Примерный перечень предупредительных мероприятий

Рис. 11.2. Виды эффектов в экономике качества

1. Положительный ущерб, определяется уменьшением наличного имущества. Например, к такому ущербу приводят потери от брака.

2. Упущенная выгода – недополучение тех имущественных благ, которые могли бы быть получены, если бы было обещанное (заявленное) потребителю качество. Например, если бы не было рекламаций, штрафов, связанных с отклонением объектов от установленных норм.

Таким образом, рассматривая экономические эффекты от повышения качества, следует понимать, что, в конечном счете, они материализуются в виде реальной прибыли предприятия, которая взаимосвязана с производительностью: труда, машин, оборудования.

Основными видами связейкачестваспроизводительностью, являются:

а) меньшие затраты материалов;

б) сокращение запасов в производстве;

в) снижение затрат в системе «товародвижения»;

г) уменьшение затрат материалов и труда на тот же объем производства;

д) меньшие затраты на исправление брака;

е) повышенная осведомленность о причинах возникновения дефектов;

ж) быстрое реагирование на наличие дефектов.

Основными видами связей качества с прибыльностью предприятия являются:

а) низкая себестоимость продукции (услуг);

б) более высокие цены сбыта продукции;

в) повышенная полезность продукции и увеличение доли рынка;

г) формирование положительного имиджа фирмы, предприятия;

д) отсутствие затоваренности, незапланированных запасов на складах;

е) низкая стоимость гарантийного обслуживания и сервиса;

ж) увеличение спроса и предложения продукции;

з) малое время производственного цикла;

к) малый объем переделок и т.п.

Таким образом, управление качеством имеет, как правило, целью достижение экономического эффекта или прибыли, которая представляет собой разницумежду валовой выручкой и издержками. То есть чем больше выручка и меньше затраты (издержки), тем больше прибыль.

Одним из видов затрат (издержек) предприятия и являются затраты на качество.

Затраты на качество – это затраты, которые необходимо нести, чтобы обеспечить удовлетворенность потребителя продукцией (услугами).

Существует несколько классификаций затрат на качество. Самый известный из них – подходы Джурана-Фейгенбаума. В соответствии с этим подходом затраты подразделяются на четыре категории:

1. Затраты на предупредительные мероприятия – это затраты на предотвращение самой возможности возникновения дефектов, т.е. затраты, направленные на снижение или полное предотвращение возможности появления дефектов или потерь.

2. Затраты на контроль – затраты на определение и подтверждение достигнутого уровня качества.

3. Затраты навнутренние дефекты (внутренние потери) – затраты, понесенные внутри организации (т.е. до того, как продукт был продан потребителю), когда запланированный уровень качества не достигнут.

4. Затраты на внешние дефекты (внешние потери) – затраты, понесенные вне организации (т.е. после того, как продукт был продан потребителю).

5. Общие затраты на качество, которые равны сумме всех видов затрат на качество.

Другую, по сути похожую классификацию затрат на качество предложил Ф. Кросби. Он делит затраты на две категории:

1. Затраты на соответствие – все затраты, которые необходимо понести, чтобы сделать все правильно с первого раза.

2. Затраты на несоответствие – все затраты, которые приходится нести из-за того, что не все делается правильно с первого раза.

Общим принципом классификации затрат на качество является то, что категории затрат должны быть постоянными, они не должны дублировать друг друга; если какая-либо затрата появляется под одним заголовком (названием), то она не должна появиться под другим.

Это затраты на:

· планирование системы качества;

· преобразование ожиданий потребителя по качеству в технические характеристики материала, процесса, продукта;

· анализ новой продукции;

· планирование технологического процесса;

· управление процессом;

· регулировку процесса;

· разработку и усовершенствование всего контрольного и измерительного оборудования (приборов);

· обеспечение качества поставок;

· обучение персонала: стоимость подготовки и реализации программ обучения по качеству;

· аудит системы качества;

· на улучшение качества;

· не учтенные где либо еще, связанные с предупредительными мероприятиями и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: