После спада интереса к развитию железных дорог в период бурной автомобилизации в США и странах Западной Европы в 80-х годах началась их коренная модернизация: техническое перевооружение, введение совершенно новых технологий — контейнеризации, развития скоростного движения, интеграции различных видов транспорта. В Западной Европе в рамках Европейского Союза (ЕС) проведена унификация подвижного состава и других технических средств, прекращено «свертывание» протяженности железных дорог в США, и начато их новое строительство, активизировалась интеграция железных дорог США и Канады, усиливалась мощность действующих магистралей, вводится скоростное движение, либерализовалась коммерческая деятельность железных дорог.
Все железные дороги США принадлежат частным компаниям. Передача их в собственность государства в 1917 году закончилась неудачей, и в 1920-м они были возвращены прежним владельцам. Однако вплоть до конца 70-х годов на железнодорожном транспорте проводилась политика жесткого государственного регулирования (в том числе и тарифного), что привело железные дороги на грань банкротства. И только Акт Стаггерса (1980), дерегулировавший тарифы, создал условия для их успешной работы. Кроме того, система государственных мероприятий освободила железнодорожные компании от убыточных пассажирских перевозок.
В настоящее время грузовые железные дороги США образуют единую транспортную систему с железными дорогами Канады и Мексики. Они занимают первое место в мире по объему грузооборота (2,3 трлн ткм в год) и по минимуму транспортной составляющей в стоимости перевозимой продукции.
Основу всей транспортной системы США составляют грузовые железные дороги первого класса. К этой категории относят компании с годовым доходом не менее $250 млн. Их количество за счет укрупнения сократилось с 36-ти в 1979-м до восьми к 2001 году (табл. 4.2). [3]
Таблица 4.2
Железные дороги США (2001 г.)
| Тип железной дороги | Количество | Эксплуатационная длина, км | Персонал, чел. | Годовой доход, млрд долл. |
| Первого класса | 8 | 157,088 | 162,155 | 33,53 |
| Региональные | 34 | 28,060 | 10,302 | 1,58 |
| Местные | 314 | 33,598 | 5,023 | 0,88 |
| Необщего пользования | 215 | 10,757 | 6,889 | 0,59 |
| Всего | 571 | 229,423 | 184,369 | 36,58. |
Грузовые компании первого класса взаимодействуют между собой и с другими видами транспорта, с региональными и местными грузовыми железнодорожными компаниями, а также с грузовыми железнодорожными компаниями необщего пользования в обеспечении доставки грузов по всей территории США и заграницу. Развитые сети автомобильных и железных дорог, а также внутренних водных путей обуславливают жесткую конкуренцию всех этих видов транспорта в пределах регионов обслуживания отдельных транспортных компаний
В США железные дороги находятся, в основном, в частной собственности корпораций и монополистических группировок. Государство оказывает им значительную финансовую поддержку непосредственными субсидиями и в качестве держателя акций этих корпораций. Часть линий местного значения, тупиковые ветки и пути, обслуживающие отдельные предприятия и зоны отдыха, передаются местным органам управления в аренду или приватизируются с сохранением технического контроля со стороны магистральной железной дороги на договорной основе.
В Западной Европе магистральные железные дороги находятся в государственной собственности и эксплуатируются государственными коммерческими предприятиями. В распоряжении частных компаний и предпринимателей находятся небольшие узкоколейные дороги и подъездные пути второстепенного значения.
Финансовое состояние железных дорог и уровень тарифов - главное звено государственного регулирования и контроля на железнодорожном транспорте. В США, Японии, странах ЕС принцип самоокупаемости железных дорог в тарифной политике не является главенствующим. Подход к транспорту как к отрасли, обеспечивающей потребности всего народного хозяйства, позволяет «терпеть» убыточность железных дорог и не только мириться с нею, но и отчислять значительные субсидии на ее покрытие, сохраняя при этом относительно низкий уровень железнодорожных тарифов.
К началу 80-х годов железные дороги столкнулись с большими трудностями, важнейшие причинами которых являлись:
- изменение спроса на транспортные услуги, и сложностях приспособления дорог к этим изменениям и их организационной инертности;
- наметилась долговременная тенденция к снижению удельного веса железнодорожного транспорта в общем объеме перевозок;
- ухудшилось или оставалось ниже желаемого уровня качество обслуживания;
- увеличение численности персонала не сопровождалось соответствующим ростом производительности;
- слабость позиций железных дорог в конкурентной борьбе с другими видами транспорта, повлекшая за собой целый ряд отрицательных последствий (в частности, экологических);
- отсутствие адекватной реакции железных дорог на изменения в экономике, объясняющееся особенностями организационных структур, присущих железнодорожным администрациям (традиционная модель управления железнодорожным транспортом сложилась еще к началу XX века и с тех пор в своих основных чертах оставалась неизменной, слишком жесткой и зависимой от правительства).
В США в условиях многообразия форм собственности государственное влияние на транспорт распространяется только на пассивную часть основного капитала. Но это не означает, что все постоянные устройства североамериканских штатов находятся в руках федерального правительства.
В основных развитых странах с рыночной экономикой, начиная с 70-х годов, наметился процесс ослабления прямого государственного регулирования (дерегулирование). В США дерегулирование на транспорте началось с авиации, а вслед за этим этот процесс начался на автомобильном и железнодорожном транспорте, которое связано с тем, что в конце 70-х годов транспорт стал терять эффективность. Главная причина - органы государственного контроля чрезмерно жестко регламентировали направленность капиталовложений, тарифы и другие факторы экономической деятельности негосударственных транспортных компаний, а также проводили политику ограничения числа фирм в комплексе. В результате конкурентная борьба в рамках такого комплекса была слабой, а функционирующие компании пользовались привилегиями монополий, что давало им возможность ограничивать объем и ассортимент предлагаемых услуг и компенсировать повышенные издержки высокими тарифами.
Но дерегулирование транспорта США дало и положительные результаты: заметно снизились тарифы, расширился ассортимент услуг, улучшилось качество обслуживания, повысилась производительность труда. Однако, цели дерегулирования сводятся не только к повышению эффективности, но и к сокращению потребностей государственного сектора в займах (если оно включает приватизацию), расширению числа индивидуальных акционеров, получению определенных политических выгод и др.
Проблемы железных дорог США нашли наиболее полное отражение в решениях 108-го конгресса Ассоциации американских железных дорог (AAR), состоявшегося в июле 2003 года, где отмечается следующее. Несмотря на впечатляющие достижения железных дорог после Акта Стаггерса, все-таки находятся сторонники возврата к их государственному регулированию. Однако сами железнодорожные компании выступают категорически против такой меры. По их мнению, это создало бы препятствия для зарабатывания и привлечения инвестиций, что имело бы катастрофические последствия для национальной экономики.
В Японии была ликвидирована государственная монополия на воздушном и железнодорожном транспорте, изучается возможность и целесообразность приватизации автотранспортных компаний.
В Швеции на правительственном и законодательном уровне решен вопрос оптимизации соотношения между основными видами транспорта.
Транспортная политика Швеции строится с учетом того, что:
- сборы за предоставляемые транспортом услуги должны покрывать расходы, идущие на содержание социально значимого транспортного сектора. Причем покрываются все расходы, связанные с его содержанием, вне зависимости от того, поступают ли доходы от продажи билетов и грузовых тарифов или через закупку транспортных услуг государством, местными или муниципальными органами для развития региональных связей;
- налоги и сборы, не предусмотренные положениями о транспортной политике, например, налог на добавленную стоимость или налог на пользование источниками энергии, не должны ставить один вид транспорта в привилегированное положение по сравнению с другими, так как иначе подрывается конкуренция на транспортном рынке.
Управление железнодорожным транспортом (Банферкет) находится в непосредственном подчинении у правительства Швеции и занимается вопросами общего планирования работы всей сети железных дорог страны. Являясь правительственным органом, Банферкет обязано вести беспристрастную политику по отношению к различным транспортным компаниям, которые в дальнейшем могут вступить в конкурентные отношения друг с другом.
Эксперимент структурной реорганизации железных дорог Швеции анализируется и изучается как в пределах страны, так и специалистами за рубежом. Отмечаются преимущества нового подхода в вопросах финансирования инфраструктуры, так как появился государственный орган, который наделен правом и обязанностью готовить обоснованные предложения по капиталовложениям, осуществлять общественный контроль за расходованием средств, на профессиональном уровне вести соответствующую документацию, проводить исследования и расчеты. Возрос интерес к железнодорожному транспорту как общественности, так и парламента.
В табл.4.3 приведены основные задачи и ответственные структуры по разграничению функций управления железных дорог (ШГЖД)[10].
Особую позицию выразило руководство ШГЖД, по развитию конкуренции на железнодорожном транспорте. Руководство ШГЖД отмечает нецелесообразность ограничений на использование пропускной способности в форме индивидуальных ниток графика, что дает возможность нескольким операторам получить разрешение на пользование одной и той же линией. Заявки на получение ниток графика могут подавать и те потенциальные операторы, для которых железнодорожная деятельность не является профилирующей, а процедура предоставления ниток графика носит коммерческий характер и решается административными методами, исходя из специально разработанной схемы классификации поездов. Коммерческая стоимость нитки графика на практике зависит от цен, запрашиваемых других железнодорожных компаний.
Таблица 4.3
Разграничение функций управления (модель ЕС)
| Задачи | Ответственные структуры |
| Формирование транспортной политики | Парламент/правительство |
| Содержание инфраструктуры: • капиталовложения в содержание магистральных линий • капиталовложения в содержание региональных линий • содержание и текущий ремонт | Банферкет Местные органы управления Банферкет |
| Получение права на организацию движения на: •магистральных линиях •региональных линиях | ШГЖД ШГЖД/другие транспортные компании |
| Определение размера сбора | Правительство |
| Выкуп нерентабельных видов транспортных услуг | Является предметом особых переговоров |
| Нормы безопасности | Железнодорожная инспекция |
Критические отзывы «шведской» модели реорганизации железных дорог вызваны тем, что в этой стране осуществлено не только организованное, но и физическое разделение путевого хозяйства. Датские специалисты, так же как и норвежские, отмечая положительные моменты выделение в отдельный бюджет расходов на инфраструктуру, считают что ответственность за управление движением поездов необходимо возложить скорее на владельца инфраструктуры, а не на эксплуатационную компанию.
Таким образом, в основу транспортной государственной политики за рубежом на современном этапе положен принцип равной конкурентной борьбы на рынке транспортных услуг. В ряде стран: Швеции, Испании, Франции, Германии эти вопросы решаются на законодательном уровне. Обеспокоенные ухудшением финансового положения железных дорог правительства вынуждены искать иные пути управления и мотивации деятельности железнодорожных систем, имея в виду реструктуризацию с целью повышения эффективности их работы и более гибкого соответствия требованиям рынка. Большинство же реструктуризированных железных дорог не являются приватизированными и сдано в концессию (обычно от 20 до 30 лет) частному сектору. Правительство, оставаясь владельцем, сохраняет право на заключение новых концессий в будущем [10].






