Раздел II. Авторская делимитация речи

Как представление её реальных исходных единиц

Уровни лингвистического опосредования

 при осмыслении мира.

Речевая деятельность отражает две фазы лингвистического опосредования в процессе познания действительности. В мире существует бесконечное множество предметов, признаков, качеств, действий, состояний, обстоятельств и многих других реалий. И каждая имеет своё звучащее обозначение (наименование). Устная речь – естественная, исторически первичная форма речевого поведения человека, обусловленная природой и окружающим миром, а звучащие наименованияэто первый уровень лингвистического опосредования при восприятии мира.

С изобретением письма появились графические эквиваленты обозначения реалий. Слова здесь появились не как единицы непосредственного обозначения, а как графические варианты звучащих наименований. Написанное слово соотносится с реалией не непосредственно, а черезего первичное (звуковое) наименование. Восприятие содержания текста в процессе чтения осуществляется в результате его соотнесения с первичной, звуковой формой лингвистического мира. Написанное слово – это второй уровень опосредования в речевой деятельности. Читая слова в тексте, их необходимо слышать и осознаватьв их авторских исходных объединениях.

В связи с этим при исследовании письменной речи и верификации представляемых концепций в качестве опоры должна выступать устная форма речи, так как она является первичным и естественным способом общения, который дан человеку от природы. Уже в раннем детстве каждый человек овладевает устной речью самостоятельно. Для этого достаточно, чтобы ребёнок находился в сфере звучащей речи, слышал её интонацию и ритм.

Письменная речь, несмотря на то что имеет исключительную цивилизационную роль, является вторичной, искусственной формой, созданной людьми, она основана на строго определённой системе условностей, правил и требований. Она представляет трансформацию звуковой речи в графическую. Чтобы овладеть ею, необходимо долго и целенаправленно обучаться, хорошо освоить приёмы такой трансформации, сформировать и развить навыки её дешифрации при чтении, необходимо развивать личное умение чувствовать авторскую интонацию и ритм.

В устной речи интонационно выделяются и разграничиваются все исходные минимальные единицы в момент их порождения, благодаря чему речь воспринимается слушателями. При чтении же читатель должен добиться соответствия с устной речью в выделении и интонационном разграничении всех реальных единиц порождения речи. При устной форме общения говорение и восприятие сливаются в единый процесс. Восприятие осуществляется с появлением каждой очередной синтагмы. Так что объективный ответ на вопрос об исходной единице построения и восприятия речи возможен только при обращении к устной, т. е. природной, её форме, к её авторскому разграничению в момент её порождения. Устная форма общения однозначно указывает на реальную авторскую структуру речи и её подлинные исходные единицы и их значения. Так что при чтении нужно научиться слышать читаемую речь.

Речевые единицы и их отношение




double arrow
Сейчас читают про: