Синтагма и порядок слов в предложении

Предложение – лингвистическая структура. Причём речевая лингвистическая структура. И не просто речевая – это единица письменной речи.

Поэтому изучение предложения применительно к сфере языка или к устной речи изначально обречено на неудачу. В сфере языка предложения могут найти отражение лишь в виде моделей и абстрактных схем. А в устной речи предложений вообще нет – в ней фразы, – нельзя изучать в речи то, чего в ней нет.

Синтаксистами часто обсуждается вопрос о порядке слов в предложении. В учебниках и учебных пособиях по синтаксису он обычно выносится в качестве самостоятельных глав. Авторы объясняют это тем, что “порядок слов в русском языке играет важную роль и в организации словосочетания, и в строении предикативной конструкции, предложения, высказывания, поэтому имеет смысл рассмотреть его в самостоятельной главе” [17]. 

Но предикативная конструкция, о которой в данном случае говорит автор, часто может иметь в речи форму словосочетания или даже отдельного слова, а её предикативность может передаваться контекстуально.

При обращении к связной речи становится очевидным факт, что вовсе не форма, а функция определяет лингвистический статус той или иной структуры. Ср.: Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Перед нами четыре предикативные единицы, хотя в отдельности формы у них не совсем предикативные. Их статус определяется контекстом, подтверждается сферой речи. Так что оппозиция “словосочетание – предложение”, о которой говорит О. Б. Сиротинина безотносительно к сферам языка и речи, в отрыве от функций рассматриваемых структур, на наш взгляд, не совсем корректна, потому что автором не учитывается функция конкретной структуры, рассматриваемой в отрыве от сферы её функционирования и реального лингвистического бытия.

Лингвистические единицы могут быть языковые, метаязыковые и речевые. Говорить о каждой из них (особенно о речевой единице) следует с учётом её сферы, назначения и конкретных функций. Кроме того, речевая единица индивидуальна. Поэтому разговор о речевой единице без учёта всех этих факторов выглядит несколько странно.

О. Б. Сиротинина отмечает, что порядок слов может выполнять три функции: 1) коммуникативную (при выражении актуального членения и степени коммуникативной значимости слова); 2) грамматическую (при выражении синтаксической организации предикативной конструкции, обособлении ряда членов, парцелляции, сегментации); 3) стилистическую (в экспрессивных высказываниях, при их стилевой окраске) [с. 124].

Порядок реальных исходных речевых компонентов (не будем спешить квалифицировать их словами) при их наращении в речи выполняет в качестве основной логико-смысловую функцию. Этим и обусловлена актуальность рассматриваемого вопроса.

Любая речь появляется с целью передачи определённого содержания. И порядок наращения исходных речевых единиц в ней всецело подчинён этой задаче. Если бы разговор шёл о синтаксической единице как метаязыковой структуре, то, естественно, можно было бы априори говорить о порядке сочетающихся в ней слов, но когда рассматривают предложение как конкретную речевую единицу, то говорить о порядке слов в нём вряд ли уместно и правомерно.

Во-первых, как мы уже выяснили, не из отдельных слов как обобщённых единиц словарной системы языка составляются структура и содержание предложения.

Во-вторых, порядок компонентов в нём зависит от коммуникативной цели, он соотносится со стилем и жанром, ритмом, интонационным фоном, коннотативными показателями, с ситуацией общения, речевым окружением, т. е. с тем, что не входит в функции отдельных слов.

Наконец, хотя слова в предложении пишутся с пробелами, но представлены они не в отдельности, не сами по себе, а комплексно, в предельно минимальных речевых единицах – синтагмах, о чём убедительно свидетельствует интонационная их делимитация в устном общении, когда речь членится её субъектом не на слова, а на структурно-смысловые группы с единым значением. Вырывать отдельные слова из таких групп и говорить о порядке их в предложении совершенно неуместно и неубедительно.

Слово как знаменательная обобщённая единица языка и предложение как коммуникативная единица речи непосредственно между собой не соотносятся. Они контактируют через синтагму как минимальную, исходную единицу речевой деятельности.

Можно говорить о месте слов в синтагме, но о месте синтагм в предложении. Место слов в синтагме обусловлено внутрисинтагмными факторами, а место синтагм в предложении определяется их структурно-смысловыми контактами между собой, логикой и последовательностью передаваемого содержания.

Так как исходными единицами предложения являются не слова, а синтагмы, то и говорить нужно именно о порядке синтагм в нём. Если рассматривать порядок слов в речи и решать этот вопрос не на основании предложений типа Мама мыла раму, а с привлечением более сложных структур, легко обнаружить, что не всё так просто, как это представляется в соответствующих разделах учебников и учебных пособий.

Для примера обратимся к следующему предложению, обозначим его синтагматическую структуру и укажем количество и порядок его синтагм:

 

Все они (1), / ещё совсем юные (2), / беззаботные (3), / со счастливыми лицами (4), // размеренно качаясь (5) / и азартно размахивая руками (6),  / пели какую-то весёлую песню (7).

 

В нём семь синтагм. Если рассматривать его на уровне отдельных слов, несложно увидеть, что каждое слово принадлежат только своей синтагме. Ни одно из них нельзя оторвать от его синтагмы и перенести в какое-либо другое место. Чтобы речь о порядке исходных единиц предложения соответствовала реальности, нужно говорить о порядке синтагм, так как именно они стали исходными речевыми компонентами порождения его структуры и содержания. Из них оно составлено и на их основе воспринимается.

Первая синтагма состоит из двух слов (все и они). Их порядок (все они или они все) никак не соотносится с другими словами и синтагмами. Он относится к внутрисинтагмному уровню. Место этой синтагмы в структуре предложения зависит от развития передаваемого содержания, а также тех синтагм, с которыми она непосредственно связана.

Вторая, третья и четвёртая синтагмы являются однородными; они определяют первую синтагму. По отношению друг к другу они, контактируя, могут располагаться в любом порядке, а по отношению к определяемой синтагме могут находиться в постпозиции или препозиции.

Главная синтагма может находиться в интерпозиции определяемого её ряда синтагм. Но при этом не должно быть нарушений целостности каждой из них как нерасчленённой (недифференцированной) структурно-смысловой единицы. Для наглядности приведём возможные варианты их расположения:

 

Ещё совсем юные, / беззаботные, / со счастливыми лицами, / все они…

Ещё совсем юные, / все они, / беззаботные, / со счастливыми лицами…

Со счастливыми лицами, / ещё совсем юные, / беззаботные, / все они…

Все они, / беззаботные, / ещё совсем юные, / со счастливыми лицами…

 

Аналогичная ситуация и с остальными синтагмами. Порядок следования пятой (размеренно качаясь) и шестой синтагм (азартно размахивая руками) можно изменить – и по отношению друг к другу, и по отношению их к последней синтагме (пели какую-то весёлую песню), которой они грамматически подчинены.

Возможны также варианты с дистантным расположением синтаксически связанных синтагм. Ср.:

Все они, / размеренно качаясь / и азартно размахивая руками, // ещё совсем юные, / беззаботные, / со счастливыми лицами, // пели какую-то весёлую песню.

Все они, / размеренно качаясь / и азартно размахивая руками, // пели какую-то весёлую песню/// ещё совсем юные, / беззаботные, / со счастливыми лицами.

 

Как видим, ни одно слово в предложении, относящееся к конкретной синтагме, нельзя от неё оторвать и перенести в иное место или в другую синтагму. Поэтому разговор о порядке слов в этом предложении вызывает сомнения в его корректности и уместности, в соответствии его реальной структуре предложения.

Очевидно, что вовсе не слова стали исходными единицами его организации. Но может, такая ситуация характерна лишь для данного предложения? Рассмотрим ещё одно:

Психическое состояние спортсмена, / участвующего в своём первом соревновании, / является естественным состоянием человека, / желающего проверить свои возможности и способности.

В этом простом предложении четыре синтагмы. В результате их последовательного наращения составлены его структура и содержание (S):

 

       1                                      2                                        3                                           4

S = Психическое + участвующего  +    является      +     желающего

       состояние          в своём первом         естественным          проверить свои

     спортсмена           соревновании            состоянием              возможности

                                                                                    человека                 и способности

 

Как видим, каждое слово здесь закреплено в своей синтагме и не имеет никакого самостоятельного отношения ни к структуре, ни к содержанию предложения в целом. Функции слов исчерпываются исключительно на уровне своей синтагмы.

Предложение составлено из единых лексических блоков – синтагм – с конкретным, ситуативным содержанием. Слова – компоненты этих синтагм. Если бы предложение формировалось при помощи отдельных слов, распространяющих некую абстрактную схему, то на их уровне оно и воспринималось бы на основе последовательного наращения их значений. Однако воспринимается оно на уровне синтагм. Так что нет никаких оснований говорить о порядке слов в этом предложении.

Кроме того, если бы предложение представляло собой последовательную цепочку самостоятельных слов, то у каждого появляющегося в данной цепи слова с обеих сторон должна была бы быть синтаксическая и смысловая связь. Но этого очень часто не бывает, что свидетельствует о том, что слова входят в предложение не в отдельности, а именно в синтагмах – в лексических группах, представляющих собой структурное, смысловое и интонационное единство.

Восстанавливая интонацию и тем самым разграничивая синтагмы паузами, которые определил автор, читатель осознаёт авторское значение каждой из них. Это способствует точному пониманию предложения. Только разграничив и осознав значение всех синтагм, можно понять их общее содержание. Таким образом, разграничивая исходные структурно-смысловые единицы предложения, интонация выступает для автора в качестве способа интерпретации содержания, а для читателя – как средство его идентификации.

Естественно, что если предложение сформировано из синтагм и на их основе оно воспринимается, то и говорить нужно о порядке синтагм в нём, так как именно они являются его исходными минимальными структурно-содержательными компонентами.

В рассматриваемом предложении, как и в предыдущем, ни одно слово не является его самостоятельной единицей: все они вошли в предложение в структуре своих синтагм (или в качестве однокомпонентной синтагмы). Говорить об их порядке в предложении – значит игнорировать его реальную авторскую структуру. Порядок синтагм в нём изменить нельзя, что обусловлено характером его содержания, типом сказуемого, а также синтаксическими отношениями между синтагмами.

Родным языком каждый человек обычно пользуется автоматически, и синтагмы в его речи появляются мгновенно, на основе его лингвистического развития, а также сформированных и доведённых до автоматизма речевых умений и навыков. Они появляются в сознании в процессе речи спонтанно, в результате естественной психоречевой реакции на актуальное содержание, как индивидуальное лингвистическое отражение мира в одномерных цельных смысловых фрагментах.

Каждый фрагмент воспринимается им комплексно (что находит отражение в единстве сочетающихся в синтагме слов), а не в минимальных его составляющих (т. е. не на основе значений отдельных слов). Сознательно синтагмы строятся только при использовании чужого языка, которым человек владеет в недостаточном объёме, или родного – когда человек испытывает психологический дискомфорт.

В процессе речи в сознании возникают лексические объединения как исходные минимальные речевые компоненты. Минимальность понимается в данном случае и структурно, и содержательно. Синтагма всегда одномерна, т. е. представляет единый компонент структуры и один компонент значения. Как возникают в сознании слова языка, являющиеся обобщёнными наименованиями понятий и реалий окружающего мира, точно так автоматически возникают в нём в процессе речи и синтагмы как единые минимальные речевые единицы, отражающие однозначные фрагменты актуальной речевой ситуации. Они характеризуются конкретностью структуры и ситуативным характером содержания.

В устной речи синтагмы соотносятся с полным сообщением, в которое входят, а в письменной – со своим текстом и своим предложением.

Обратимся к примеру из научной речи:

 

Если не разграничивать языковые и речевые единицы, / вопрос исходной структуры порождения речи / ещё долго / останется дискуссионным.

 

Очевидно, что его синтагматическую структуру составляют четыре синтагмы, разделяемые паузами:

 

1) Если не разграничивать языковые и речевые единицы;

2) вопрос исходной структуры порождения речи;

3) ещё долго;

4) останется дискуссионным.

 

Первая синтагма выполняет в предложении функцию отдельной предикативной единицы. Она объединяет в один структурно-смысловой компонент семь словарных единиц (четыре словоформы), но при этом остаётся непроницаемой структурой для других синтагм и их слов. Изменение порядка слов в ней (можно поменять местами слова языковые и речевые) – вопрос внутрисинтагмный, он не связан с остальными синтагмами или их компонентами. Не связан он и с предложением в целом. Внутрь этой синтагмы нельзя включить ни одну из оставшихся синтагм, не говоря уже об отдельных словах в их составе. Все они принадлежат только своим синтагмам. Вторая синтагма также характеризуется единством структуры и содержания. Перестановка компонентов в ней невозможна. Обе они непроницаемы по отношению одна к другой. Но можно изменить порядок их следования:

 

Если не разграничивать языковые и речевые единицы, / вопрос исходной структуры порождения речи … или 

Вопрос исходной структуры порождения речи, / если не разграничивать языковые и речевые единицы…

Вполне естественно выделение третьей синтагмы со значением неопределённого, но длительного периода времени (ещё долго). Это важный в смысловом отношении фрагмент, поэтому он выделяется паузами в отдельную синтагму. В ней объединены два слова, порядок которых можно изменить. Её структурно-смысловая самостоятельность, помимо пауз, подчёркивается тем, что она может занимать любое место в ряду четырёх синтагм предложения.

Четвёртая синтагма имеет значение состояния, она завершает формирование вывода, сделанного на основании конкретного условия. Она связана со второй и третьей синтагмами и тоже может занимать любое место в общем ряду синтагм. Так что в данном предложении возможны различные варианты порядка синтагм. Вот некоторые из них:

 

Если не разграничивать языковые и речевые единицы, / вопрос исходной структуры порождения речи / останется дискуссионным / ещё долго.

Если не разграничивать языковые и речевые единицы, / ещё долго / останется дискуссионным / вопрос исходной структуры порождения речи.

Если не разграничивать языковые и речевые единицы, / останется дискуссионным / ещё долго / вопрос исходной структуры порождения речи.

Ещё долго / останется дискуссионным / вопрос исходной структуры порождения речи, / если не разграничивать языковые и речевые единицы.

Ещё долго / вопрос исходной структуры порождения речи, / останется дискуссионным, / если не разграничивать языковые и речевые единицы.

Вопрос исходной структуры порождения речи, / если не разграничивать языковые и речевые единицы, / ещё долго / останется дискуссионным.

Вопрос исходной структуры порождения речи, / ещё долго / останется дискуссионным, / если не разграничивать языковые и речевые единицы.

Вопрос исходной структуры порождения речи / останется дискуссионным / ещё долго, / если не разграничивать языковые и речевые единицы.

Возможны и другие варианты. Но все они связаны не с порядком слов, а с порядком синтагм. Межсинтагмные грамматические и смысловые связи в предложении, можно отразить следующим образом:

 

Как видим на схеме, непосредственными реальными компонентами данного предложения являются не отдельные слова, а структурно-смысловые блоки слов с единым ситуативным значением – синтагмы. Каждая из четырёх синтагм предложения может находиться на любой их четырёх их позиций. Но ни одно слово в любой из синтагм нельзя изъять и перенести в какую-либо другую синтагму. Рассмотрим ещё одно предложение:

 

Давно уже все ребята, которые играли здесь в футбол, разошлись по домам.

В нём четыре синтагмы – одна четырёхкомпонентная и три двухкомпонентные:

 

Давно уже / все ребята, / которые играли здесь в футбол, / разошлись по домам.

Первая синтагма (Давно уже) состоит из наречия давно со значением неопределённого времени и относящейся к нему частицы уже. Совместно они представляют лексическое единство, в котором частица усиливает смысловую значимость первого компонента. Компоненты в этой синтагме могут находиться в любой последовательности: Давно уже или Уже давно.

Вторая синтагма (все ребята) указывает на действователей и подчёркивает полноту их состава. Предпочтительный порядок компонентов в ней с препозитивным определением.

Третья синтагма (которые играли здесь в футбол) определяет вторую. Для них характерно то, что они должны располагаться только в том варианте, который здесь представлен: во-первых, должны контактировать, во-вторых, третья синтагма в любом случае должна находиться в постпозиции ко второй.

Порядок компонентов в третьей синтагме может варьироваться: которые играли здесь в футбол – которые здесь играли в футбол – которые играли в футбол здесь – которые в футбол играли здесь.

Четвёртая синтагма (разошлись по домам) представляет сочетание слов со значением действия (движения) и конечного места его направления. Их последовательность может быть изменена.

Порядок синтагм в предложении может варьироваться. Ср.:

Давно уже / все ребята, / которые играли здесь в футбол, / разошлись по домам.

Все ребята, / которые играли здесь в футбол, / давно уже / разошлись по домам.

Давно уже / разошлись по домам / все ребята, / которые играли здесь в футбол.

Таким образом, порядок синтагм в этом предложении, как и порядок слов или словоформ в синтагмах, тоже может варьироваться, привнося при этом некоторые смысловые или стилистические нюансы, тогда как перенесение слов из одной синтагмы в другую невозможно. Поэтому можно говорить о порядке слов в синтагмах, о порядке синтагм в предложении, но нельзя говорить о порядке слов в предложении, так как слово является непосредственным компонентом синтагмы, а не предложения.

В отличие от концепции построения предложений из словосочетаний, в которых часто повторяются отдельные слова, ни одно слово конкретной синтагмы не входит и не может входить ещё в какую-либо синтагму, что указывает на их отдельность, самостоятельность и реальность как исходных речевых единиц.

Изменение порядка синтагм в предложении возможно, но при этом должны сохраняться их межсинтагмные связи и не должна нарушаться структура синтагм.

Нередко можно обнаружить, что какое-то слово в предложении выступает как самостоятельная единица, что не должно никого вводить в заблуждение относительно его статуса.

В этом случае оно становится однокомпонентной синтагмой, что подтверждается его связями и отношениями с другими синтагмами, а также паузами, с помощью которых все синтагмы, в том числе и данное слово, интонационно выделяются в звучащей речи. Между словами в синтагме пауза невозможна: она разрушит синтагму.

Теперь обратимся к тексту: расчленим его на синтагмы, укажем границы между ними и продолжительность пауз (количеством линий). Выясним, насколько уместен разговор о порядке слов применительно к предложениям конкретного текста.

История появления многих одномерных единиц измерения / весьма интересна. /// В далёком прошлом / практические потребности пастушества, / земледелия / и различных лесных промыслов / сделали актуальным / измерение длин и расстояний. /// Развитие землемерной практики / привело к измерению площадей и углов, // а развитие строительства и производства// к измерению объёмов и ёмкостей. // Так / абстрактная геометрическая наука, / отражая логику развития практики, / продвигалась от линии и плоскости / к объёму. /// Одно измерение / сочеталось с другим, // в результате чего / в классической евклидовой геометрии / измерение линии / оказалось однонаправленным, // плоскости// двунаправленным, / а объёма// трёхнаправленным. /// И все эти параметры// длина, / площадь / и объём// имели свои одномерные единицы измерения.

Здесь каждое из шести предложений имеет синтагматическую основу, так как все они составлены из синтагм и с их помощью воспринимаются. Используются в них и однословные синтагмы. Но о порядке слов в данном тексте можно говорить лишь применительно к конкретным синтагмам, не выходя за их границы. Так что вполне очевидно, что функции отдельных слов и их порядок исчерпываются на синтагматическом уровне, тогда как порядок синтагм исчерпывается на предложенческом уровне.

В первом предложении две синтагмы. Их можно поменять местами. Такая же ситуация во втором предложении: изменение порядка его синтагм как самостоятельных его компонентов вполне возможно. Но порядок синтагм в третьем предложении в связи с причинно-следственным характером передаваемого ими содержания, обусловленный временной последовательностью и обязательной постпозицией следствия (развитие землемерной практики / привело к … // а развитие строительства и производства/ к…), изменить нельзя. Что касается выделенных паузами отдельных слов в предложениях текста (например, в двух последних), то очевидно, что разговор о них как о словах, об их самостоятельности и порядке в предложении неуместен. Они выполняют функцию самостоятельных однокомпонентных синтагм. И поэтому должны квалифицироваться по своему речевому статусу как синтагмы.  

Таким образом, порядок слов и его изменение уместно рассматривать в синтагмах, а применительно к предложениям целесообразно говорить о порядке синтагм в них, как об исходных структурно-смысловых компонентах.

В предложении порядок следования синтагм при их наращении может меняться. Но такое изменение не должно приводить к нарушению логики содержания, временной последовательности фактов и ритма повествования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: