Рис. 11.1. Взаимосвязь категорий качества и потребительной стоимости
В экономике управления качеством потребительная стоимость отождествляется с полезностью. Ведь именно полезность объекта делает его потребительной стоимостью.
Количественная сторона потребительной стоимости как экономическая категория – это степень, мера удовлетворения определенной потребности в данном объекте. Вышесказанное и объединяет взаимосвязь понятий «качество», «полезность», «потребительная стоимость». При этом качество выражает не просто полезность объекта, а степень его полезности. То есть получается цепочка (рис. 11.1), в которой затраты на качество определяют его уровень, а уровень качества определяет степень полезности объекта, непосредственно реализованный в потребительной стоимости.
Как известно, качество может определять полезность только в преломлении с запросами конкретного потребителя. В связи с этим изменение потребительной стоимости (степени полезности) является одним из видов экономических эффектов от изменения качества.
|
|
Первый эффект, связан с предложением рынку нового объекта, нового качества, приводящего к повышению доли рынка, имиджа фирмы, удовлетворенности клиентов, победам над конкурентами и т.п.
Второй вид экономического эффекта определяется степенью обеспечения фирмой предлагаемого рынку качества. Он оценивает негативные для фирмы последствия, которые связаны с тем, что реальное количество не соответствует проектному, а также тому качеству, которое фирма «обещает» потребителям в своих проспектах, контрактах и т.д.
Данный вид эффекта носит название «предотвращенный убыток», который представляет собой невозникший убыток, благодаря мерам по обеспечению качества.
Предотвращенные убытки бывают двух родов (рис. 11.2).