Литература
Бодяжина В. И. Гинекология.-М., 1977, с. 353.
Кузнецова М. Н„ Заяц Л. Д. Организационные формы специализированной гинекологической помощи детям и подросткам.— В кн:Актуальные вопросы гинекологии детей и подростков. Под ред. Л. С. Персианинова и М. Н. Кузнецовой. М., 1973, с. 194—200.
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ В ГИНЕКОЛОГИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
Личность и облик врача формируется общественно-экономическим строем общества. В социалистическом обществе деятельность врача определяется социально-профилактической направленностью здравоохранения.
Формирование личности врача в социалистическом обществе основывается на принципах коммунистической морали, этики, деонтологии. Коммунистическая мораль включает в себя гуманные, благородные, общечеловеческие представления о справедливости, общем благе, добре, чести. Она формирует высоконравственные нормы поведения, проникнутые духом сотрудничества и коллективизма. Понятия этики и деонтологии тесно связаны с понятиями морали и нравственности.
|
|
Непосредственно с понятием этики сопряжено и понятие деонтологии. Врачебную деонтологию определяют как часть врачебной этики. Под врачебной этикой подразумеваются принципы врачебной морали, а под деонтологией—правила поведения врача, вытекающие из этих принципов и на них построенные. Высокие, гуманные моральные нормы и нравственные требования к советскому врачу находят простор для воплощения в жизни советской системы здравоохранения.
Деонтология в гинекологии детского возраста имеет целый ряд особенностей, одной из которых является то обстоятельство, что при оказании медицинской помощи врачу приходится вторгаться в самые интимные стороны жизни как женщин, так и девочек. Это касается изучения анамнеза, а также гинекологического исследования, часто производимого в присутствии других врачей или студентов. Принимая во внимание обостренное чувство стыдливости у подростков, детскому гинекологу необходим особый подход и такт при обследовании девочек.
При обращении ребенка к врачу-гинекологу, прежде всего, необходимо установить контакт с его родителями. Врачу следует обьяснить им о возможности гинекологического заболевания у девочки любого возраста. Указывается на необходимости гинекологического осмотра девочки,подчеркивается его безвредность и значение для постановки правильного диагноза и своевременного лечения. Родителям предлагается подготовить девочку к гинекологическому осмотру,чтобы не нанести ребенку моральной травмы.
Собирая анамнез, лучше беседовать с матерью. Вопросы должны быть конкретными. Обращается особое внимание на эмоциональную сферу и особенности личности девочки.
|
|
Гинекологический осмотр производится только после психологической подготовки ребенка в отдельной комнате, за ширмой. Желательно, чтобы во время осмотра присутствовала мать. Для уточнения диагноза широко используются лабораторные методы исследования. Перед взятием мазков в случаях воспалительных заболеваний гениталей матери и девочке более старшего возраста необходимо объяснить, что сам факт взятия мазков безопасен и не причинит боли, но он необходим для выбора адекватной терапии. Вагиноскопня вызывает опасения родителей в связи с возможностью повреждения девственной плевы. Родителям объясняется методика этой процедуры, исключающей возможность нанесения травмы. В редких случаях у детей раннего возраста, до двух лет, вагиноскопия производится под масочным закисно-кислородным наркозом в условиях стационара.
Наиболее часто у девочек встречаются воспалительные заболевания половых органов. Врач информирует мать о возможных причинах воспалительного процесса, о необходимости соблюдения девочкой гигиенических правил, чтобы заболевание не приняло хроническую форму, так как нередко хронический воспалительный процесс поддерживается или обостряется вследствие повторных заражений через общие предметы туалета или постельное белье. Матери также полёзно знать, что успешное лечение требует времени, а конечный результат его зависит во многом от четкого выполнения всех рекомендаций, сделанных врачом.
При нарушениях менструального цикла у девочек особое внимание уделяется выяснению у матери условий жизни, режима дня и питания девочки, о перенесенных хронических инфекциях. Такого рода беседы проводятся в доверительной форме, поскольку касаются нередко интимных сторон жизни (уход отца из семьи, алкоголизм в семье и др.). Родителям объясняется серьезность заболевания, необходимость госпитализации, обосновываются методы лечения. В выборе лечения указывается на возможность и успешность гормональной терапии. Специально врач должен остановиться на показаниях к. хирургическому вмешательству, подчеркнув, что если его используют, то всегда в интересах ребенка. Успех лечения во многом зависит от понимания родителями я девочкой задач терапии.
Оказывая помощь ребёнку с самопроизвольной травмой половых органов, врач, оценив тяжесть и характер повреждения, должен успокоить родителей, объяснить им, что чаще всего самопроизвольные травмы половых органов бывают легкими и не сопровождаются в последующем нарушением детородной функции. В беседе с родителями врач рассказывает о характере операции, обращая внимание на то, что современная хирургическая техника позволяет полностью восстановить большинство нарушений, полученных в результате травмы.
Насильственная травма половых органов требует от врача особого внимания как к травмированному ребенку, так и к его родителям. Необходимо детально выяснить обстоятельства происшедшего, констатировать и четко описать характер, телесных повреждений. Родителям объясняется важность их правильного поведения с целью уменьшения эмоционального стресса у ребенка. Родители информируются о характере и тяжести повреждения, методах хирургической помощи. Им указывается на необходимость взятия мазков из половых путей, исследования крови на реакцию Вассермана. Насильственные травмы, как правило, сопровождаются оглаской происшедшего. В этом случае врач корректно должен ответить на поставленные вопросы, а иногда, чтобы избежать дополнительных психических травм ребенка, рекомендовать изменить место жительства, школу, детское учреждение.
|
|
Опухоли половых органов являются редкой формой патологии у детей и, как правило, протекают бессимптомно. Очень часто родители даже не допускают мысли о возможности опухолевого процесса у девочек. При выявлении опухолей половых органов у девочек родителям указывают на необходимость госпитализации, прилагая максимум усилий к тому, чтобы сам факт госпитализации не был травмирующим для ребенка. Обосновывая необходимость хирургического вмешательства, родителям следует объяснить, что операция будет щадящей и будут использованы все возможности по сохранению функции пораженного органа.
Круг деонтологических вопросов, связанных с пороками развития половых органов у девочек, представляет определенные трудности. Прежде всего врачу следует оценить тяжесть и характер порока, затем обратить внимание родителей на возможность их.хирургической и гормональной коррекций.
В гинекологическом стационаре детей размещают в палаты по возрастным группам. Медицинскому персоналу не следует допускать осмотра девочек в присутствии других детей.
При оперативных вмешательствах на половых органах у девочек старшего возраста нецелесообразно информировать ребенка об объеме операции. Необходимо внушить девочке уверенность в благоприятном исходе операции и дать ей понять, что ее состояние здоровья зависит от правильного режима дня и питания. Очень важно, чтобы ребенок не получил противоречивую информацию из разных источников (родители, персонал, лечащий врач).
Персонал должен сохранять врачебную тайну и никаких сведений о больных не давать окружающим и самой девочке.
Соблюдение медицинской этики и основных принципов деонтологии в гинекологии детского возраста является обязательным условием успешной работы детского гинеколога и во многом способствует успеху лечения и профилактики гинекологических заболеваний у девочек.
ОБЕННОСТИ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Исследование детей с гинекологическими заболеваниями во многом отличается от обследования взрослых гинекологических больных как подходом к больному ребенку, проведением общих методов обследования, так и методикой обследования половых органов.
|
|
Большая часть детей, особенно те, которые впервые обращаются к врачу-гинекологу, испытывают определенную тревогу, чувство страха, неловкость и неудобство в связи с предстоящим обследованием. Поэтому, чтобы обеспечить возможность полноценного обследования, врач должен при встрече с девочкой и ее родственниками, еще до начала обследования установить контакт, успокоить, добиться расположения и доверия девочки. Предварительную беседу с матерью лучше проводить в отсутствии ребенка. Целесообразно дать матери возможность рассказать о развитии заболевания своей дочери, после чего задать необходимые дополнительные вопросы ей, а затем уже девочке.
Общее обследование девочек проводится по методике, принятой в педиатрии. Обследование начинается с разбора, включающего жалобы, анамнез жизни и заболевания. Необходимо обратить внимание на возраст, здоровье родителей, течение беременности и родов у матери, относящихся к обследуемой девочке, тщательно выяснить перенесенные ребенком заболевания в период новорожденности, раннем и более позднем возрасте. Обращается внимание на общую реакцию организма девочки, на ранее перенесенные заболевания (температура, сон, аппетит, поведение и т. д.). Это может дать некоторое представление о реактивности организма больной девочки. Выясняются также условия быта, питания, режим дня, поведение в коллективе, взаимоотношение со сверстниками.
Особое внимание следует уделить периоду полового созревания. Необходимо подробно остановиться на периоде становления менструальной функции девочки, выяснить характер выделений из влагалища, не связанных с менструациями.
Объективное обследование девочки, страдающей гинекологическим заболеванием, следует начинать с определения основных показателей ее физического развития с учетом возраста (рост, вес, окружность грудной клетки, размеры таза), затем производится и общий.осмотр по органам и системам.
Для оценки физического развития девочек используются морфограммой, которые строятся на основании антропометрических данных: рост стоя (Р), окружность грудной клетки при измерениях выше и ниже молочных желез (Г), размер таза (Т), в том числе и «ширина таза» (межвертёльный размер), и сумма основных его 4 размеров. Для учета возрастных изменений пропорции тела введена шкала календарного возраста (В).
Различают 3 типа морфограмм: нормальная, при конституциональных отклонениях и гормональных нарушениях.
1.При размерах и пропорциях тела, соответствующих средней возрастной норме, морфограмма представляет собой горизонтальную прямую линию, уровень которой определяется возрастом. На рис. 1 в качестве примера приведена морфограмма девочки 12 лет (линия А).
2. Морфограмма девочек пропорционально сложенных, но с конституциональными отклонениями от средних размеров тела (в пределах +1,5) представляет собой практически прямую линию, степень наклона которой к горизонтали определяется конституциональным отклонением размеров от средней возрастной нормы. На рис. 1 приведена в качестве примера морфограмма девочки 13 лет выше среднего возраста (линия «Б»).
3. При изменениях пропорции тела, характерных для гормональных нарушений, морфограмма при любом возрасте представляет собой ломанную линию и сохраняет конфигурацию,типичную для каждого вида гормональных нарушений.
Специальное обследование девочки проводится в следующей последовательности:
1) осмотр и оценка степени развития вторичных половых признаков (см. раздел «Особенности полового развития девочки»), 2) осмотр, пальпация и перкуссия живота, при подозрении, на беременность — аускультация, 3) осмотр наружных половых органов, девственной плевы с учетом возрастных изменений и заднепроходного отверстия, 4) вагиноскопия, 5) ректально-абдоминальное исследование: При подозрении у девочки на наличие инородного тела во влагалище необходимо сначала произвести ректально-абдоминальное исследование, а затем вагиноскопию.
Непосредственно перед обследованием девочки должен быть опорожнен кишечник (очистительная клизма) и мочевой пузырь. Осмотр девочек младшего возраста (до 3 лет) проводится на пеленальном столике, девочек старшего возраста — на детском гинекологическом кресле. Последнее отличается от кресла взрослых наличием специального приспособления, с помощью которого можно изменять его глубину; имеется также подставка-лесенка, с помощью которой больная самостоятельно ложится в кресло. При обследовании девочек в поликлинических условиях, а также при первичном осмотре в стационарах необходимо, чтобы присутствовала мать или кто-то из ближайших родственников.
Ректально-абдоминальное исследование необходимо проводить под наркозом у детей младшего возраста (до 3—4 лет) с травмами гениталий и у девочек старшего возраста при подозрении на опухоль в малом тазу.
Вагиноскопия — исследование влагалища и шейки матки при помощи оптического прибора, в качестве которого в детской практике используются комбинированный уретроскоп и детские влагалищные зеркала с осветителями. Вагиноскопия проводится девочкам в любом возрасте и позволяет выяснить: состояние слизистой оболочки влагалища, величину, форму шейки матки и наружного зева, наличие и выраженность симптома «зрачка», патологические процессы в области шейки матки и влагалища, наличие инородного тела, пороки развития.
Вагиноскопия девочкам в нейтральном периоде проводится комбинированным уретроскопом с помощью цилиндрических трубочек различного диаметра с обтуратором. В пубертатном периоде осмотр влагалища и шейки матки осуществляется детскими влагалищными зеркалами с осветителями. Выбор тубуса уретроскопа и детских влагалищных зеркал зависит от возраста ребенка и строения девственной плевы.
Ректально-абдоминальное исследование проводится всем девочкам с гинекологическими заболеваниями. Бимануальное исследование при осмотре детей младшего возраста надлежит проводить мизинцем, при осмотре девочек старшего возраста — указательным или средним пальцем, который защищен напальчником и смаван вазелином. Палец вводится при натуживании больной.
При ректальном исследовании выясняют состояние влагалища:
наличие инородного тела, опухоли, скопление крови и т. д., при би-мануальном исследовании определяют состояние матки, придатков, клетчатки и смежных органов. При пальпации матки исследуют положение, подвижность, болезненность ее, соотношение между размерами шейки и тела, обращают внимание на выраженность угла,. между телом и шейкой матки (см. раздел «Нарушения полового развития девочек»).
При осмотре девочек требуется особо тщательное соблюдение правил асептики и антисептики ввиду высокой восприимчивости детских гениталий к инфекции. После окончания наружного и внутреннего исследования необходимо обработать наружные половые органы и влагалище дезинфицирующим раствором фурацилина (1:5000). При наличии раздражении на коже вульвы последняя смазывается стрептоцидной мазью (10—20%) или стерильным вазелином.
Кроме того, применяются в зависимости от характера заболевания следующие дополнительные методы исследования:
Зондирование влагалища и полости матки применяется для диагностики пороков развития, наличия инородного тела, при подозрении на гемато- или пиометру.
Аспирационная биопсия проводится девочкам, страдающим маточными кровотечениями в ювенильном периоде, с целью уточнения причины кровотечения (новообразование, гиперпластический процесс эндометрия).
Выскабливание слизистой оболочки матки проводится девочкам с ювенильными кровотечениями при отсутствии эффекта от консервативных методов лечения, в связи с часто повторяющимися и профузными кровотечениями по жизненным показаниям.
Рентгенографические и рентгеноконтрастные методы исследования (пневмопельвиграфия, гистеросальпингография, вагинография) позволяют выявить аномалии развития половых органов, опухолевидные образования малого таза, склерокистозные яичники.
Эндоскопические методы исследов ания включают гистероскопию, лапароскопию. -.
Гистероскопия позволяет выявить пороки развития матки, а также наличие внутриматочной патологии (полипоз эндометрия, гиперпластический процесс эндометрия) у девочек с маточными кровотечениями в ювенильном периоде.
Лапароскопия проводится для исключения пороков развития, опухолей и опухолевидных образований органов малого таза, склерокистозных яичников.
-
Лабораторные методы исследования:
Бактериоскопическое исследо вание выделений из половых путей производится после осмотра половых органов. Исследование отделяемого из влагалища, следует проводить у всех обследуемых девочек, исследование выделений из смежных органов (уретры, прямой кишки) — в зависимости от характера заболевания (например, при подозрении на гонорею, трихомоноз). Брать отделяемое следует желобоватым зондом или резиновым катетером. Перед введением инструмента ватным шариком, смоченным теплым физиологическим раствором, вытирается вход во влагалище, наружное отверстие уретры и область заднепроходного отверстия. Инструменты для взятия выделений вводятся в уретру на глубину примерно 0,5 см, в прямую кишку — на глубину около 2—3 см, а во влагалище—по возможности до заднего свода. Результаты исследования должны оцениваться с учетом возраста девочки (см. раздел «Нарушения полового развития девочек»).
Для выявления возбудителя, кроме бактериоскопического исследования выделений из влагалища, уретры, прямой кишки, необходимо проводить посев отделяемого на среды, что позволяет выделить культуру возбудителя и определить чувствительность его к антибиотикам.
Методы функциональной диагностики применяются у больных с ювенильными кровотечениями, при патологии периода полового созревания и при подозрении на гормонально активные опухолияичников.
К функциональным методам диагностики относятся: цитологическое исследование влaгaлищнoгo отделяемого с подсчетом вагинальной формулы и кариопикнотического индекса, симптом «зрачка», «симптом папоротника», ректальная температура, определение в крови и моче ФСГ, ЛГ, эстрогенов и прогестерона,. определение сахарной кривой и основного обмена. С целью дифференциального диагноза органических и функциональных поражений проводится также рентгенография костей черепа и определение костного возраста. Таким образом, современные методы исследования позволяютдиагностировать гинекологические заболевания у девочек в различные возрастные периоды.
Литература
Богоров И. И. Гинекология детского возраста. Л., 1966.
Заяц Л. Д. Клиническая антропометрия и ее применение в детской гинекологии. — В кн.: Актуальные вопросы гинекологии детей и подростков. Под ред. Л. С. Персианинова и М. Н. Кузнецовой. М., 1973, с. 79—95.
Кобозева Н. В. Методы обследования и лечения детей с гинекологическими заболеваниями. Л.,1978.