Анализ технологичности конструкции деталей машин

Оценка технологичности конструкции детали может быть двух видов: качественной и количественной.

Качественная оценка технологичности детали. Основные задачи, решаемые при анализе технологичности конструкции обрабаты­ваемой детали, сводятся к возможности уменьшения трудоемкости и металлоемкости, возможности обработки детали высокопроиз­водительными методами. Таким образом, улучшение технологич­ности конструкции позволяет снизить себестоимость ее изготов­ления без ущерба для служебного назначения.

Анализ технологичности целесообразно проводить в определен­ной последовательности:

• на основании изучения условий работы узла изделия, а также учитывая тип производства, проанализировать возможность упрощения конструкции детали, замены сваркой, армирован­ной или сборной конструкцией, а также возможность и целесо­образность замены материала;

• установить возможность применения высокопроизводительных методов обработки;

• проанализировать конструктивные элементы детали в техноло­гическом отношении, используя при этом рекомендации по технологичности в справочной литературе. Выявить труднодо­ступные для обработки места;

• определить возможность совмещения технологических и изме­рительных баз при выдерживании размеров, оговоренных до­пусками, необходимость дополнительных технологических операций для получения заданной точности и шероховатости обрабатываемых поверхностей;

• определить возможность непосредственного измерения задан­ных на чертеже размеров;

• определить поверхности, которые могут быть использованы при базировании; возможность введения искусственных баз;

• определить необходимость дополнительных технологических операций, вызванных специфическими требованиями (напри­-


мер, допустимым отклонением в массе детали), и возможность изменения этих требований;

• проанализировать возможность выбора рационального метода получения заготовки, учитывая экономические факторы;

• предусмотреть в конструкциях деталей, подвергающихся тер­мической обработке, конструктивных элементов, уменьша­ющих коробление деталей в процессе нагрева и охлаждения, и определить, правильно ли выбраны материалы с учетом тер­мической обработки. Например, для валов указывают:

а) можно ли обрабатывать поверхности проходными резцами;

б) убывают ли к концам диаметральные размеры шеек вала;

в) можно ли уменьшить диаметры больших фланцев или буртов или исключить их вообще и как это повлияет на коэффициент использования металла;

г) можно ли заменить закрытые шпоночные канавки открыты­ми, которые обрабатываются гораздо производительнее дисковы­ми фрезами;

д) имеют ли поперечные канавки форму и размеры, пригодные для обработки на гидрокопировальных станках;

е) допускает ли жесткость вала получение высокой точности обработки (жесткость вала считается недостаточной, если для по­лучения точности 6—9 квалитетов соотношение его длины L к диаметру Dcp не выше 10—12; для валов, изготовляемых по более низким квалитетам, это отношение может быть равно 15; при мно­горезцовой обработке это отношение следует уменьшить до 10).

Технология обработки гладких валов в значительной степени отличается от технологии изготовления ступенчатых валов просто­той и экономичностью, поэтому необходимо проанализировать возможность замены ступенчатого вала гладким.

Количественная оценка технологичности детали. Уровень техно­логичности конструкции детали определяется на основании коли­чественных показателей. С этой целью необходимо выбрать основ­ные и вспомогательные показатели технологичности. В качестве основных показателей технологичности рекомендуются абсолютная трудоемкость изготовление детали — Та и технологическая себестои­мость детали — С i, а также их уровни Кут и Кус соответственно.

В качестве дополнительных рекомендуются следующие техни­ческие показатели:

• масса детали — М;

• коэффициент использования материала — Ким;


• коэффициент точности обработки КТ;

• коэффициент шероховатости поверхности — Кш;

• коэффициент унификации элементов конструкции Ку

где Мi — масса элементарного объема детали;

 


 где М3 — масса заготовки для детали;

где Аср — средний квалитет точности элементарных основных (вы­полняющих эксплуатационные функции) поверхностей детали;

где Бср — среднее значение параметра шероховатости элементар­ных основных поверхностей детали;

где Ny число унифицированных конструктивных элементов де­тали; N — число конструктивных элементов детали.

Затем рассчитывают уровни технологичности.

Уровень технологичности конструкции по трудоемкости изго­товления

где Ти и Т — соответственно достигнутая и базовая трудоемкость изготовления изделия.

Уровень технологичности конструкции по технологической се­бестоимости

где Ст и Сбт — соответственно достигнутая и базовая технологиче­ская себестоимость изделия.

Уровень технологичности конструкции по использованию ма­териала

где Кбим и Ким — соответственно базовый и достигнутый коэффи­циенты использования материала.

 


В расчет принимаются снижения трудоемкости и себестоимости детали, обусловленные только изменениями конструкций детали и заготовки, материала и метода получения заготовки.

Пример. В результате изменений, внесенных в чертеж детали и заготовки, последнюю получают не из сортового проката, а мето­дом штамповки на ГКМ. Поэтому стоимость ее снижается на 0,2 руб. и исключается операция чернового точения, технологиче­ская себестоимость которой равна 0,15 руб. Базовая технологиче­ская себестоимость детали, поданным завода, составляет 1,4 руб.

Достигнутая себестоимость детали

руб.

Определяем уровень технологичности конструкции по техно­логической себестоимости








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: