(Лексическая тема: «ОВОЩИ, ОГОРОД у ТИГРУШИ»)
Цель: Постановка звука Р
Задачи:
1. Научить ребенка правильно произносить звук Р;
2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
4. Развивать фонематический слух;
5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.
Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука Р, схема характеристики звука, мяч, игрушка или большая картинка ТИГРЕНОК, макет «Прожорливый тигренок» - для проведения дыхательной гимнастики; пиктограммы –овощи в разных эмоциональных состояниях, предметные картинки ОВОЩИ, лабиринт «Кто из малышей доберется до овощей»,
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
|
|
Этапы НОД
Образовательная область | Вид деятельности | Содержание деятельности |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
|
Физическое развитие Речевое развитие | Двигательная деятельность Речевая деятельность |
|
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
|
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
|
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
|
Физическое развитие, Речевое развитие | Двигательная деятельность Речевая деятельность |
|
Речевое развитие, Познавательное развитие | Речевая деятельность Познавательная деятельность | 7. Постановка звука Р при его отсутствии Логопед: Ну, а теперь немного потренируемся. Выработка фрикативного Р. Методика профессора Ф.Ф.Рау. Суть методики состоит во временном замещении вибранта фрикативным звуком. Этот фрикативный звук имеет общее место своего образования с нормальным звуком Р и отличается от последнего отсутствием вибрации. Ребёнку предлагается за верхними резцами, на «бугорках» (альвеолах) сказать ЗА или З-З-З и послушать, что получается. Полученный фрикативный (проторный) звук сходен по звучанию с английским r в словах dray, drive и т.п. Фрикативный Р использовать в слогах РА(ЗА), РЫ (ЗЫ) и словах. С поднятым языком проговаривать ЗА, ЗЫ, ЗЫБА, ЗЫБАК, ЗАБОТА, ЗАКЕТА. Если фрикативный Р хорошо закреплен, можно временно пользоваться им в речи. Если ребенок долго не может найти нужное «местечко для языка», предложите следующие упражнения: 1. Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам. Ребенок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т. Язык «прыгает» на бугорках. Хорошо видны удары кончика языка, который то прикасается к альвеолам, то отскакивает. Для лучшего обозрения можно вложить шпатель между коренными зубами. 2. Попеременное повторение с придыханием на бугорках ТДА-ТДА-ТДА, ТДЫ-ТДЫ-ТДЫ 3. «Барабан»: быстро стучим по нёбу Д-Д-Д, начинаем с нёба «верха» и спускаемся «вниз» к верхним резцам. 4. «ветерок» на бугорках: ДЗА – ДЗЫ (фрикативное Р), 5. «балалайка на бугорках» ТДНЬ-ТДНЬ-ТДНЬ 6. «балалайка с ветерком» ДЗНЬ-ДЗНЬ-ДЗНЬ (фрикативное) |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
|
Речевое развитие | Речевая деятельность |
|
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
|
Познавательное развитие | Игровая деятельность Познавательная деятельность |
|
Познавательное развитие | Умственная деятельность, игровая деятельность | 12. Игры на развитие фонематического слуха. Логопед: Малыш, Тигруша, давайте сыграем в игру Игра «Поймай звук» (звуки близкие по акустическим и артикуляционным признакам). Звуки Ш, Ж, Р, Л, Р, ЛЬ, Р, Л Слоги: ША, РА, ЖУ, РУ, РА, ЛА Выкладываются картинки по теме «Овощи». Найди картинки, в названиях которых есть звук Р. Покажи КРАСНЫЙ ПОМИДОР, ОРАНЖЕВУЮ МОРКОВЬ, ЗЕЛЕНЫЙ ГОРОХ. Игра «Где звук спрятался?» - определение позиции звука Р в словах ПОМИДОР, РОСТОК, ГОРОХ. |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
|
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие | Речевая деятельность Изо-деятельность |
|
Социально-коммуникативное развитие | Трудовая деятельность |
|
|
|
|
|
|
|