть звук Р.
Социально-коммуникативное развитие Трудовая деятельность 15. Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД

 

 

Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по постановке звука Р у детей 4-7 лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: