Законодательная база либерализации рынка железнодорожных перевозок

Создание единой сети железнодорожных перевозок в Европе, удовлетворяющим принципам свободной конкуренции, еще впереди, однако за прошедшие десятилетия проделана большая работа в области реформ на железнодорожном транспорте.

Прошедшее десятилетие характеризовалось беспрецедентными структурными изменениями за последние более чем 50 лет. Большинство национальных железных дорог Западной Европы разделено на несколько компаний, этот процесс идет в странах Центральной и Восточной Европы, включая вступившие в ЕС в мае 2004 г. Таких компаний как минимум две (одна с функциями менеджера инфраструктуры, другая — оператора), даже если они остаются под юрисдикцией государственной холдинговой компании, как это имеет место в Австрии, Бельгии, Германии или Польше. В ряде стран (их число постоянно растет) наблюдается выделение операторов грузовых и пассажирских перевозок, а функции обеспечения тяговым подвижным составом и вагонами, эксплуатации станций, технического обслуживания в свою очередь приватизированы или переданы субподрядчикам.

Открытие рынка перевозок способствовало появлению и последующему росту числа малых региональных или независимых железных дорог на магистральных линиях, созданию пользующихся правами открытого доступа к инфраструктуре как самостоятельных грузовых компаний, так и связанных с крупными грузоотправителями. В секторе пассажирских перевозок появились крупные международные компании, такие, как Keolis, Connex и Arriva, которые на конкурсных условиях получили концессии в региональных и пригородных сообщениях. Такое развитие способствовало усложнению структуры железнодорожной отрасли в Европе [11].

Положительным аспектом этого явления можно считать возможность специализации каждого участника рынка в выбранном виде перевозок, в то время как национальные железные дороги традиционно универсальны. Однако пока мало свидетельств, что данные изменения привели к сокращению эксплуатационных расходов или потребности в субсидиях, с одной стороны, или помогли железным дорогам увеличить долю на рынке за счет других видов транспорта, с другой.

Наиболее значимым с точки зрения влияния на железные дороги Европы было создание единого рынка с соответствующим открытием национальных границ. Транспортная политика ЕС в значительной мере сфокусирована на развитии международной торговли, которая была слабым местом для железнодорожных операторов, традиционно ориентированных на работу в национальных границах. Только в странах Центральной Европы, географическое положение которых определяло ориентацию на транзитные перевозки, таких, как Швейцария и Австрия, Чехия или Венгрия, доля транзита в общем объеме перевозок была довольно существенной.

Зачатки новой политики содержались уже в хартии основания Европейского сообщества – Римском договоре  в 1957 г. В 1960-х годах в ФРГ был выдвинут ряд предложений, не имевших, однако, успеха: заключение Бранда (1960 г.), в котором обращалось внимание на усиление конкуренции между разными видами транспорта и план Лебера (1967 г.), в котором предлагались меры директивного характера, направленные на усиление позиций тогдашних Федеральных железных дорог.

Хронология основных событий и либерализации законодательной базы рынка железнодорожных перевозок приведена в табл. 4.1. [12].

Началом политики реформ железнодорожного транспорта в странах ЕС стало принятие в 1991 г. Европейской комиссией (ЕК) Директивы 91/440/EWG по развитию железных дорог, в соответствии с которой железнодорожные компании должны были самостоятельно отвечать за результаты своей деятельности.

Начиная с 1996 г. Европейская комиссия подготовила три пакета директив по железнодорожному транспорту, направленных на стимуляцию развития рыночных факторов, которые могут усилить конкурентоспособность этого вида транспорта побуждением операторов к сокращению расходов, повышению уровня обслуживания и предложению новых услуг.

Первый пакет директив по железнодорожному транспорту, направленных на повышение эффективности действующих законов, был обнародован Европейской комиссией в июле 1998 г. После долгих дискуссий в Европейском парламенте и Совете министров последний в феврале 2001 г. одобрил три входящие в этот пакет директивы. Страны — члены ЕС должны были внести положения этих директив в национальные законы до 15 марта 2003 г.

Прогресс, однако, был неоднородным. В октябре 2003 г. Европейская комиссия объявила о санкциях против девяти стран-членов, которые к 15 марта 2003 г. не внесли нормы европейских законов в национальные, а именно против Австрии, Германии, Греции, Ирландии, Люксембурга, Португалии, Испании, Швеции и Великобритании. Из 15 стран Евросоюза Франция, Бельгия, Финляндия, Нидерланды, Италия и Дания выполнили это требование. Интересно, что из девяти вызвавших нарекания стран четыре (Австрия, Германия, Швеция и Великобритания) при этом уже открыли рынок грузовых перевозок для конкуренции, а Франция и Бельгия подготовили законодательную базу, но реально ее не применяли [11].

В сентябре 2001 г. комиссия опубликовала очередную Белую книгу, названную «Европейская транспортная политика до 2010 г.: время решать» и направленную на переориентацию европейской транспортной политики на нужды общества.


Таблица 4.1

Движение Европы к единому железнодорожному пространству. Хронология основных событий

Дата Документ Номер документа Содержание
1957 Римский договор

Шесть государств учредителей Европейского сообщества сформулировали принципы единой транспортной политики. Однако, в течение десятка лет этих странах перевозки выполняли государственные организации, работающие в рамках жесткой регламентации рынка. Стало ясно, что рельсовый транспорта не сможет выдержать конкуренцию с другими видами транспорта.

1960 Предложения Бранда

обращалось особое внимание на усиление конкуренции между разными видами транспорта

1967 План Лебера

предлагались меры директивного характера, направленные на усиление позиций Федеральных железных дорог Германии

1991 Директива Европейской комиссии 91/440/EWG по развитию железных дорог, в соответствии с которой железнодорожные компании должны были самостоятельно отвечать за результаты своей деятельности. Эксплуатационная деятельности отделялась от инфраструктуры. Директива впервые ставила железные дороги в рыночные условия, открывая границы для других стран, правда пока только для контейнерных перевозок.
1992 Первая белая книга

«О дальнейших направлениях общей транспортной политики», в которой определены мероприятия, необходимые для развития конкуренции и устанавливался порядок их реализации в течение ближайших 10 лет.

1993 Маастрихтское соглашение

Утверждает единую транспортную политику, особенно важно юридическое закрепление принципа квалифицированного большинства для принятия решений, то есть квалифицированное большинство признается способом принятия решений при голосовании в Совете Европы. В соглашении закреплялась концепция трансевропейской сети (TEN).В соглашении отмечалось, что цель деятельности общества в рамках системы открытых и ориентированных на конкуренцию рынков способствовать объединению, совместной эксплуатации и доступности железнодорожных сетей отдельных государств.

1995

Директива Европейской комиссии

95/18/EG Лицензирование операторов железных дорог
  95/19/EG Комиссия предложила создать коридоры для грузовых перевозок на условиях свободного доступа к инфраструктуре. Директива декларирует принцип предоставления пропускной способности операторам. Коммерческая эксплуатация в таких коридорах организуется по принципу «одного окна», когда одна компания — менеджер инфраструктуры действует от лица всех вовлеченных. Надежды возлагались на то, что добровольная кооперация менеджеров инфраструктуры улучшит доступ к национальным сетям для международных перевозок. Однако в первые несколько лет грузовые коридоры не дали ожидаемых результатов, правами открытого доступа пользовались намного меньше компаний, чем ожидалось.
1996 Белая книга

«Стратегия оживления железных дорог сообщества», опубликованная Европейской комиссией и декларирующей роль рыночных сил в поощрении операторов к снижению затрат, повышению уровня обслуживания и предложению новых видов услуг наряду с распределением ответственности между государством и железнодорожными компаниями и признанием того, что последние должны иметь финансовую структуру, допускающую обоснованное и независимое управление.

Июль

1998

Первый пакет документов по железным дорогам

Этот пакет документов по инфраструктуре, предусматривающий регулируемое открытие железнодорожных сетей для операторов грузовых перевозок, получивших разрешение на пересечение границ (к 2008 г.). С принятием этого пакета документов существовавшие правила подлежали изменению, направленному на дальнейшее расширение рынка и увеличение допуска пользователей в рамках трансевропейской системы грузовых перевозок

Директива Европейской комиссии

2001/12/EG Директива является редакцией директивы 91/440 и требует от стран-членов внесения в национальные законы о железных дорогах изменений, оговаривающих право доступа к инфраструктуре для компаний, выполняющих грузовые перевозки в международных сообщениях на линиях, входящих в трансъевропейскую грузовую сеть (TERFN) начиная с марта 2003 г. Начиная с мая 2008 г. вся европейская сеть должна быть доступна для международных грузовых перевозок. Директива требовала создания разных организационных структур для управления перевозочной деятельностью и инфраструктурой. Такие функции, как распределение пропускной способности, взимание платы за пользование инфраструктурой и лицензирование, должны быть отделены, чтобы новые операторы могли реализовать право на открытый доступ к инфраструктуре. Директива допускает создание операторами разных бизнес-секторов для выполнения пассажирских и грузовых перевозок.
2001/13/EG Директива уточняла предыдущую 95/18, регулировавшую вопросы лицензирования железнодорожных предприятий, определив условия, выполнение которых необходимо для получения лицензии на право перевозок. Предполагалось, что лицензии, выданные национальными лицензирующими органами, должны быть действительными на территории всех стран — членов ЕС.
2001/14/EG Однако и лицензированному оператору нужны нитки графика для пропуска его поездов. Эти вопросы регулирует директива, заменившая директиву 95/19. Распространяясь на европейскую сеть в целом, она устанавливает рамки условий для распределения пропускной способности и управления ею, а также регулирует принципы оплаты за пользование инфраструктурой, также предусматривает создание управляющей организации, которая должна предотвращать дискриминацию пользователей в отношении доступа на рынок перевозок.
2001  сентябрь Вторая белая книга

Новые инициативы по железнодорожному транспорту «Транспортная политика Европы до 2010 г.: перевод стрелок на будущее». Отражены новые инициативы в отношении железнодорожного транспорта. Отмечено большое значение эффективной транспортной системы для устойчивого роста экономики, воздания рабочих мест, а так же оптимального функционирования внутренних рынков и глобализации торговли. Одной из главных задач названо создание во всех сферах транспорта условий для эксплуатационной совместимости. В общем было предложено 60 мероприятий для сдвига баланса между видами транспорта к 2010 г. за счет возрождения железных дорог, пропаганды морского и внутреннего водного транспорта и координации разных видов транспорта путем интегрированного планирования и развития смешанных перевозок.

2002 январь Проект Второго пакета директив

•новую директиву по регулированию безопасности и расследованию происшествий и катастроф на железных дорогах;

•новую редакцию директив 96/48 и 2001/16 по эксплуатационной совместимости высокоскоростного и традиционного железнодорожных сообщений;

•учреждение европейского агентства по безопасности и эксплуатационной совместимости на железнодорожном транспорте;

•переговорный процесс по условиям включения ЕС в COTIF (конвенцию по железнодорожным перевозкам в международных сообщениях);

•новую редакцию директивы 91/440 с целью открытия рынка грузовых перевозок в полном объеме.

18.03.2004

Второй пакет документов

по железным дорогам

Полная либерализация железнодорожных перевозок в Европе с 01.01.2007 г.

2004/881/EG В сентябре 2005 г. Приступило к работе Европейское железнодорожное агентство(ERA)
2004/51/EG Устраняет ограничения на доступ к железнодорожной инфраструктуре трансъевропейской сети компаний-операторов из других государств-членов ЕС.
2004/49/EG «О безопасности на железных дорогах Союза и об изменениях в директивах 95/18/EG и 2001/14/EG» - разработка общей концепции безопасности на железных дорогах, направленная на преодоление изолированности сетей отдельных государств и создание технически и юридически интегрированного пространства. Она устраняет барьеры, возникшие вследствие технических, концептуальных и культурных различий.
2004/50/EG Директива вносит изменения в документ 2001/16/EG «Об эксплуатационной совместимости на обычных железных дорогах трансъевропейской сети», а также 96/48/EG «Об эксплуатационной совместимости на линиях высокоскоростного движения трансъевропейской железнодорожной сети»
2004 март Проект третьего пакета документов по железным дорогам

Комиссия обнародовала предложения по третьему пакету, затрагивающие те сферы железнодорожного транспорта, которые не затрагивали первые два пакета:

· порядок сертификации локомотивов и поездных бригад для грузовых и пассажирских перевозок;

· права пассажиров в международных сообщениях;

· условия открытия рынка пассажирских международных перевозок к январю 2010 г.;

· компенсационные схемы по грузовым перевозкам.

23.10.2007

Третий пакет

 документов

по железным дорогам

Европейский парламент принял третий пакет документов по железным дорогам, представленный 03.03.2004 г.

  Предписание (EG) 1370/2007 Преследует цель усиления конкуренции в предоставлении транспортных услуг, отвечающих потребностям общества. Согласно предписанию, операторы этих услуг должны отбираться среди государственных(муниципальных) или частных предприятий по результатам конкурса. Предписание вступает в действие с 03.12.2009 г. И не требует адаптации национального законодательства.
  Предписание (EG) 1371/2007 Определяет права и обязанности пассажиров на железнодорожном транспорте с конца 2009 г. Цель состоит в повышении качества железнодорожных пассажирских перевозок с сопутствующим ростом этого сегмента рынка.
  2007/58/EG Директива направлена на открытие международных пассажирских сообщений. С 2010 г. Все желающие компании ЕС, имеющие соответствующие лицензии, получат доступ к международным перевозкам. Условием этого является высокая степень эксплуатационной совместимости и четкие правила в отношении доступа к инфраструктуре.
  2007/59/EG Директива регламентирует унифицированную сертификацию машинистов в пределах стран ЕС с конца 2009 г. Она требует разработки системы сертификации машинистов тяговых единиц подвижного состава, в том числе локомотивов, которая дает возможность признавать уровень квалификации машинистов локомотивов и другого поездного персонала на всех железных дорогах Европы.

 


На базе этой книги комиссия приняла в январе 2002 г. второй пакет директив по железнодорожному транспорту, обосновывающих следующие предложения:

В марте 2004 г. после двухлетних дебатов Европейский парламент и Совет министров достигли компромисса по второму пакету, который и был одобрен в следующем месяце. Порядок учреждения Европейского железнодорожного агентства и три директивы опубликованы 30 апреля 2004 г.

Третий пакет документов по железным дорогам был представлен Европейской комиссией 3 марта 2004 г. Он содержит директивы, которые регламентируют те сферы деятельности железнодорожного транспорта, которые не затрагивали первые два пакета – усиление конкуренции в сфере пассажирских перевозов, права и обязанности пассажиров, унифицированную сертификацию машинистов.

Четвертый пакет документов по железным дорогам Европейская комиссия в конце 2006 г. представила предложения по ревизии директив, касающихся эксплуатационной совместимости и безопасности на железнодорожном транспорте, а также деятельности Европейского железнодорожного агентства. На базе этой книги комиссия приняла в январе 2002 г. второй пакет директив по железнодорожному транспорту, обосновывающих следующие предложения:

В марте 2004 г. после двухлетних дебатов Европейский парламент и Совет министров достигли компромисса по второму пакету, который и был одобрен в следующем месяце. Порядок учреждения Европейского железнодорожного агентства и три директивы опубликованы 30 апреля 2004 г.

Третий пакет документов по железным дорогам был представлен Европейской комиссией 3 марта 2004 г. Он содержит директивы, которые регламентируют те сферы деятельности железнодорожного транспорта, которые не затрагивали первые два пакета – усиление конкуренции в сфере пассажирских перевозов, права и обязанности пассажиров, унифицированную сертификацию машинистов.

Четвертый пакет документов по железным дорогам Европейская комиссия в конце 2006 г. представила предложения по ревизии директив, касающихся эксплуатационной совместимости и безопасности на железнодорожном транспорте, а также деятельности Европейского железнодорожного агентства [12].

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: