Освещая вопрос об интонационных, грамматических и смысловых связях в речи, нужно начинать рассматривать его с минимальных речевых единиц, которые выступают в качестве реальных исходных структур при порождении и восприятии речи. Анализ устной речи убеждает в мысли, что она имеет синтагматическую основу, так как единицами её организации и восприятия являются синтагмы, последовательно наращиваемые субъектом речи и одновременно воспринимаемые слушателями.
Формирование предложений при порождении текста также осуществляется путём линейного наращения синтагм как минимальных речевых единиц. При этом синтагмы преобразуются в графическую форму. По мере развития содержания текста выделяются предложения с целью представления и разграничения всех его мыслей.
В каждой синтагме есть грамматически ключевое слово, вокруг которого объединяются в единый структурно-смысловой блок все другие её слова. С помощью ключевого слова синтагма устанавливает синтаксические и смысловые связи с одной или несколькими другими синтагмами. В грамматическом отношении ключевое слово является главным, выступая в качестве основы внутрисинтагмных связей и отношений. Обычно оно является главным и в смысловом плане. Ключевое слово является важным и для межсинтагмных связей.
Грамматические показатели синтагмы проявляются в её синтаксических связях и отношениях. Организация связной речи осуществляется с помощью межсинтагмной связи, возникающей между синтагмами в процессе их линейного наращения. По характеру отношений между синтагмами можно назвать такие виды связи: структурную, грамматическую, интонационную и смысловую межсинтагмную связь.
Внутрисинтагмные и межсинтагмные грамматические и смысловые связи и отношения свидетельствует, что не все синтаксически связанные слова входят в одну и ту же синтагму. Они могут относиться к разным синтагмам, и тогда их связь следует квалифицировать как межсинтагмную, а связанные слова – ключевыми. Они позволяют объединить разные синтагмы в более крупные структурно-смысловые объединения, т. е. в единую связную речь. Во время речепорождения при наращивании синтагм между их ключевыми словами устанавливаются межсинтагмные грамматические и смысловые связи и отношения, в результате чего и формируется речь.
Рассмотрим внутрисинтагмные связи в следующем речевом фрагменте:
В тот го́д / осенняя пого́да //
Стоя́ла долго / на дворе́, // |
Зимы ждала́, / ждала́ природа. // |
Снег вы́пал / только в январе́ //
На тре́тье в ночь. // | Просну́вшись рано, //
В окно уви́дела Татьяна //
Поутру побелевший дво́р, //
Курти́ны, / кро́вли / и забо́р, //
На стёклах лёгкие узо́ры, //
Дере́вья в зимнем серебре, //
Соро́к весёлых на дворе //
И мягко устланные го́ры //
Зимы блистательным ковро́м. // |
Всё я́рко, / | всё бело́ кругом // |
Перед нами речевой фрагмент состоящий из 22 синтагм и 6 фраз (в звучащей речи), на основе которых на письме выделены 4 предложения. Жирным шрифтом отмечены ключевые слова синтагм. В его концовке подчёркнуты слова, связывающие синтагмы межсинтагмной связью, именно для них они являются ключевыми. Ритм и интонация данной речи отражают констатацию фактов.
Внутрисинтагмные синтаксические связи и отношения и морфологическую природу каждой из синтагм можно охарактеризовать следующим образом:
В тот год – именная двухкомпонентная синтагма, компоненты связаны подчинительной связью (согласование), определительные отношения;
осенняя погода – именная двухкомпонентная синтагма, согласование, определительные отношения;
стояла долго – глагольная двухкомпонентная синтагма, компоненты связаны по способу примыкания, обстоятельственные отношения;
на дворе – именная однокомпонентная синтагма;
зимы ждала – глагольная двухкомпонентная синтагма, способ связи – управление, объектные отношения;
ждала природа – глагольная двухкомпонентная предикативная синтагма, способ связи – координация, субъектные отношения;
Снег выпал – глагольная двухкомпонентная предикативная синтагма, способ связи – координация, субъектные отношения;
только в январе –именная двухкомпонентная синтагма, только – ударная частица, близка по функции к наречию, примыкание;
на третье в ночь – именная двухкомпонентная синтагма, компоненты связаны по смыслу и грамматически, связь – примыкание;
Проснувшись рано – глагольная двухкомпонентная синтагма, компоненты её связаны по смыслу и подчинительной синтаксической связью (примыкание), с передачей обстоятельственных (временных) отношений;
в окно увидела Татьяна – глагольная трёхкомпонентная синтагма, ключевой её компонент увидела связан предикативной связью со словом со значением субъекта (Татьяна)и подчинительной (именное примыкание) – со словоформой в окно, отношения субъекта-действия и способа действия;
поутру побелевший двор – именная трёхкомпонентная синтагма с подчинительной связью (побелевший двор – согласование; поутру побелевший –примыкание), качественно-обстоятельственные отношения;
куртины, кровли и забор – три однокомпонентных именные синтагмы, которых, по мнению субъекта речи, в окружении других синтагм достаточно для передачи конкретно-ситуативного речевого значения;
на стёклах лёгкие узоры –именная трёхкомпонентная синтагма, ключевое слово узоры имеет два неоднородных определения лёгкие и на стёклах, согласованное и несогласованное; согласованное определяют ключевое слово (лёгкие + узоры), а несогласованное определяет словосочетание с ключевым словом (на стёклах + лёгкие узоры), определительные отношения;
деревья в зимнем серебре – именная трёхкомпонентная синтагма, ключевое слово в ней деревья, оно имеет несогласованное определение, выраженное сочетанием в зимнем серебре; определительные отношения;
сорок весёлых на дворе – именная трёхкомпонентная синтагма, ключевое слово сорок, оно имеет постпозитивные согласованное (весёлых) и несогласованное (на дворе) определения; определительные отношения;
и мягко устланные горы –именная трёхкомпонентная синтагма, ключевое слово горы, имеющее препозитивное согласованное определение, выраженное сочетанием причастия устланные и примыкающего к нему наречия мягко; передаются определительно-обстоятельственные отношения;
зимы блистательным ковром – именная трёхкомпонентная синтагма, ключевое слово ковром, у него два препозитивных определения: согласованное блистательным и несогласованное зимы; определительные отношения; позицию определения зимы можно отметить как инверсию.
Всё ярко – именная двухкомпонентная синтагма, согласование, предикативные отношения;
всё бело кругом –именная трёхкомпонентная синтагма, согласование, предикативные отношения.
Таким образом, синтагмы в результате линейного наращения образовали структуру и содержание четырёх авторских предложений. Ключевые слова синтагм указывают на важные узлы межсинтагмной грамматической связи в предложении. Благодаря ей возникает смысловая связь не только между грамматически связанными ключевыми словами, но и между компонентами, которые непосредственно не связаны грамматической связью, т. е. возникает ситуативная смысловая опосредованная связь.
Относительно межсинтагмных связей следует отметить, что, например, в третьем предложении первые десять синтагм объединены в общую речевую структуру благодаря ключевому слову второй синтагмы увидела, которое является грамматически главным по отношению к ключевым словам всех синтагм, за исключением последней. Последняя синтагма связана с предпоследней на уровне ключевых слов устланные – ковром.
Эти отношения не оборвались на десятой синтагме. В ней, помимо ключевого слова (горы), связанного со второй синтагмой и с предыдущими семью синтагмами через слова двор, куртины, кровли, забор, узоры, деревья, сорок – имеется компонент, связывающий её с одиннадцатой синтагмой. Это слово устланные, управляющее ключевым словом (ковром) последней синтагмы, устанавливая с ней объектные отношения.
Восприятие и осознание интонационной делимитации речи, осмысление всех выделяемых её компонентов помогает осознать, что разграничиваемые лексические комплексы выступают в роли исходных речевых единиц, отражающих наблюдаемые предметы и факты с их акцидентными признаками, свойствами и качествами.
Таким образом, важно различать 1) внутрисинтагмную связь, т. е. связь в пределах синтагмы и 2) межсинтагмную, т. е. связь между синтагмами. Организация текста осуществляется путём линейного наращения синтагм как минимальных однозначных структурно-смысловых речевых единиц. Для устного общения достаточно синтагм, образующих фразы, однако при оформлении текста в нём последовательно выделяются предложения с целью выражения и разграничения самостоятельных мыслей, что в значительной мере помогает читателю осознать синтагматическую структуру текста (предложение за предложением) и адекватно понять его содержание.






