· Начиная поиск, убедитесь, к этому ли каталогу Вы обратились.
· Систематический каталог отвечает на вопрос, какие книги по интересующей читателя отрасли знаний, теме имеются в библиотеке.
· Если Вы точно не знаете раздела каталога, к которому следует обратиться, начинайте поиск с алфавитно-предметного указателя (АПУ), который является “ключом” к систематическому каталогу. В АПУ в порядке алфавита расставлены карточки с описанием предметов (ключевых слов) и указанием раздела (индекса) систематического каталога.
· Выписали интересующий Вас индекс?
Нет
а. Обратитесь к помощи дежурного библиотекаря.
б. Обратитесь в другие библиотеки города.
Да
а. Отыщите в систематическом каталоге ящик с нужным Вам разделом.
Нашли?
б. Просмотрите карточки с описанием имеющихся в библиотеке книг.
Нашли нужные карточки?
в. Заполните на каждую книгу требование с точным указанием шифра,
который проставлен в левом верхнем углу каталожной карточки.
5. Поиск литературы по систематическому каталогу завершен.
|
|
IY. Практическая работа.
1) Поиск в Систематическом каталоге через АПУ.
2) Индивидуальная работа по карточкам.
3) Заполнение требования.
III. Заключение
Так или иначе, к какому бы каталогу мы ни обратились – карточному, электронному, книжному, – только они могут раскрыть содержание фонда полно и указать на более ценную литературу и помочь в выборе книг. Не будем забывать, что каталоги содействуют пробуждению новых интересов и запросов, расширяют ваше представление о системе знаний, привлекают ваше внимание к более широкому по содержанию кругу литературы, тем самым содействуя самообразованию.
Домашнее задание
Проведите самостоятельный поиск информации в систематическом и алфавитном каталогах по темам:
- Сталинградская битва;
- собаки и уход за ними
Словарь:
алфавитный каталог (АК) - библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке фамилий индивидуальных авторов, наименований коллективных авторов или заглавий документов; систематический каталог (СК) – библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются по отраслям знаний в соответствии с определенной системой библиотечно – библиографической классификации; АПУ – алфавитный перечень карточек с указанием темы (предмета) и отделов Систематического каталога и фонда.
Список литературы:
1. Воробьев Г. Г. Твоя информационная культура Г. Г.Воробьев. – М.: Мол. гвардия, 1988. – 303 с.
2. Воронько П. Организация библиотечных фондов и каталогов/П. Воронько. – М.: Книга, 1981.
3. Горбачевский, Б. Люди, книги, библиотеки/Б. Горбачевский. – М.: ВКП, 1963.
|
|
4. Горбачевский, Б. Нить Ариадны/Б. Горбачевский. – М.: Дет. лит., 1971.
5. Государственная библиотека СССР им. В. И.Ленина. Библиотека и юный читатель ГБЛ. – М.: Книжная палата, 1987. – 256 с.
6. Государственная библиотека СССР им. В. И.Ленина. Наша библиотека. – М.: Книга, 1964. – 122 с.
7. Государственная библиотека СССР им. В. И.Ленина. Систематический каталог: Практич. пособие ГБЛ. – М.: Книжная палата, 1990. – 181 с.
8. Государственная республиканская детская библиотека РСФСР. Библиотечно-библиографические знания – школьникам: Практич. пособие. – 3-е изд., перераб., доп. – М.: Книжная палата, 1989. – 216 с.
9. Кинг Э. Как пользоваться библиотекой Э. Кинг. – Челябинск, 1997.
10. Моргенштерн И. Г. Занимательная библиография И. Г.Моргенштерн, Б. Т.Уткин. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Книжная палата, 1987. – 255 с., ил.
11. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-методич. пособие Н. И.Гендина, Н. И.Козлова, И. Л.Скипер, Г. А.Стародубова; Под ред. Н. И.Гендиной. – М.: Школьн. б-ка, 2003. – 183 с. – (Профессиональн. б-чка школьн. библиотекаря).
[1] Программа мероприятий по поддержке и пропаганде чтения в образовательных учреждениях города Москвы на 2009-2011 годы // Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в