В современной лингвистике нет чёткого разделения речевых единиц по признаку их отношения к устной и письменной формам речи. Хотя вполне естественно, что разным формам речи должны быть присущи и разные речевые единицы, что обусловлено не только их разным материальным выражением (звуковое и графическое), но и разным их порождением, оформлением, восприятием и назначением. По мнению исследователей, “существует ещё не познанная речевая реальность, для осмысления которой рамки … синтаксиса узки, но и вне синтаксиса она не может быть объяснена” [5].
При устном общении происходит непосредственное автоматическое спонтанное порождение синтагм, содержание которых воспринимается в процессе их порождения. При составлении текста осуществляется трансформация этих структур в соответствующие единицы письменной речи (синтагмы, предложения, высказывания, представленные в виде абзаца), после чего происходит их восприятие (чтение) с опорой на предложения, как на относительно завершённые структурно-смысловые единицы текста, обозначенные непосредственно автором, цель которых – облегчить восприятие содержания на основе графического разграничения его мыслей.
Речевые структуры обычно объединяются исследователями в единую группу лингвистических единиц или вообще смешиваются, тогда как различать и последовательно разграничивать единицы устной и письменной речи методологически важно. В связи с этим обратим внимание на реальную дифференциацию речевых единиц не только в зависимости от их отношения к порождению речи (единицы порождения речи) и к её оформлению (единицы оформления речи), но также по их отношению к конкретной форме речи – устной или письменной.
Для того чтобы выяснить, какие именно речевые средства выступают в процессе устного общения в качестве компонентов речи, необходимо опираться не на литературные тексты и не на записи разговорной или диалектной речи. Опираться нужно непосредственно на звучащую речь и её синтагматическую запись– на то, какие структурно-смысловые компоненты интонационно и содержательно выделяются в ней субъектом речи. Ведь именно из них он порождает её, из их значений составляет содержание. Осмысление значений этих единиц слушателем и наращение их значений помогает ему адекватно понимать речь на уровне передаваемых мыслей и сообщения в целом. Осознание этого процесса при чтении способствует читателю правильно понять авторское содержание текста.
Применительно к устному общению можно говорить о трёх речевых единицах: синтагме (исходной структуре), фразе (соответствующей отдельной мысли) и полном сообщении. Говорящий, используя интонационный принцип, разграничивает свою речь паузами, выделяя в ней в качестве самостоятельных компонентов не слова или словоформы, а структурно-смысловые группы слов с единым ситуативным значением.
Отражая единичные элементарные фрагменты содержания, синтагмы объективно являются минимальными исходными компонентами. Путём их последовательного наращения по мере формирования мыслей (т. е. на основе смыслового принципа) выделяются фразы, а переданная информация соответствует полному сообщению.
Синтагмы присущи как устной, так и письменной формам речи. Кроме этих общих для обеих форм речи структур, существуют и другие речевые единицы. Они делятся на структуры, которые характерны только для устной речи, и структуры, которые присущи только письменной речи. Основное их назначение состоит в традиционном оформлении конкретной формы речи. В устной форме, как уже отмечалось, это фразы,отражающие отдельные мысли, и полное сообщение.При записи устной речи фразы трансформируются в предложения, высказывания, т. е. сложное синтаксическое целое, отражающие микротему, и текст как завершённую речевую единицу.
Письменная речь появляется в результате трансформации первичной формы в графическую. Исходная речевая единица у них общая – синтагма, но она имеет разное материальное выражение: звуковое, сопровождающееся однозначной интонацией, и графическое, с шифруемой интонацией.
Единицами оформления письменной речи являются предложения (простые и сложные), высказывания, представленные в виде абзацев (в иной терминологии: сложное синтаксическое целое, межфразовое единство и др.), и текст. При трансформации устной речи в письменную форму (или при записи звучащей речи под диктовку) невозможно добиться однозначного выделения предложений всеми пишущими. Поэтому приходится предупреждать о начале каждого очередного предложения. Так что, с одной стороны, предложение выступает как объективная синтаксическая единица, с другой же – как субъективная структура. Предложенческая структура текста может варьироваться, что вполне соответствует индивидуально-авторской сущности речи.
Последовательное разграничение языка и речи, языковых единиц и речевых, а также дифференциация речевых единиц по их отношению к порождению речи и к её оформлению, к устной речи и письменной позволяет определить синтагмы как исходные единицы речи, являющиеся общими как для устной, так и для письменной формы. На их основе осуществляется восприятие речи. По мере наращения синтагм и появления самостоятельных мыслей в устной речи фиксируются фразы, на основе которых при трансформации устной речи в текст в нём выделяются предложения.






