В устной речи синтагмы легко и однозначно выделяются и разграничиваются с помощью мелодики, пауз и ударений. Субъект речи осуществляет их делимитацию, позволяющую быстро осознать значение каждой из них, а последовательное наращение их значений помогает понять общее содержание речи.
В письменной речи для их наглядного и убедительного разграничения нет специальных средств: каждому читателю приходится определять структуру синтагм и границы между ними самостоятельно. Он это делает на основании единиц оформления, а также сопутствующих функций используемых лингвистических средств, с учётом развития содержания каждого из предложений и контекста в целом. Насколько точно он это сделает, настолько правильно поймёт содержание. Правильно – значит адекватно авторской коммуникативной цели.
Тем не менее синтагматическое членение текста осуществляется читателем на основе многих факторов и средств. Отметим некоторые из них:
1. Опора на окружающий контекст и развитие общего содержания текста, соотнесение с ним содержания отдельных его фрагментов;
2. Семантическая сочетаемость слов, обусловленная отношениями между реалиями, признаками и действиями, которые обозначаются этими словами;
3. Структурно-семантические объединения слов, выступающих в речи в качестве одной смысловой единицы (номенклатурные наименования, составные термины);
4. Морфологические сочетания слов, представляющие аналитические формы (глагольные формы, степени сравнения прилагательных, структуры составных числительных, страдательных конструкций, и др.);
5. Семантико-синтаксические связи слов, образующие интонационное единство и одну синтаксическую форму (обособленные компоненты, аналитические формы сказуемых, обращения, устойчивые синтаксические структуры, например, что касается + существительное, на котором акцентируется внимание, всегда будут в одной синтагме и т. д.);
6. Выделение в тексте предложений и высказываний (в форме абзацев), благодаря чему выделяются мысли и микротемы;
7. Тип предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске – повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные; структуры общего, специального и разделительного вопросов; характер речи: размышление, полемика, степень эмоциональности;
8. Знаки препинания как средства грамматического, интонационного и смыслового членения речи;
9. Логическое ударение;
10. Внутрисинтагмные и межсинтагмные связи и отношения между единицами речи, подтверждаемые средствами связи – окончаниями, союзами, частицами, предлогами, интонацией, смысловыми отношениями;
11. Порядок слов в синтагме и порядок синтагм в предложении как отражение не только структурного контактирования, но и стилистического, смыслового;
12. Учёт смысловой связи слов, которые не связаны грамматически, но их значения не исключают их объединения, а интонация это подтверждает;
13. Учёт опосредованной смысловой связи слов, не имеющих между собой синтаксической связи;
14. Установившиеся сочетания слов с частицами;
15. Вопросительные слова и их отношение к предложению в целом или к отдельным его членам;
16. Обособленность речевых фрагментов;
17. Инфинитивные группы слов;
18. Вводные слова и их отношение к тем или иным конкретным компонентам предложения или к предложению в целом;
19. Наличие параллельных структурных и смысловых конструкций;
20. Особое членение стихотворной речи, когда каждой синтагме отводится отдельная строка [15].
Вопрос условий и приёмов синтагматического членения текста детально рассматривается в известной книге Н. В. Черемисиной [16].
Контрольные вопросы:
1. Реальные исходные единицы речи, их первичность, минимальность
и одномерность.
2. Внутрисинтагмные и межсинтагмные связи и отношения.
3. Смысловая связь как основа построения речи.
4. Речевые единицы и их отношение к порождению и оформлению речи:
синтагма, фраза, предложение и текст.
5. Смысловые функции синтагм в структуре предложения и текста.
6. Грамматические функции синтагмы.
7. Средства и приёмы синтагматического членения текста.
8. Какова коммуникативно-прагматическая составляющая синтагмы?
9. Почему графически идентичные предложения в речи следует считать разными речевыми структурами и чем это можно доказать?
10. Назвать смысловые, структурные и функциональные различия между словом и синтагмой.
11. Какие требования к чтению, предполагающему точное восприятие содержания?
Раздел IV. Синтагма в структуре предложения






