3.2.1 Определение. Пусть
,
,
–произвольные векторы. Возьмем векторное произведение
×
. Далее возьмем скалярное произведение (
×
)
векторов
×
и
. Полученное число называется смешанным произведением векторов
,
,
(в указанном порядке) и обозначается (
×
)
или
.
Перечислим основные свойства смешанного произведения.
3.2.2 Если векторы
,
,
некомпланарны и образуют правую тройку, то их смешанное произведение равно объему параллелепипеда, построенного на этих векторах, как на ребрах, т.е.
(
×
)
= V.
Если же векторы
,
,
некомпланарны и образуют левую тройку, то
(
×
)
=– V.
Векторы
,
,
компланарны тогда и только тогда, когда
(
×
)
=0.
3.2.3 (
×
)
=(
×
)
=(
×
)
.
Пусть
,
,
заданы в ортонормированном базисе
,
,
,
. Тогда
(
×
)
=
(10)
Свойство (п.3.2.2) позволяет непосредственно или с помощью формулы (10) вычислять объемы некоторых тел. В частности, объем пирамиды с вершинами в точках
,
,
,
выражается следующим образом:
. (11)
Свойство (п.3.2.3) позволяет устанавливать, компланарны или некомпланарны векторы
,
,
. Если векторы
,
,
некомпланарны, то с помощью свойства (п.3.2.2) можно установить, какую тройку они образуют. А именно, если (
×
)
>0, то тройка векторов
,
,
правая, если же (
×
)
<0, то тройка
,
,
левая.
3.2.4 Пример. Доказать, что точки А(5, 7, 2), B(3, 1, –1), C(9, 4, –4), D(1, 5, 0) лежат в одной плоскости.
Решение. Найдем координаты векторов:
,
. Найдем смешанное произведение полученных векторов:
,
Таким образом, полученные выше векторы компланарны, следовательно точки A, B, C и D лежат в одной плоскости.
3.2.5 Пример. Вычислить объем пирамиды, вершинами которой являются точки
,
,
,
.
Решение. Рассмотрим векторы (рисунок 5):
,
,
.
У пирамиды, построенной на векторах
,
,
,та же высота, что и у параллелепипеда, а площадь основания в 2 раза меньше, поэтому
.
Заметим, что векторы
,
,
образуют правую тройку, т.к. (
×
)
>0. Объём пирамиды можно было найти прямо по формуле (11), однако, если нужно найти идругие параметры тела, удобнее начинать решение с построения векторов
,
,
.
Упражнения
3.3.1 Даны векторы
,
,
. Найти координаты следующих векторов:
1)
×
; 2)
; 3)
×(
); 4) (
×
)
.
3.3.2 Найти
, если известны
,
,
:
1)
,
,
; 2)
,
,
.
3.3.3 Найти площадь параллелограмма, построенного на векторах
,
как на сторонах.
3.3.4 Найти площадь треугольника ABC, если:
1)
,
,
; 2)
,
,
.
3.3.5 Найти длину высоты
треугольника ABC, если:
1)
,
,
; 2)
,
,
.
3.3.6 Проверить; что векторы
,
коллинеарны, если векторы
,
,
,
связаны соотношениями
×
=
×
,
×
=
×
.
3.3.7 Упростить выражения:
1) (
+
)×
+(
+
)×
+(
+
)×
;
2) (
+
–
)×
–(
+
–
)×
+(
+
–
)×
.
3.3.8 Решить уравнение
×
=
, где
,
.
3.3.9 Три силы
,
,
приложены в точке
. Определить момент равнодействующей этих сил относительно точки
.
3.3.10 Векторы
,
,
образуют правую тройку, взаимно перпендикулярны и
,
,
. Вычислить (
×
)
.
3.3.11 Пусть
,
,
– произвольные векторы. Доказать, что:
1) ((
+
)×(
+
))(
–
)=0; 2) ((
–
+
)×(
+
))
=2
.
3.3.12 Найти объем параллелепипеда, построенного на векторах
,
,
, как на сторонах. Установить, какую тройку образуют векторы
,
,
.
3.3.13 Используя условие компланарности векторов, проверить, лежат ли следующие точки А, В, С, D в одной плоскости:
1)
,
,
,
;
2)
,
,
,
.
3.3.14 Вычислить объем пирамиды, вершинами которой являются точки
,
,
,
.
3.3.15 В пирамиде с вершинами А, В, С, D найти длину высоты, проведенной из вершины D к грани ABС:
1)
,
,
,
;
2)
,
,
,
.
Контрольные задания
Рекомендуемая литература [1, гл. 1, §3], [2, гл. 2, §2.13–2.17], [3, гл. 1, §1.13].
3.4.1 Показать, что четырехугольник АВСD есть параллелограмм, и найти его площадь, если
,
,
,
.
3.4.2 Определить площадь
с вершинами в точках
,
,
.
3.4.3 Упростить выражение (
+
+
)×(
+
–
).
3.4.4 Решить уравнение
×
=
, если известны
,
и первая координата вектора
равна 0.
3.4.5 Найти значение выражения
, где
– правый ортонормированный базис.
3.4.6 Доказать, что точки
,
,
,
лежат в одной плоскости.
3.4.7 Вычислить объем пирамиды, вершинами которой являются точки
,
,
,
.
Прямая на плоскости
Цель занятия: усвоение способов задания прямой на плоскости, выработка навыков решения задач, связанных с прямыми на плоскости.






