И оформлению речи: синтагма, фраза, предложение, текст

Предложение как речевая единица обычно имеет составную структуру и такое же содержание, в связи с чем нуждается в поэтапной расшифровке. Оно является единицей письменной речи, т. е. текста, но к построению текста имеет косвенное отношение. Предложения появляются в нём в результате его развития.

Хотя предложения всегда представлены в нём чётко и имеют строгие границы, тем не менее они не строятся в тексте, а выделяются в нём как важнейший способ оформления письменной речи, установленный культурно-речевой традицией. Назначение предложений не строительное, а выделительное, адаптирующее.

Опросы, эксперименты и анкетирования свидетельствуют о том, что в процессе чтения границы предложений воспринимаются большинством читателей попутно при последовательной фиксации представленных в тексте мыслей. При чтении предложений превалируют не лингвистические цели, а содержательные, информационные. Так что предложение не речепорождающая единица, а структура, выступающая в качестве традиционного способа оформления текста и его мыслей.

Единица порождения речи характеризуется такими признаками:

она речевая (т. е. индивидуальная, имеющая конкретную авторскую структуру и ситуативное значение; такой признак есть и у предложения);

минимальная (т. е. недискретная, не предполагающая деления на меньшие речевые единицы; такого признака у предложения нет);

одномерная в отношении своей формы и содержания (т. е. предельная, представляющая один факт формы и один факт содержания; такого признака у предложения нет);

однозначная для своего речевого формата (такой признак не свойствен предложению: в тексте границы между предложениями могут быть изменены без изменения его содержания, что подтверждается результатами экспериментальных диктантов).

Три последних признака не характерны для предложения. Этим параметрам соответствует только синтагма.

Устная речь порождается и развивается путём наращения синтагм. Благодаря их чёткой делимитации говорящим слушатели понимают их содержание одновременно с их порождением и на их основе воспринимают содержание фраз. Интонация говорящего отражает все необходимые смысловые нюансы.

Читатель лишён такой помощи со стороны автора. Для точного восприятия содержания ему нужно последовательно – предложение за предложением – определить авторскую синтагматическую структуру текста и осознать заложенную в ней интонацию.

Тем не менее в письменной речи имеются средства, способы и приёмы оказания содействия читателю со стороны автора. Главный из них – выделение в тексте предложений, т. е. членение его на структуры, соответствующие передаваемым мыслям, в результате чего текст получает вид цепочки предложений. Но он может состоять и из одного предложения. Даже лаконичную записку можно квалифицировать как текст, состоящий из одного предложения, не говоря уже о существовании общепризнанных текстов малого жанра.

То есть текст может иметь форму одного предложения, двух, трёх и т. д. – в зависимости от количества его мыслей. В результате наращения синтагм мысли появляются одна за другой и выделяются в форме предложений.

Когда говорят о строительстве предложений, это следует понимать условно, ибо предложения не строятся, а выделяются при наращении синтагм, фиксируя и разграничивая его мысли, чувства, различные движения души.

Выделяются они графически, с чётким обозначением их границ. Делается это на основе фраз, но в отличие от фраз их выделение носит субъективный характер. Их количество и границы между ними у разных людей, записывающих одно и то же звучащее сообщение (например, диктант), как правило, разное. Так, в рассмотренном ранее (с. 34) устном сообщении несложно выделить завершённые по смыслу и грамматически структуры, состоящие из одной или нескольких синтагм, передающих самостоятельные мысли. Это фразы.

(1) Была уже полночь //

(2) направо / было видно / всё село //

(3) длинная улица / тянулась далеко / вёрст на пять //

(4) всё было погружено / в тихий глубокий сон //

(5)  ни движения / ни звука ///

(6) даже не верится / что в природе / может быть так тихо ///

(7) когда в лунную ночь / видишь / широкую сельскую улицу / с её избами / стогами / уснувшими ивами // то на душе / становится тихо ///

(8) в этом своём покое // укрывшись в ночных тенях / от трудов / забот / и горя / она кротка / печальна / прекрасна ///

(9) и кажется / что и звёзды / смотрят на неё / ласково / и с умилением // и что зла / уже нет на земле // и всё / благополучно ///

(10) налево с края села / начиналось поле //

(11) оно было видно далеко / до горизонта //

(12) и во всю ширь этого поля / залитого лунным светом / тоже / ни движения / ни звука /

Фразы – минимальные содержательно единицы устной речи, соответствующие законченной мысли. Квалифицировать их как предложения или как структуры, адекватные предложениям, нельзя: результаты письменной речевой деятельности не дают для этого оснований. Но при записи речи фразы меняют не только свою материальную форму, но и свой речевой статус (они трансформируются в предложения) и свои функции.

Предложение и фраза – речевые единицы, но относятся они к разным формам речи. У них разное материальное выражение. Они не тождественны, но соотносительны: обе состоят из синтагм, грамматически оформлены, ориентируются на законченную мысль и выделяются на основании содержательного признака. У них – общая функция: структурно-смысловое оформление речи. При трансформации устной речи в письменную обычно количество предложений не соответствует количеству фраз.

У разных людей одна и та же устная речь (или текст диктанта без акцентирования границ между предложениями) при записи почти всегда имеет разные структуры предложений и разное их количество.

Показательно, что синтагматическая структура сообщения у всех одна и та же, а структура предложений при трансформации устной речи в текст – разная. Иными словами, смыслонесущая основа речи (её синтагматическая структура) неизменна, в то время как письменная фиксация её (предложенческая структура оформления текста) не просто может быть разной, а обычно разная. Обратим внимание на то, что при написании текста предложения не строятся, а традиционно выделяются по мере наращения синтагм – с целью выделения и разграничения отдельных мыслей.

Границы между фразами (а на письме между предложениями) всегда приходятся на границы между какими-то двумя синтагмами. Фраза не может разорвать ни одну из синтагм. Между фразами, как и между синтагмами, могут быть паузы разной продолжительности, в связи с чем в речи нет единой межфразовой паузы.

Пауза между синтагмами в зависимости от содержания может быть даже более продолжительной, чем между фразами. Синтагмы воспринимаются на основании их интонационного разграничения паузами разной продолжительности, тогда как фразы фиксируются и разграничиваются на основе их содержания. Количество синтагм и фраз в устной речи – величина заданная и постоянная, так как устная речь всегда имеет один вариант интонации (а значит, и один вариант содержания), представленный её субъектом.

В рассматриваемом речевом фрагменте 12 фраз, в чём несложно убедиться по их содержанию. Но у автора здесь 5 предложений.

 

Была уже полночь. Направо было видно всё село, длинная улица тянулась далеко, вёрст на пять. Всё было погружено в тихий, глубокий сон; ни движения, ни звука, даже не верится, что в природе может быть так тихо. Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с её избами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо; в этом своём покое, укрывшись в ночных тенях от трудов, забот и горя, она кротка, печальна, прекрасна, и кажется, что и звёзды смотрят на неё ласково и с умилением и что зла уже нет на земле и всё благополучно. Налево с края села начиналось поле; оно было видно далеко, до горизонта, и во всю ширь этого поля, залитого лунным светом, тоже ни движения, ни звука (А.П. Чехов).

                                                 

Первое предложение соответствует фразе, представленной одной предикативной синтагмой. Второе состоит из двух фраз (шесть синтагм). Третье включает три фразы (семь синтагм). Четвёртое тоже состоит из трёх фраз (двадцать пять синтагм). И наконец, пятое представлено тремя фразами (девять синтагм). Эксперименты показали, что в данном фрагменте выделяют от 7 до 12 предложений. Нередко (примерно 20 %) структуры предложений соответствовали отдельным фразам. Ср:

Была уже полночь. Направо было видно всё село. Длинная улица тянулась далеко, вёрст на пять. Всё было погружено в тихий, глубокий сон. Ни движения, ни звука. Даже не верится, что в природе может быть так тихо. Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу, с её избами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо. В этом своём покое, укрывшись в ночных тенях от трудов, забот и горя, она кротка, печальна, прекрасна. И кажется, что и звёзды смотрят на неё ласково и с умилением и что зла уже нет на земле и всё благополучно. Налево с края села начиналось поле. Оно было видно далеко, до горизонта. И во всю ширь этого поля, залитого лунным светом, тоже ни движения, ни звука.

В данном случае респонденты (20 % от всех участников) воспринимали фразы как отдельные мысли и на их основе определяли границы предложений. Получили полное соответствие фраз и предложений.

Таким образом, одну и ту же речь разные люди представляют в виде разных предложенческих структур. Это указывает на то, что предложения не являются единицами порождения речи, а выступают как способ её письменного оформления.Их структура и границы между ними соотносятся с культурно-речевой традицией и коммуникативной целью, но вместе с тем носят индивидуальный характер и обусловлены особенностями речевого поведения человека, его психологией, эмоциональным состоянием, языковой компетенцией, речевыми умениями и навыками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: