Тема: «Звук Р» (Постановка звука Р по Н.С. Жуковой, Часть 2. Выработка фрикативного Р)

(Лексическая тема: «ОВОЩИ, ОГОРОД у ТИГРУШИ»)

Цель: Постановка звука Р

Задачи:

1. Научить ребенка правильно произносить звук Р;

2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;

3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;

4. Развивать фонематический слух;

5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.

6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.

 

Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука Р, схема характеристики звука, мяч, игрушка или большая картинка ТИГРЕНОК, макет «Прожорливый тигренок» - для проведения дыхательной гимнастики; пиктограммы –овощи в разных эмоциональных состояниях, предметные картинки ОВОЩИ, лабиринт «Кто из малышей доберется до овощей»,

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Этапы НОД

Образовательная область Вид деятельности Содержание деятельности
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Организационный момент
 Логопед: Малыш, сегодня с нами опять занимается ТИГРУША. Он все еще не научился рычать и очень расстраивается из-за этого. Не нужно печалиться, если ты будешь стараться, ТИГРУША, у тебя обязательно все получится. И у тебя, МАЛЫШ, тоже. Логопед: Послушайте слова: ПОМИДОР, ОГУРЕЦ, ПЕРЕЦ, КАПУСТА Как можно называть их одним словом? (ОВОЩИ) Где растут овощи? (В ОГОРОДЕ) Сегодня мы вместе с ТИГРУШЕЙ отправимся в ОГОРОД собирать ОВОЩИ.
Физическое развитие Речевое развитие Двигательная деятельность Речевая деятельность
  1. Пальчиковая гимнастика
Логопед: Вспомним пальчиковую игру про огород. Огород. Левая рука: Вырос у нас чесночок, (Дети разминают указательный палец) Перец, томат, кабачок, (средний палец) Тыква, капуста, картошка, (безымянный палец) Лук и немного горошка. (мизинец) Правая рука: Овощи мы собирали. (разминают мизинец) Ими друзей угощали, (безымянный палец) Квасили, ели, солили, (средний палец) С дачи домой увозили. (указательный палец) Прощай же на год, Наш друг-огород.
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Упражнения на развитие речевого дыхания
Логопед: Давайте сыграем в игру «ПРОЖОРЛИВЫЙ ТИГРЕНОК» - будем закатывать в ротик тигренку помидорки (из гофрированной бумаги или салфеток) (см. ниже) Игры для развития сильной воздушной струи.  
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Тигруша, ты помнишь, что нам нужно делать гимнастику для язычка, чтобы научиться громко и правильно рычать (произносить звук Р)? Подготовительные упражнения для правильного удержания языка (при произнесении звука Р)
  1. Познакомить ребенка с частями языка, показав их на его ладони: Кончик языка, его спинка, края языка (ребра ладони) и «животик», под спинкой, у «животика» есть связка-ниточка.
  2. Перед зеркалом научите ребенка щёлкать языком (рот раскрыт «до ушей») и присасывать спинку языка к нёбу. Обратите внимание на подъязычную связку: получился «грибок». Щелкать быстро и медленно, громко и тихо.
  3. Уметь удерживать язык в состоянии присоса (под счет) с хорошо видимой натянутой подъязычной связкой.
  4. Уметь из состояния присоса производить по команде логопеда громкий щелчок языком – «шпок».
Просунуть язык между губами, сделать «болтушку».   Артикуляционная гимнастика на звук Р:
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Развитие мимической мускулатуры
Логопед: Давайте сыграем в игру. Игра «Веселые-печальные овощи» - рассматривание пиктограмм, изображающих овощи в различных эмоциональных состояниях, выразить состояние веселья и печали: ВЕСЕЛАЯ КАПУСТА ГРУСТНЫЙ ОГУРЕЦ
Физическое развитие, Речевое развитие Двигательная деятельность Речевая деятельность
  1. Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи
Логопед:Малыш, а ты любишь овощи? Скажи фразу: Я ЛЮБЛЮ ОВОЩИ. – быстро, медленно, весело, грустно, громко, тихо, восклицательно, вопросительно, с лаской, со злостью и др.
Речевое развитие, Познавательное развитие Речевая деятельность Познавательная деятельность 7. Постановка звука Р при его отсутствии Логопед: Ну, а теперь немного потренируемся.   Выработка фрикативного Р.   Методика профессора Ф.Ф.Рау. Суть методики состоит во временном замещении вибранта фрикативным звуком. Этот фрикативный звук имеет общее место своего образования с нормальным звуком Р и отличается от последнего отсутствием вибрации. Ребёнку предлагается за верхними резцами, на «бугорках» (альвеолах) сказать ЗА или З-З-З и послушать, что получается. Полученный фрикативный (проторный) звук сходен по звучанию с английским r  в словах dray, drive и т.п. Фрикативный Р использовать в слогах РА(ЗА), РЫ (ЗЫ) и словах. С поднятым языком проговаривать ЗА, ЗЫ, ЗЫБА, ЗЫБАК, ЗАБОТА, ЗАКЕТА. Если фрикативный Р хорошо закреплен, можно временно пользоваться им в речи. Если ребенок долго не может найти нужное «местечко для языка», предложите следующие упражнения: 1. Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам. Ребенок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т. Язык «прыгает» на бугорках. Хорошо видны удары кончика языка, который то прикасается к альвеолам, то отскакивает. Для лучшего обозрения можно вложить шпатель между коренными зубами. 2. Попеременное повторение с придыханием на бугорках ТДА-ТДА-ТДА, ТДЫ-ТДЫ-ТДЫ 3. «Барабан»: быстро стучим по нёбу Д-Д-Д, начинаем с нёба «верха» и спускаемся «вниз» к верхним резцам. 4. «ветерок» на бугорках: ДЗА – ДЗЫ (фрикативное Р), 5. «балалайка на бугорках» ТДНЬ-ТДНЬ-ТДНЬ 6. «балалайка с ветерком» ДЗНЬ-ДЗНЬ-ДЗНЬ (фрикативное)
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Артикуляционный уклад звука Р
Логопед: Малыш, Тигруша, послушайте, как рычит взрослый тигр? РРРРР Когда мы поем песенку ТИГРА (произносим звук Р) · Губки улыбаются широко; · Кончик языка поднят к бугоркам верхних зубов и дрожит · Средняя часть спинки языка опущена · Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; · Воздушная струя очень сильная, она заставляет вибрировать (дрожать) кончик языка.   Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Р и может самостоятельно рассказать, как мы «ПОЁМ ПЕСЕНКУ ТИГРА» (ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Р).  
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Характеристика звука Р
Логопед: Песенка ТИГРА – это звук Р.   Логопед: Какой звук Р?  Звук Р – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой. (по схеме для характеристики звуков)  
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Физкультминутка – игра с мячом
Логопед: Давайте сыграем в мяч. Я бросаю вам мяч и называю какой-либо овощ, а ты, МАЛЫШ, должен вернуть мне мяч и назвать несколько признаков к этому овощу: МОРКОВЬ - …оранжевая, сладкая, твердая ОГУРЕЦ - …зеленый, овальный, длинный ПОМИДОР - …красный, круглый, сочный СВЕКЛА - … бордовая, крупная, твердая КАПУСТА - …круглая, хрустящая, зеленая и др.
Познавательное развитие Игровая деятельность Познавательная деятельность
  1. Игры на развитие ВПФ
Логопед: У меня для вас есть Лабиринт «Кто из малышей доберется до овощей» - давайте его пройдем вместе. (см. ниже)
Познавательное развитие Умственная деятельность, игровая деятельность 12. Игры на развитие фонематического слуха. Логопед: Малыш, Тигруша, давайте сыграем в игру Игра «Поймай звук» (звуки близкие по акустическим и артикуляционным признакам). Звуки Ш, Ж, Р, Л, Р, ЛЬ, Р, Л Слоги: ША, РА, ЖУ, РУ, РА, ЛА Выкладываются картинки по теме «Овощи». Найди картинки, в названиях которых есть звук Р. Покажи КРАСНЫЙ ПОМИДОР, ОРАНЖЕВУЮ МОРКОВЬ, ЗЕЛЕНЫЙ ГОРОХ. Игра «Где звук спрятался?» - определение позиции звука Р в словах ПОМИДОР, РОСТОК, ГОРОХ.
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Итог НОД, оценка работы ребенка
 Логопед:Вы молодцы! Скоро вы научитесь рычать, как настоящие большие взрослые ТИГРЫ!
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Речевая деятельность Изо-деятельность
  1. Домашнее задание
 Нарисовать овощи, в названии которых есть звук Р.
Социально-коммуникативное развитие Трудовая деятельность
  1. Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: