Авторская делимитация и её назначение

 

В процессе верификации становится очевидно, что звуки, слоги, слова и словосочетания не являются единицами порождения речи. Они не разграничиваются интонационно в устной речи, и это свидетельствует о том, что к её порождению они не имеют непосредственного отношения, ибо акцент делается вовсе не на их индивидуальных значениях.

Авторская делимитация (интонационное разграничение) речи отражает её реальное синтагматическое членение, представляя её подлинную структуру и авторские исходные единицы. Она способствует их восприятию и осмыслению, благодаря чему они адекватно понимаются слушателями.

Предложение тоже нельзя считать речепорождающей структурой. Во-первых, оно не минимальная и обычно дискретная структура, составленная из нескольких речевых компонентов, тогда как речепорождающая единица как исходная структура должна быть предельно минимальной, недискретной и одномерной. Во-вторых, предложение само нуждается в расшифровке.

Предложения – единицы оформления письменной речи. Выделяя в тексте отдельные относительно завершённые фрагменты содержания, они способствуют повышению его доступности для читателя. Предложение – структура, обеспечивающая выделение передаваемых мыслей текста и его адаптацию. В зависимости от характера передаваемой информации, в тех или иных речевых ситуациях оно может получать достаточно широкий функциональный диапазон, выполняя при необходимости функции от минимальной речевой единицы до максимальной.

В звучащем тексте предложения вообще не воспринимаются как речевые единицы с чёткими границами. В нём воспринимаются фразы как речевые структуры, последовательно отражающие все его мысли, на основе которых при записи текста и были выделены предложения.

Л. В. Щерба подчёркивал, что фразы в устной речи и предложения в письменной – соотносительные, но не тождественные единицы. Количество фраз в звучащей речи в большинстве случаев не совпадает с количеством предложений в записанном её варианте.

При записи устной речи фразы субъективно трансформируются пишущим в предложения, которые выделяются с целью последовательного представления и разграничения относительно законченных мыслей. А при озвучивании текста предложения реорганизуются в свои первоначальные структуры – фразы.

Авторская делимитация речи, в результате которой осуществляется синтагматическое членение речи – это основной способ однозначной передачи сообщаемого содержания, так как с помощью интонации субъект речи интерпретирует содержание, а слушатели и читатели благодаря ей идентифицируют его. Первые это делают, непосредственно воспринимая авторскую интонацию. Вторые же могут точно понять содержание только на основе личного восстановления авторской интонации, вписанной в текст. 

При этом недопустимо никакое варьирование авторских синтагм, ибо оно приведёт к искажению передаваемого содержания. Любое варьирование “длины вычленяемых отрезков” неизбежно меняет авторскую интонацию, а она у субъекта устной речи всегда одна, без вариантов. Естественно, что она без вариантов должна быть и в авторском тексте. Задача слушателя и особенно читателя – осознать авторскую интонацию и точно понять авторское содержание, а не искать дополнительные смыслы и нюансы. Какие, например, могут быть дополнительные смыслы и нюансы в учебной, научной или деловой речи?

Синтагмы – минимальные, недискретные (т. е. неразложимые) речевые единицы, имеющие индивидуально-авторскую заданность. Они возникают в сознании субъекта речи мгновенно как единые структурно-содержательные исходные речевые структуры. Поэтому говорящий разграничивает их паузами, отражая их заданность. Авторская заданность является обязательной для слушателя и особенно для читателя, ибо она обеспечивает связную речь и адекватное её понимание.

Для правильного понимания текста точное разграничение авторских синтагм не просто важное, а первостепенное дело. Безусловно, в процессе чтения у читателя могут появляться варианты синтагматического членения, но только один из них ведёт к точному пониманию содержания – авторский вариант, что убедительно доказывается научной или учебной речью, где предполагается максимальная точность восприятия содержания. Любой разговор о дробном или каком-либо ином синтагматическом членении речи не убедителен.

Объективно существует только то её членение, которое установил автор, наращивая синтагмы, и, чтобы в нём разобраться, нужно ориентироваться на сочетания синтагм и на развитие содержания.

 

 




double arrow
Сейчас читают про: