Младший школьный возраст

Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 2 // Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Н.В. Кузь­миной. М., 1980.

Давыдов В.В., Маркова А.К. Развитие мышления в школьном возрасте // Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1978. С. 295–316.

Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника». М., 1977.

Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младшего школьника. М., 1988.

Вопросы психологии личности школьника // Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Бла­гонадежиной. М., 1961.

Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.

Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1966.

Развитие личности ребенка от 7 до 11. Екатеринбург, 2006. С. 176–196.

Подростковый возраст

Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.

Дольто Ф. На стороне подростка. Екатеринбург, 2004.

Кле М. Психология подростка. М., 1991.

Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.

Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

Психология подростка / Под ред. А.А. Реана. М., 2003.

Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1987.

Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш. СПб., 2005.

Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 1997.

Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994.

Юношеский период

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. Гл. 5. Я-кон­цепция в юности. С. 169–225.

Волков Б.С. Психология ранней юности. М., 2001.

Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4.

Гаврилова Т.А. Новые исследования особенностей подросткового и юношеского возраста // Вопросы психологии. 1984. № 1. С. 152–157.

Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., 1988. Гл. «Особенности психологии юношеского возраста». С. 364–377.

Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М., 1991.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 2004.

Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.
С. 31–78.

Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2010.

Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Пер. с нем. М., 1994.

Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987.

Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. М., 1996.


Период взрослости

Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. М., 1998.

Гомезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. Личность от молодости до старости. М., 2001.

Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. М., 2000.

Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1995.

Онтопсихология: Учебное пособие / Под ред. А.А. Крылова, Е.Ф. Рыбалко. СПб., 2003.

Проблемы общей акмеологии / Под ред. А. Реана, СПб., 2000.

Психология развития: Хрестоматия / Под ред. Л.А. Головей. СПб., 2001.

Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Под ред. Б.Г. Ананьева, Е.И. Степановой. М., 1977.

Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. СПб., 2000.

Период геронтогенеза

Аверин В.А. Психология среднего возраста, старения, смерти / Под. ред.
А.А. Реана. М., 2003.

Александрова М.Д. Очерки психофизиологии старения. Л., 1965.

Александрова Н.Х. Субъектность на поздних этапах онтогенеза. Нижний Новгород, 2000.

Глуханюк Н.С., Гершкович Т.Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. М., 2003.

Кулешова Л.Н. Помощь пожилым людям // Психологическая помощь и консультирование / Под ред. М.К. Тутушкиной. СПб., 1998. С. 147–198.

Максимова С.Г. Социально-психологические особенности личности позднего возраста. Барнаул, 1998.

Онтопсихология: Учеб. пособие/ Под ред. А.А. Крылова, Е.Ф. Рыбалко. СПб., 2003.

Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. СПб., 2002.

Сухобская Г.С., Божко Н.М. Пожилой человек в современном мире. СПб., 1999.

Фролькис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. Л., 1988.

 




Содержание

Раздел I. Основные понятия и теоретические подходы
к изучению возрастного развития психики человека

Тема 1. Введение в психологию развития и возрастную психологию.................. 3

Тема 2. Методы психологии развития..................................................................... 6

Тема 3. Системный поход в психологии развития и возрастной
психологии.................................................................................................. 8

Тема 4. Теории психического развития человека.................................................. 13

Раздел II. Психологическая характеристика
возрастных периодов жизненного цикла человека

Тема 5. Психическое развитие ребенка в пренатальный период.......................... 25

Тема 6. Период новорожденности.......................................................................... 28

Тема 7. Младенческий период................................................................................ 33

Тема 8. Период раннего детства............................................................................. 37

Тема 9. Дошкольный период.................................................................................. 44

Тема 10. Младший школьный возраст................................................................... 51

Подростковый возраст............................................................................................ 56

Юношеский возраст................................................................................................. 62

Период взрослости................................................................................................... 67

Период геронтогенеза.............................................................................................. 75

Темы докладов к семинарам................................................................................... 82

Литература ко всему курсу..................................................................................... 83

Литература к отдельным параграфам....................................................................... –

___________________________________________________________________

 

Учебное издание

 

Светлана Станиславовна Савенышева
Виктория Евгеньевна Василенко
Ольга Юрьевна Стрижицкая

 

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебно-методическое пособие

Редактор Н.Г. Михайлова

Подписано в печать с оригинала-макета 27.12.2010. Формат 60×84/16.

Усл. печ. л. 5,34. Уч.-изд. л. 4,63. Тираж 100 экз. Заказ №.

Факультет психологии СПбГУ.
199034, С.-Петербург, наб. Макарова, д. 6.

Типография Издательства С.-Петербургского университета.
199061, С.-Петербург, Средний пр., д. 41.

ББК 88.37; 88.8

 С12

Печатается по решению Ученого совета
факультета психологии СПбГУ

Рецензенты:
докт. психол. наук, проф. Л.А. Головей (СПбГУ),
докт. психол. наук, проф. С.Л. Соловьева
(СПбГМА им. И.И. Мечникова)

 

  С12 Савенышева С.С., Василенко В.Е., Стрижицкая О.Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебно-методическое пособие. – СПб., 2011. – 88 с.

Аннотация

 

В пособии рассматриваются основные теории и периодизации психического развития человека, аспекты системного подхода в психологии развития и возрастной психологии. Раскрываются возрастные изменения в когнитивной, личностной и социальной сферах на всех этапах жизненного цикла человека: от пренатального периода до геронтогенеза.

Пособие адресовано студентам психологических специальностей, может быть рекомендовано студентам педагогических и медицинских специальностей, а также всем, интересующимся проблемами психологии развития и возрастной психологии.

 













ББК 88

 

© С.С. Савенышева, В.Е. Василенко,
 О.Ю. Стрижицкая, 2011

© Санкт-Петербургский
государственный университет, 2011




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: