ЧАСТЬ 5. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СУДОВ ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ
Оглавление
ЧАСТЬ 5. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СУДОВ ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ.. 2
ТЕМА 5.1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ КОРПУСА СУДНА ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ.. 2
ТЕМА 5.2. ОСОБЕННОСТИ ВИНТО-РУЛЕВЫХ УСТРОЙСТВ ДЛЯ СУДОВ ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ, ВИНТО-РУЛЕВЫЕ КОЛОНКИ AZIPOD.. 2
ТЕМА 5.3. СУДА «ДВОЙНОГО ДЕЙСТВИЯ», ФОРМА КОРПУСА, ВИНТО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО, РЕЖИМЫ ДВИЖЕНИЯ.. 2
ТЕМА 5.4. КОНСТРУКЦИЯ КОРПУСА СУДОВ ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ.. 3
5.4.1. Конструкция борта при продольной и поперечной системе набора корпуса. 3
5.4.2. Конструкция подкреплений поперечных переборок, палуб и платформ.. 3
5.4.3. Конструкция оконечностей судна: форштевень и форпик, ахтерпик и ахтерштевень. 3
5.4.4. Практические занятия: Математическое моделирование конструкции корпуса судов ледового плавания. 3
ТЕМА 5.1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ КОРПУСА И КОНСТРУКЦИИ КОРПУСА СУДНА ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ
Особенности формы корпуса традиционных судов ледового плавания и ледоколов.
В судостроении используется обобщенное понятие Архитектурно-конструктивный тип (АКТ) судна, как характеристика основных архитектурных и конструктивных признаков судна. Деление на архитектурные и конструктивные признаки условно, так как они тесно связаны между собой.
|
|
Архитектурно-конструктивный тип (или облик) судна создается при проектировании в общепроектных и корпусных подразделениях (отделах) конструкторского бюро. На формирование АКТ влияют требования практически ко всем качествам судна: к мореходности, надежности и технологичности корпусных конструкций, к экономической эффективности. Принято выделять следующие архитектурно-конструктивные характеристики судна:
- форма корпуса и количество корпусов;
- величина надводного борта;
- количество, размеры и расположение надстроек;
- особенности общей компоновки корпуса судна, куда следует отнести:
· расположение машинно-котельного отделения;
· количество, размеры и форма грузовых помещений;
· наличие двойного дна, двойного борта;
· наличие и размеры вырезов в палубах;
- особенности конструкции корпуса: системы набора конструкций корпуса судна; материал корпусных конструкций; наличие специфических конструкций (например, переборок коффердамного типа, двойных палуб, бесшельфовых гофрированных переборок и т.п.).
Суда ледового плавания отличаются от обычных (не ледовых) транспортных судов, главным образом особенностью формы корпуса, и особенностями конструкции корпуса (системами набора структурных составляющих (перекрытий) корпуса судна, конструкцией балок основного и рамного набора, подкреплениями листовых конструкций) в районах ледовых усилений.
|
|
В данном разделе будут рассмотрены особенности формы корпуса традиционных судов ледового плавания.
Требования к судам ледового плавания и ледоколам регламентируются Правилами Российского морского Регистра судоходства. Каждой категории ледовых усилений (см. выше - базовые понятия) соответствуют определенные требования к форме корпуса в носовом, кормовом и среднем районах ледовых усилений, к протяженности районов ледовых усилений, прочности корпусных конструкций, мощности ЭУ и ряд других.
Требования к форме корпуса в основном отражают требования к ледовой ходкости. Они сформировались на основе многолетнего опыта проектирования и эксплуатации судов ледового плавания и ледоколов. Проблема снижения нагрузок на корпус судна также косвенно учитывается этими рекомендациями, так как задача получения наиболее легких конструкций при выполнении требований к прочности всегда является одной из главных задач конструктора.
В Правилах Российского Регистра судоходства требования к форме корпуса представлены достаточно обстоятельно. Параметрами формы корпуса являются (Рис. 5.1-1):
- угол входа летней грузовой ватерлинии на носовом перпендикуляре, ;
- угол наклона форштевня,
- угол наклона ватерлинии в рассматриваемом сечении, ;
- угол наклона борта на уровне грузовой ватерлинии в рассматриваемом сечении, ;
Нормируется значение угла наклона борта в сечении 0.05 L от носового перпендикуляра 0.05 и на миделе 0.50.
Значения параметров формы корпуса судов ледового плавания регламентируются следующими требованиями:
Характеристка формы корпуса | Категории ледовых усилений | |||||
Arc9, Arc8 | Arc7, Arc6 | Arc5 | Arc4 | Ice3, Ice2, Ice1 | ||
φ, не более | 25 | 30 | 45 | 60 | - | |
a0, не более | 30 | 30 | 40 | 40 | 50 | |
Угол наклона шпангоута к ДП, не менее | 0.05 | 45 | 40 | 25 | 20 | - |
0.50 | 15 | - | - | - | - |
Форму носовой оконечности с параметрами, соответствующими категории Arc5, принято называть полуледокольной; форму носовой оконечности с параметрами, соответствующими категориям Arc6 –Arc9, принято называть ледокольной (Рис. 5.1-1а)).
Значения параметров формы корпуса ледоколов с традиционной носовой и кормовой оконечностью рекомендуется принимать в соответствии с нормативами, представленными в таблице:
Характеристика формы корпуса | Категории ледовых усилений | ||
Icebreaker9/8 | Icebreaker7/6 | ||
φ, не более | 25 | 30 | |
a0, не более | 22-30 | 22-30 | |
Угол наклона шпангоута к ДП в рассматриваемых сечениях, град | 0.10 | 40-55 | |
0.20-0.25 | 23-32 | ||
0.40-0.60 | 15-20 | ||
0.80-1.00 | Приблизительно, как 0.0-0.2 |
При отступлении от этих рекомендаций величина ледовых нагрузок должна специально обосновываться.
Форма шпангоутов ледоколов в районе конструктивной ватерлинии принимается прямолинейной или умеренно выпуклой.
Проекция конструктивной ватерлинии на горизонтальную плоскость должна перекрывать концы лопастей бортовых гребных винтов (ледоколы).
В любом случае, в носовом и промежуточном районах судов с категорией ледовых усилений: Arc4, Arc5, Arc6, Arc7, Arc8, Arc9 и ледоколов не должно быть участков, где параметры формы корпуса принимают одновременно значения =0, а α≠0. Нарушение этого требования приведет к резкому увеличению расчетных нагрузок.
В кормовой части ледокола и судов с ледовыми усилениями Arc4, Arc5, Arc6, Arc7, Arc8, Arc9 должен быть предусмотрен ледовый зуб для защиты винто-рулевого комплекса на заднем ходу (Рис. 5.1-1г)).
а)
б)
в) | г) |
|
Рис. 5.1-1 Характеристики формы корпуса судов ледового плавания
Для ледоколов и судов с категориями усилений Arc6, Arc7, Arc8, Arc9 использование транцевой кормы в районе ледовых усилений не допускается (т.е. плоский транец должен быть выше ватерлинии).
Для судов с категориями усилений Arc4, Arc5, имеющихтранцевую корму в районе ледовых усилений расчетные нагрузки на плоский транец должны быть расчитаны и согласованы с Регистром.
|
|
Для ледоколов и судов с категориями усилений Arc6, Arc7, Arc8, Arc9 в нижней части форштевня должен быть предусмотрен уступ (Рис. 5.1-1а)). Высота уступа должна быть не менее 0.1 d (d - расчетная осадка в полном грузу).
Правилами РМРС вплоть до 2018 г. на судах с ледовыми усилениями Arc5, Arc6, Arc7, Arc8, Arc9 бульбовые обводы корпуса в носовой оконечности не допускались, а для категории Arc4 – не рекомендовались. Требовалось специальное обоснование. Причина – появление участков вертикального борта в районе бульба и, в связи с этим, резкое возрастание ударных ледовых нагрузок.
Параметры формы корпуса судов ледового плавания, построенных в последние 10-20 лет, могут существенно отличаться от рекомендуемых Правилами Регистра. Это: значительно меньшая протяженность носового и кормового заострения и, в связи с этим, большие углы наклона борта и ватерлинии. Особенно повлияло на форму корпуса в кормовой оконечности применение винто-рулевых комплексов типа Azipod или винто-рулевая колонка. В Правилах Регистра 2019 г. ограничение на применение бульбовых обводов в носовой оконечности существенно смягчены. Бульбовые обводы, практически, разрешено применять на судах с категорий усиления корпуса до Arc7 включительно.
Эти обстоятельства заставили пересмотреть требования к определению расчетных ледовых нагрузок: уточнены функции, определяющие влияние углов наклона ватерлиний и шпангоутов в районах контакта со льдом; разработаны новые требования для определения ледовых нагрузок на участки вертикального борта в районах носового/кормового заострений. Эти требования рассмотрены в разделе 5.4.4 настоящего Конспекта лекций.
Особенно значительные архитектурно-конструктивные особенности характерны для судов двойного действия. Это показано в разделе 5.3.
5.1.2 Общие характеристики и архитектурно-конструктивные особенности некоторых судов ледового плавания и ледоколов с традиционной формой корпуса.
В данном разделе приведена информация о некоторых транспортных судах и ледоколах, при проектировании которых реализованы традиционные требования в части формы корпуса судна. При выборе судов учитывалась та роль, которую они сыграли при разработке и совершенствовании требований Правил. Кроме того, представленные примеры содержат информацию о применении для судов ледового плавания различных типов главных энергетических установок[1].
|
|