Синтагматическая запись речи

 

Обратимся к устной речи и выясним, насколько она помогает правильному восприятию её структуры и содержания. Запишем её на слух со всеми её особенностями. Но делать это будем не так, как обычно пишут диктанты, не в соответствии с традиционными требованиями орфографического и пунктуационного оформления, а без структур предложений и даже без знаков препинания.

Знаки препинания, во-первых, полифункциональны и, во-вторых, не всегда соотносятся с интонационным членением речи и её содержанием. А интонация важна, как способ интерпретации субъектом речи содержания и как средство идентификации его слушателями.

Что же касается предложений, их в устной речи (или при озвучивании текста) слушатели не разграничивают и при записи текста на слух начинают раздумывать над их структурой, границами, выделяют их субъективно, ориентируясь на личные знания и установленные культурно-речевой традицией требования оформления текста. Не случайно при написании диктантов так часто возникает вопрос: «Это уже новое предложение?». Он свидетельствует, что в устной речи границы между предложениями на слух не воспринимаются, что предложения и устное общение – явления разных сфер. И это естественно, потому что устное общение протекает не на словесном уровне и не на уровне предложений. Оно осуществляется на синтагматическом уровне. Слушатели благодаря интонации говорящего и его делимитации речи последовательно воспринимают в ней исходные синтагмы и осознают их значения. Этого достаточно для точного восприятия всех её мыслей.

Метод системного анализа речи позволяет осознать, что любая речь представляет собой авторскую систему конкретных исходных речевых единиц, на основе которых выражены мысли, сочетания мыслей и содержание в целом. Существуют разные способы записи речи: обычные тексты разных стилей и жанров, фонематическая транскрипция, фонетическая транскрипция. При изучении вопросов, относящихся к синтагме, уместно воспользоваться синтагматической записью речи. Это весьма важный приём идентификации реальной структуры конкретной речи и системы её авторских исходных единиц. Он позволяет отразить то, что мы реально слышим и воспринимаем в устной речи:

 

Была уже по́лночь / напра́во / было ви́дно / всё село // |длинная у́лица / тянулась далеко́ / вёрст на пя́ть // |   всё́ было погружено / в тихий глубокий со́н // | ни движе́ния / ни зву́ка /// |   даже не ве́рится / что в приро́де / мо́жет быть так тихо /// |когда в лунную но́чь / видишь / широкую сельскую у́лицу / с её и́збами / стога́ми / уснувшими и́вами // то на душе / становится ти́хо /// |в этом своём поко́е // укрывшись в ночных те́нях / от трудо́в / забо́т / и го́ря // она кротка́ / печа́льна / прекра́сна /// | и ка́жется // что и звё́зды / смотрят на неё / ласково / и с умилением / и что зла́ / уже нет на земле / и всё́ / благополучно /// |нале́во с края села / начиналось по́ле // |оно было видно далеко́ / до горизо́нта // |и во всю ширь этого по́ля / за́литого лунным светом // то́же / ни движе́ния / ни зву́ка / |

 

Перед нами синтагматическая запись речи. В ней нашли отражение следующие речевые факты:

1) все синтагмы как минимальные исходные авторские интонационно-смысловые компоненты структуры и содержания речи (они разграничены наклонными линиями);

2) ихпоследовательность;

3) границы между ними;

4) паузы на месте границ;

5) продолжительность пауз (отмечена количеством линий);

6) компоненты в синтагмах, выделяемые ударением, а следовательно, и по смыслу;

7) все фразы (они разделены вертикальными линиями);

8) сообщение в целом.

Даже непродолжительной тренировки достаточно, чтобы однозначно и быстро осуществлять и понимать такую запись, так как она фиксирует всё, что мы слышим и что способствует адекватному восприятию устной речи.

В данном речевом фрагменте представлены все синтагмы и фразы. Для наглядности отведём каждой синтагме как исходной минимальной единице речи отдельную строку.  Это важный приём при идентификации синтагм. Подчеркивается интонационно-смысловое единство каждой из них как недискретных речевых единиц и осуществляется разграничение их как однотипных, но разных речевых структур. В каждой строке представлена одна синтагма, внутри неё нет пауз, они только между строками, т. е. между синтагмами. Синтагмы имеют разный объём, а паузы между ними – разную продолжительность.

 

1     Была уже по́лночь /

2     напра́во /

3     было ви́дно/

4      всё село // |

5     длинная у́лица /

6     тянулась далеко́ /

7     вёрст на пя́ть // |  

8     всё́ было погружено /  

9     в тихий глубокий со́н // |

10     ни движе́ния /

11     ни зву́ка /// |  

12         даже не ве́рится /

13     что в приро́де /

14     мо́жет быть так тихо /// |  

15     когда в лунную но́чь /

16     видишь /

17     широкую сельскую у́лицу /

18     с её и́збами /

19     стога́ми /

20     уснувшими и́вами //

21     то на душе /

22     становится ти́хо /// |

23     в этом своём поко́е //

24     укрывшись в ночных те́нях /

25     от трудо́в /

26     забо́т /

27     и го́ря //

28     она кротка́ /

29     печа́льна /

30     прекра́сна /// |  

31     и ка́жется //

32     что и звё́зды /

33     смотрят на неё /

34     ласково /

35     и с умилением /

36     и что зла́ /

37     уже нет на земле /

38     и всё́ /

39     благополучно /// |

40     нале́во с края села /

41     начиналось по́ле // |

42     оно было видно далеко́ /              

43     до горизо́нта // |

44     и во всю ширь этого по́ля /

45     за́литого лунным светом //

46     то́же /

47     ни движе́ния /

48     ни зву́ка / |

Уделяя внимание выделенным синтагмам, нельзя утверждать, что у автора была точно такая их делимитация. Для подобного утверждения нужно прослушать авторское чтение текста. Не исключается, что в отдельных случаях она была несколько иной. Но это не столь важно, ибо не меняет сущности проблемы. Главное для нас – обратить внимание на то, что принцип порождения и восприятия речи не словесный, а синтагматический. Насколько точно мы им пользуемся – это уже второй вопрос.

Текст формируется автором последовательно не слово за словом, а синтагма за синтагмой. Именно так он должен воспринимается и читателем. Это подтверждается авторской интонацией, в частности разграничительными паузами, и характером восприятия общего содержания. Все передаваемые мысли воспринимаются посинтагмно, а не пословно.

Наличие некоторых вариантов интонационного членения текста читателем не отрицает синтагматической природы речи, а, наоборот, подчёркивает её. В устной речи нет вариантов синтагматического членения. У говорящего одна интонация и, следовательно, один вариант интерпретации своей речи. Поэтому и текст предполагает один вариант синтагматического членения – авторский. Чем точнее он будет осознан, тем точнее будет понято содержание текста.

Опираясь, с одной стороны, на авторское интонационное разграничение синтагм, на их последовательное линейное появление и восприятие, а с другой – на интонационное и структурно-смысловое единство их компонентов, можно увидеть, как реально порождается и развивается связная речь.

При необходимости передать конкретную информацию в сознании человека спонтанно возникают минимальные (недискретные) факты информации, которые получают мгновенное лингвистическое выражение в форме недискретных речевых структур. Так что в сознании субъекта речи не слова выступают в качестве причины порождения предметов мысли, а наоборот, элементарные недискретные предметы мысли мгновенно порождают в его сознании соответствующие лексические сочетания и единства. У говорящего нет времени на то, чтобы выискивать нужные слова и строить синтагмы или предложения. Слова мгновенно, автоматически всплывают в сознании в виде лексических единств на основе структурной, интонационной, смысловой и грамматической связи.

Так, в рассматриваемом контексте появление и наращение синтагм происходит в таком направлении: Была уже по́лночь  (хотя в этой синтагме представлены подлежащее и сказуемое, они образуют единую интонационно-смысловую недискретную речевую структуру с обозначением конкретной временно́й точки в формате суток). Эта синтагма выполняет функцию фразы в устной речи и предложения – в письменной. Она является зачином для передаваемой информации. К ней путём линейного наращения добавляются другие синтагмы как самостоятельные исходные недискретные речевые компоненты аналогичного образования.

Данная запись подтверждает синтагматическую природу текста, отражая, что исходными её единицами являются не слова как самостоятельные единицы словаря, не словосочетания и не предложения, которых в записи вообще нет, потому что их нет в устной речи, – она указывает на синтагмы с их ситуативным значением.

Вполне очевидно, что в момент порождения устной речи общение осуществляется на синтагматическом уровне. Предложения же появляются в тексте в результате оформления его в соответствии с культурно-речевой традицией.

Объём каждой синтагмы ограничен физиологическими возможностями человека, в частности его дыханием. Паузы между ними позволяют осознать их в качестве минимальных речевых единиц. В результате последовательного наращения синтагм формируется синтагматическая структура сообщения. Благодаря интонации синтагмы разграничиваются субъектом в процессе их появления, поэтому легко осознаются и осмысливаются слушателями.

Как видим, для точного восприятия структуры и содержания речи важны не только грамматические связи её компонентов. Не менее важно их интонационное разграничение, способствующее идентификации каждого реального исходного компонента структуры и содержания. В данном случае смысловая связь осуществляется путём разграничения минимальных речевых единиц, что позволяет точно осознать значение каждой из них.

Устное общение не только осуществляется на синтагматическом уровне, но и исчерпываетсяим. В связи с особенностью восприятия устной речи, которое осуществляется в момент её порождения – синтагма, будучи предельно минимальной речевой единицей, становится основным компонентом, наглядно отражающим дискретный характер речи и делимитацию её исходных единиц. Синтагмы предстают в ней в виде последовательного наращения конкретной синтагматической структуры, образующей полное сообщение.

Устная речь характеризуется мгновенностью. Она существует в виде озвученного процесса наращения синтагм с их одновременным восприятием слушателем.




double arrow
Сейчас читают про: