По мнению ФСТ России, предлагаемая редакция статьи 8 противоречит законодательству Российской Федерации «О естественных монополиях» как в части компетенции по определению основ ценообразования и правил государственного регулирования тарифов, так и в части основных принципов и сфер государственного регулирования, закрепленных в Федеральном законе «О естественных монополиях». ФСТ России возражает против включения в законопроект положений, предусматривающих, что установление указанных тарифов, сборов и плат на уровне ниже экономически обоснованных тарифов, сборов и плат допускается при условии обязательного возмещения в полном объеме возникающих в результате такого установления потерь в доходах организации железнодорожного транспорта. ФСТ России полагает необходимым в целом сохранить действующий порядок регулирования тарифов на железнодорожном транспорте.
№ статьи | Позиции Минтранса России | Позиция ОАО «РЖД» | Позиция ФСТ | ||
Ст. 8 | Указанные тарифы, сборы и платы устанавливаются на основе себестоимости услуг с учетом возмещения всех экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием таких услуг и принятого федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий уровня рентабельности. При этом обеспечивается экономически обоснованный уровень доходности инвестированного капитала, используемого в сферах деятельности по оказанию таких услуг, в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий (далее – экономически обоснованные тарифы, сборы и платы).
| Предлагаемая редакция статьи 8 не может быть согласована ФСТ России, так как противоречит законодательству РФ о естественных монополиях как в части компетенции по определению основ ценообразования и правил государственного регулирования тарифов, так и в части основных принципов и сфер государственного регулирования, закрепленных в Федеральном законе «О естественных монополиях» | |||
| В отношении вновь построенных инфраструктур и (или) объектов инфраструктуры государственное регулирование в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях тарифов, сборов и плат, связанных с оказанием услуг по использованию инфраструктуры и (или) объектов инфраструктуры, может вводиться не ранее, чем через пять лет с даты ввода в эксплуатацию законченных строительством инфраструктур и (или) объектов инфраструктуры. До истечения указанного срока такие тарифы, сборы и платы, устанавливаются владельцем инфраструктуры и (или) объекта инфраструктуры и перевозчиком самостоятельно, с учетом требований законодательства РФ.
| Предлагаемое прекращение государственного регулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры, оказываемые на вновь построенных железнодорожных путях общего пользования, означает изменение сфер регулирования, установленных законом о естественных монополиях, что вступает в прямое противоречие с действующим законодательством | |||
| При наличии конкуренции в сфере оказания услуг по использованию инфраструктуры и (или) объектов инфраструктуры федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий по согласованию с федеральным органом по выработке государственной политики в сфере железнодорожного транспорта может быть принято решение о прекращении (полном или частичном) государственного регулирования тарифов, сборов и плат в отношении услуг, оказываемых на отдельных объектах инфраструктуры. Тарифы, сборы и платы, связанные с оказанием услуг по использованию данных объектов инфраструктуры, устанавливаются владельцем объекта инфраструктуры самостоятельно, с учетом требований законодательства РФ. | При возникновении конкуренции в сфере оказания услуг по использованию инфраструктуры, в том числе на отдельных участках инфраструктуры, и на товарном рынке определенных услуг, выполняемых в сфере оказания услуг по использованию инфраструктуры, федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий принимает решение о прекращении (полном или частичном) государственного регулирования тарифов, сборов и плат на такие услуги. В этом случае тарифы, сборы и платы на такие услуги устанавливаются владельцем инфраструктуры самостоятельно с учетом требований законодательства Российской Федерации.
|
Отношение к прекращению государственного регулирования тарифов как к основному механизму обеспечения инвестиционной активности частного капитала является упрощенным и ошибочным. По мере реализации третьего этапа структурной реформы железнодорожного транспорта общего пользования, из естественно-монопольного сегмента деятельности железнодорожного транспорта будут выделяться отдельные виды деятельности, на которые не распространяется законодательство о естественных монополиях, но которые на этапе перехода в состояние полноценной конкуренции должны подлежать государственному регулированию с применением прямых и косвенных методов регулирования | ||
| При наличии конкуренции в сфере перевозок пассажиров и багажа в дальнем следовании, грузов, грузобагажа, а также в сфере непосредственно связанных с перевозкой работ (услуг) в местах общего и необщего пользования федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий по согласованию с федеральным органом по выработке государственной политики в сфере железнодорожного транспорта может быть принято решение о прекращении (полном или частичном) государственного регулирования тарифов, сборов и платв отношении отдельных работ (услуг) относящихся или непосредственно связанных с перевозками. Тарифы, сборы и платы, на данные работы (услуги) устанавливаются перевозчиками и иными субъектами, выполняющими такие работы (услуги), самостоятельно, с учетом требований антимонопольного законодательства РФ | При возникновении конкуренции в сфере перевозок железнодорожным транспортом общего пользования пассажиров и багажа в дальнем следовании, грузов, грузобагажа и непосредственно связанных с такими перевозками работ (услуг) в местах общего пользования, в том числе на соответствующих товарных рынках перевозок, а также на соответствующих товарных рынках используемого железнодорожного подвижного состава (контейнеров) и выполняемых работ (услуг) в сфере перевозок, федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий принимает решение о прекращении (полном или частичном) государственного регулирования тарифов, сборов и плат на такие перевозки и (или) непосредственно связанные с такими перевозками работы (услуги) в местах общего пользования. В этом случае тарифы, сборы и платы на такие перевозки и (или) работы (услуги) устанавливаются перевозчиками самостоятельно с учетом требований законодательства РФ. | |||
| 2. Тарифы, сборы и платы на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются на договорной основе. | 2. Тарифы, сборы и платы на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с п. 1 настоящей статьи, устанавливаются самостоятельно организациями железнодорожного транспорта в соответствии с законодательством РФ. Предлагается дополнить новым абзацем: Перевозчики вправе самостоятельно с соблюдением требований антимонопольного законодательства Российской Федерации устанавливать тарифы, сборы и платы на выполняемые ими перевозки и непосредственно связанные с перевозками работы (услуги), относящиеся к сфере государственного регулирования, в отношении которых тарифы, сборы и платы в соответствии с пунктом первым настоящей статьи не установлены. | Отношение к прекращению государственного регулирования тарифов как к основному механизму обеспечения инвестиционной активности частного капитала является упрощенным и ошибочным По мере реализации третьего этапа структурной реформы железнодорожного транспорта общего пользования, из естественно-монопольного сегмента деятельности железнодорожного транспорта будут выделяться отдельные виды деятельности, на которые не распространяется законодательство о естественных монополиях, но которые на этапе перехода в состояние полноценной конкуренции должны подлежать государственному регулированию с применением прямых и косвенных методов регулирования | ||
| 3. Потери в доходах организаций железнодорожного транспорта, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. | 3. Потери в доходах организаций железнодорожного транспорта, возникающие при государственном регулировании тарифов, сборов и плат в результате установления тарифов, сборов и плат ниже экономически обоснованных без определения источников и механизмов возмещения в полном объеме возникающих потерь в доходах организации железнодорожного транспорта, а также возникающие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и платам на железнодорожном транспорте, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. | Потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате государственного тарифного регулирования при установлении тарифов на уровне, не обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных расходов перевозчиков, владельцев инфраструктур и без определения источников и механизмов возмещения, а также при установлении льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования, на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы РФ. | ||
| 4. С учетом условий перевозок, состояния рынков товаров и услуг, необходимости обеспечения конкурентоспособности транспортной системы, стимулирования развития новых технологий на железнодорожном транспорте и обеспечения равных условий предоставления услуг всем потребителям на отдельные виды перевозок могут устанавливаться исключительные или локальныетарифы, предусматривающие особые условия тарификации, на железнодорожные перевозки и услуги по использованию инфраструктуры и (или) объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. | 4. С учетом условий перевозок, состояния рынков товаров и услуг, необходимости обеспечения конкурентоспособности транспортной системы, стимулирования развития новых технологий на железнодорожном транспорте на перевозки железнодорожным транспортом общего пользования и услуги по использованию инфраструктуры для осуществления перевозок государством с согласия соответственно перевозчика и (или) владельца инфраструктурымогут устанавливаться тарифы или их предельные уровни, предусматривающие особые условия тарификации. | По мнению ФСТ России, в данном законопроекте необходимо отразить норму, касающуюся компетенции Правительства утверждению Правил установления исключительных и локальных тарифов на железнодорожном ттранспорте. | ||
Участие государства в деятельности железнодорожного транспорта | |||||
Рассмотрение разногласий и выдача заключений по вопросам взаимодействия субъектов отношений на железнодорожном транспорте | |||||
п.5 ст.10 | Рассмотрение разногласий по проектной документации или техническим условиям на строительство или реконструкцию объекта инфраструктуры, и выдача заключений по ним;
| Выдача заключений по технологическим вопросам работы железнодорожного транспорта может осуществляться специалистами в данной области. В этой связи рассмотрение таких разногласий должно осуществляться Росжелдором. Следует иметь в виду, что споры по технологическим вопросам функционирования железнодорожного транспорта не подведомственными арбитражным судам. Данный порядок не отменяет возможность сторон на обращение в суд | Участие государства в рассмотрении разногласий по технологическим вопросам функционирования железнодорожного транспорта избыточно | ||
п.5 ст. 114 | рассмотрение разногласий, относящихся к технологии организации перевозочного процесса или технологии организации выполнения работ (услуг) по использованию инфраструктуры и (или) объекта инфраструктуры, и выдача заключений по ним | ||||
п.6 ст. 15 | рассмотрение разногласий, связанных с техническими возможностями железнодорожной станции по приему или отправлению грузов, железнодорожного подвижного состава, операции с которыми будут проводиться на железнодорожном пути необщего пользования, и выдача заключений по ним | ||||
п. 2 ст. 16 | рассмотрение разногласий, связанных с техническими возможностями примыкания железнодорожных путей необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования, и выдача заключений по ним | ||||
п.1 ст. 115 | рассмотрение разногласий, относящихся к технологии работы по договора о технологии взаимодействия при организации перевозочного процесса с использованием двух и более инфраструктуру, и выдача заключений по ним | ||||
Принятие государством решений по отдельным вопросам функционирования железнодорожного транспорта | |||||
п.2 ст. 112 | принятия решений об отнесении к объектам инфраструктуры вновь построенных либо существующих объектов; | Необходимость закрепления за государством возможности принятия решений обусловлена публично – правовым характером услуг, оказываемых с использованием инфраструктуры | Принятие решений по данным вопросам может осуществляться организациями железнодорожного транспорта – владельцами инфраструктуры и (или) объектов инфраструктуры самостоятельно | ||
п.3 ст. 112 | принятие Правительством Российской Федерации решений о выведении из эксплуатации инфраструктур (за исключением ремонта инфраструктур); | ||||
п.4 ст. 112 | принятие федеральным органом исполнительной власти по реализации государственной политики в сфере железнодорожного транспорта решений о выведении из эксплуатации объектов инфраструктуры (за исключением железнодорожных путей общего пользования и железнодорожных станций, расположенных на таких путях), их перепрофилировании | ||||
п.6 ст.15 | принятие решений об открытии железнодорожных станций, расположенных на железнодорожных путях общего пользования, для выполнения всех или некоторых операций (определение возможности выполнения на железнодорожных станциях всех или некоторых операций, связанных с приемом и отправлением поездов, обслуживанием пассажиров, приемом, выдачей, погрузкой, выгрузкой, сортировкой, хранением грузов (в том числе в контейнерах), багажа и грузобагажа, иных операций) | ||||
п. 6 ст. 15 | принятие решений о закрытии железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций | ||||
п.4 ст.16 | принятие решений об открытии железнодорожных станций, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, для выполнения всех или некоторых операций | ||||
Св.план 2015 г., поз.226
Кожевникова Алла Николаевна