Отсутствие «прилипчивости»

 

Ричи однажды видел, как слезы побежали по лицу Далай-ламы, когда он узнал о трагической ситуации на Тибете — недавнем самосожжении тибетцев в знак протеста оккупации коммунистическим Китаем их земли.

Но спустя несколько мгновений Далай-лама заметил что-то забавное в зале и рассмеялся. В этом не было неуважения к трагедии, которая довела его до слез. Скорее то был быстрый и органичный переход от одного эмоционального состояния к другому.

Пол Экман, главный эксперт по эмоциям и их выражению, говорит, что эта удивительная аффективная гибкость Далай-ламы с первой встречи поразила его исключительностью. Далай-лама в своем поведении отражает эмоции, которые он испытывает от общения с человеком, и затем немедленно отпускает эти чувства, потому что следующее мгновение переносит его в другую эмоциональную реальность[202].

Кажется, что эмоциональная жизнь Далай-ламы включает удивительно динамичный ряд сильных и ярких эмоций — от глубокой печали до огромной радости. Его стремительные, органичные переходы от одной эмоции к другой особенно уникальны: быстрое переключение означает отсутствие «прилипчивости».

«Прилипчивость» отражает динамику эмоциональной сети мозга, включая миндалевидное тело и прилежащие ядра. Эти участки с большой долей вероятности способствуют тому, что в традиционных текстах считалось коренной причиной страдания — привязанности и отвращения, когда ум фиксируется на желании того, что кажется ему вознаграждением, или избавлении от чего-то неприятного.

Спектр «прилипчивости» начинается с абсолютной фиксации, неспособности освободить себя от мучительных эмоций или навязчивых желаний, до мгновенного освобождения от аффекта в духе Далай-ламы. Благодаря жизни без «прилипчивости» возникает черта, которая представляет собой устойчивую позитивность, даже радость.

Далай-ламу однажды спросили, когда случился самый счастливый момент в его жизни. Он ответил: «Думаю, что прямо сейчас».

 

В двух словах

 

Пассивный режим мозга активируется, когда то, чем мы занимаемся, не требует умственных усилий. Мы позволяем уму блуждать, вспоминаем мысли и чувства (чаще всего неприятные), которые направлены на нас самих. Мы создаем нарратив, который воспринимаем как свое «я». Участки сети пассивного режима успокаиваются при медитации внимательности и любящей доброты. На первых этапах медитации это «отключение» «я-системы» задействует области мозга, тормозящие участки сети пассивного режима. При последующей практике связи и активность в этих участках ослабевают.

«Отключение» участков, связанных с чувством «я», начинается с эффекта измененного состояния, наблюдаемого во время или сразу после медитации. Однако у опытных практикующих оно становится постоянной чертой наряду со сниженной активностью пассивного режима. Полученное в итоге уменьшение «прилипчивости» означает, что эгоцентричные мысли и чувства, которые возникают в уме, ослабляют свои «тиски» и в меньшей степени «захватывают» внимание.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: