Тарифное регулирование

По мнению ФСТ России, предлагаемая редакция статьи 8 противоречит законодательству Российской Федерации «О естественных монополиях» как в части компетенции по определению основ ценообразования и правил государственного регулирования тарифов, так и в части основных принципов и сфер государственного регулирования, закрепленных в Федеральном законе «О естественных монополиях». ФСТ России возражает против включения в законопроект положений, предусматривающих, что установление указанных тарифов, сборов и плат на уровне ниже экономически обоснованных тарифов, сборов и плат допускается при условии обязательного возмещения в полном объеме возникающих в результате такого установления потерь в доходах организации железнодорожного транспорта. ФСТ России полагает необходимым в целом сохранить действующий порядок регулирования тарифов на железнодорожном транспорте.

№ статьи

Позиции Минтранса России

Позиция ОАО «РЖД» Позиция ФСТ

Ст. 8

Указанные тарифы, сборы и платы устанавливаются на основе себестоимости услуг с учетом возмещения всех экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием таких услуг и принятого федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий уровня рентабельности. При этом обеспечивается экономически обоснованный уровень доходности инвестированного капитала, используемого в сферах деятельности по оказанию таких услуг, в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий (далее – экономически обоснованные тарифы, сборы и платы).

 

Предлагаемая редакция статьи 8 не может быть согласована ФСТ России, так как противоречит законодательству РФ о естественных монополиях как в части компетенции по определению основ ценообразования и правил государственного регулирования тарифов, так и в части основных принципов и сфер государственного регулирования, закрепленных в Федеральном законе «О естественных монополиях»

 

В отношении вновь построенных инфраструктур и (или) объектов инфраструктуры государственное регулирование в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях тарифов, сборов и плат, связанных с оказанием услуг по использованию инфраструктуры и (или) объектов инфраструктуры, может вводиться не ранее, чем через пять лет с даты ввода в эксплуатацию законченных строительством инфраструктур и (или) объектов инфраструктуры. До истечения указанного срока такие тарифы, сборы и платы, устанавливаются владельцем инфраструктуры и (или) объекта инфраструктуры и перевозчиком самостоятельно, с учетом требований законодательства РФ.

 

Предлагаемое прекращение государственного регулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры, оказываемые на вновь построенных железнодорожных путях общего пользования, означает изменение сфер регулирования, установленных законом о естественных монополиях, что вступает в прямое противоречие с действующим законодательством

 

При наличии конкуренции в сфере оказания услуг по использованию инфраструктуры и (или) объектов инфраструктуры федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий по согласованию с федеральным органом по выработке государственной политики в сфере железнодорожного транспорта может быть принято решение о прекращении (полном или частичном) государственного регулирования тарифов, сборов и плат в отношении услуг, оказываемых на отдельных объектах инфраструктуры. Тарифы, сборы и платы, связанные с оказанием услуг по использованию данных объектов инфраструктуры, устанавливаются владельцем объекта инфраструктуры самостоятельно, с учетом требований законодательства РФ.

При возникновении конкуренции в сфере оказания услуг по использованию инфраструктуры, в том числе на отдельных участках инфраструктуры, и на товарном рынке определенных услуг, выполняемых в сфере оказания услуг по использованию инфраструктуры, федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий принимает решение о прекращении (полном или частичном) государственного регулирования тарифов, сборов и плат на такие услуги. В этом случае тарифы, сборы и платы на такие услуги устанавливаются владельцем инфраструктуры самостоятельно с учетом требований законодательства Российской Федерации.

 

 

Отношение к прекращению государственного регулирования тарифов как к основному механизму обеспечения инвестиционной активности частного капитала является упрощенным и ошибочным.

По мере реализации третьего этапа структурной реформы железнодорожного транспорта общего пользования, из естественно-монопольного сегмента деятельности железнодорожного транспорта будут выделяться отдельные виды деятельности, на которые не распространяется законодательство о естественных монополиях, но которые на этапе перехода в состояние полноценной конкуренции должны подлежать государственному регулированию с применением прямых и косвенных методов регулирования

 

При наличии конкуренции в сфере перевозок пассажиров и багажа в дальнем следовании, грузов, грузобагажа, а также в сфере непосредственно связанных с перевозкой работ (услуг) в местах общего и необщего пользования федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий по согласованию с федеральным органом по выработке государственной политики в сфере железнодорожного транспорта может быть принято решение о прекращении (полном или частичном) государственного регулирования тарифов, сборов и платв отношении отдельных работ (услуг) относящихся или непосредственно связанных с перевозками. Тарифы, сборы и платы, на данные работы (услуги) устанавливаются перевозчиками и иными субъектами, выполняющими такие работы (услуги), самостоятельно, с учетом требований антимонопольного законодательства РФ  

При возникновении конкуренции в сфере перевозок железнодорожным транспортом общего пользования пассажиров и багажа в дальнем следовании, грузов, грузобагажа и непосредственно связанных с такими перевозками работ (услуг) в местах общего пользования, в том числе на соответствующих товарных рынках перевозок, а также на соответствующих товарных рынках используемого железнодорожного подвижного состава (контейнеров) и выполняемых работ (услуг) в сфере перевозок, федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий принимает решение о прекращении (полном или частичном) государственного регулирования тарифов, сборов и плат на такие перевозки и (или) непосредственно связанные с такими перевозками работы (услуги) в местах общего пользования. В этом случае тарифы, сборы и платы на такие перевозки и (или) работы (услуги) устанавливаются перевозчиками самостоятельно с учетом требований законодательства РФ.

 

2. Тарифы, сборы и платы на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются на договорной основе.  

2. Тарифы, сборы и платы на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с п. 1 настоящей статьи, устанавливаются самостоятельно организациями железнодорожного транспорта в соответствии с законодательством РФ.

Предлагается дополнить новым абзацем:

Перевозчики вправе самостоятельно с соблюдением требований антимонопольного законодательства Российской Федерации устанавливать тарифы, сборы и платы на выполняемые ими перевозки и непосредственно связанные с перевозками работы (услуги), относящиеся к сфере государственного регулирования, в отношении которых тарифы, сборы и платы в соответствии с пунктом первым настоящей статьи не установлены.

Отношение к прекращению государственного регулирования тарифов как к основному механизму обеспечения инвестиционной активности частного капитала является упрощенным и ошибочным По мере реализации третьего этапа структурной реформы железнодорожного транспорта общего пользования, из естественно-монопольного сегмента деятельности железнодорожного транспорта будут выделяться отдельные виды деятельности, на которые не распространяется законодательство о естественных монополиях, но которые на этапе перехода в состояние полноценной конкуренции должны подлежать государственному регулированию с применением прямых и косвенных методов регулирования

 

3. Потери в доходах организаций железнодорожного транспорта, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.  

3. Потери в доходах организаций железнодорожного транспорта, возникающие при государственном регулировании тарифов, сборов и плат в результате установления тарифов, сборов и плат ниже экономически обоснованных без определения источников и механизмов возмещения в полном объеме возникающих потерь в доходах организации железнодорожного транспорта, а также возникающие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и платам на железнодорожном транспорте, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате государственного тарифного регулирования при установлении тарифов на уровне, не обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных расходов перевозчиков, владельцев инфраструктур и без определения источников и механизмов возмещения, а также при установлении льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования, на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы РФ.

 

4. С учетом условий перевозок, состояния рынков товаров и услуг, необходимости обеспечения конкурентоспособности транспортной системы, стимулирования развития новых технологий на железнодорожном транспорте и обеспечения равных условий предоставления услуг всем потребителям на отдельные виды перевозок могут устанавливаться исключительные или локальныетарифы, предусматривающие особые условия тарификации, на железнодорожные перевозки и услуги по использованию инфраструктуры и (или) объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

4. С учетом условий перевозок, состояния рынков товаров и услуг, необходимости обеспечения конкурентоспособности транспортной системы, стимулирования развития новых технологий на железнодорожном транспорте на перевозки железнодорожным транспортом общего пользования и услуги по использованию инфраструктуры для осуществления перевозок государством с согласия соответственно перевозчика и (или) владельца инфраструктурымогут устанавливаться тарифы или их предельные уровни, предусматривающие особые условия тарификации.

По мнению ФСТ России, в данном законопроекте необходимо отразить норму, касающуюся компетенции Правительства утверждению Правил установления исключительных и локальных тарифов на железнодорожном ттранспорте.  

Участие государства в деятельности железнодорожного транспорта

Рассмотрение разногласий и выдача заключений по вопросам взаимодействия субъектов отношений на железнодорожном транспорте

п.5 ст.10

Рассмотрение разногласий по проектной документации или техническим условиям на строительство или реконструкцию объекта инфраструктуры, и выдача заключений по ним;

 

Выдача заключений по технологическим вопросам работы железнодорожного транспорта может осуществляться специалистами в данной области. В этой связи рассмотрение таких разногласий должно осуществляться Росжелдором. Следует иметь в виду, что споры по технологическим вопросам функционирования железнодорожного транспорта не подведомственными арбитражным судам. Данный порядок не отменяет возможность сторон на обращение в суд

Участие государства в рассмотрении разногласий по технологическим вопросам функционирования железнодорожного транспорта избыточно

п.5  ст. 114

рассмотрение разногласий, относящихся к технологии организации перевозочного процесса или технологии организации выполнения работ (услуг) по использованию инфраструктуры и (или) объекта инфраструктуры, и выдача заключений по ним

 
п.6  ст. 15

рассмотрение разногласий, связанных с техническими возможностями железнодорожной станции по приему или отправлению грузов, железнодорожного подвижного состава, операции с которыми будут проводиться на железнодорожном пути необщего пользования, и выдача заключений по ним

 
п. 2 ст. 16

рассмотрение разногласий, связанных с техническими возможностями примыкания железнодорожных путей необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования, и выдача заключений по ним

 
п.1 ст. 115

рассмотрение разногласий, относящихся к технологии работы по договора о технологии взаимодействия при организации перевозочного процесса с использованием двух и более инфраструктуру, и выдача заключений по ним

 

Принятие государством решений по отдельным вопросам функционирования железнодорожного транспорта

п.2 ст. 112

 принятия решений об отнесении к объектам инфраструктуры вновь построенных либо существующих объектов;

Необходимость закрепления за государством возможности принятия решений обусловлена публично – правовым характером услуг, оказываемых с использованием инфраструктуры

Принятие решений по данным вопросам может осуществляться организациями железнодорожного транспорта – владельцами инфраструктуры и (или) объектов инфраструктуры самостоятельно

п.3 ст. 112

  принятие Правительством Российской Федерации решений о выведении из эксплуатации инфраструктур (за исключением ремонта инфраструктур);

п.4  ст. 112

 принятие федеральным органом исполнительной власти по реализации государственной политики в сфере железнодорожного транспорта решений о выведении из эксплуатации объектов инфраструктуры (за исключением железнодорожных путей общего пользования и железнодорожных станций, расположенных на таких путях), их перепрофилировании

п.6 ст.15

 принятие решений об открытии железнодорожных станций, расположенных на железнодорожных путях общего пользования, для выполнения всех или некоторых операций (определение возможности выполнения на железнодорожных станциях всех или некоторых операций, связанных с приемом и отправлением поездов, обслуживанием пассажиров, приемом, выдачей, погрузкой, выгрузкой, сортировкой, хранением грузов (в том числе в контейнерах), багажа и грузобагажа, иных операций)

п. 6 ст. 15

принятие решений о закрытии железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций

п.4 ст.16

принятие решений об открытии железнодорожных станций, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, для выполнения всех или некоторых операций

           

 


 

Св.план 2015 г., поз.226

 

Кожевникова Алла Николаевна

 

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: