Примерный перечень затрат вследствие внешних отказов
Примерный перечень затрат на внутренние потери
Примерный перечень затрат на контроль
Это затраты на:
· проверки и испытания;
· проверки и испытания поставляемых материалов;
· лабораторные испытания;
· материалы для тестирования и проверок;
· контроль процесса;
· прием продукции заказчика;
· проверка сырья и запасных частей;
· аудит продукта;
Это затраты на:
· отходы: стоимость материалов, которые не отвечают требованиям качества и затраты на их утилизацию и вывоз;
· лом или производственный брак: стоимость труда, материалов и, как правило, накладных расходов в дефектной продукции, которая не может быть экономичного отремонтирована.
· переделку и ремонт;
· анализ потерь;
· взаимные уступки: затраты на допуск к применению тех материалов, которые не отвечают техническим требованиям;
· сортировочный контроль: стоимость обнаружения дефектных единиц;
· отходы и переделки, возникшие по вине поставщиков;
· повторные технические контроли и испытания;
· потери процесса, которые можно исключить;
· снижение сортности: разница между нормальной и сниженной ценой продажи по причине недостаточного качества.
Это затраты на:
· гарантийные расходы;
· продукцию, не принятую потребителем;
· отзыв и модернизацию продукции;
· урегулирование жалоб потребителей;
· урегулирование рекламаций;
· возвращение изделий;
· скидки: стоимость уступок, сделанных заказчику в связи принятием нестандартной продукции.
Укрупненные, совокупные затраты, связанные с качеством продукции, можно разделить на:
· транспортные;
· управленческие;
· производственные и др.
Первые два вида затрат обеспечивают и контролируют условия производства качественной продукции, т.е. как бы предопределяют наличие и величину производственных затрат.
Так, например в общем случае управленческие затраты, связанные с гарантией качества изделия, включают в себя:
- транспортные затраты – стоимость внешних и внутренних перевозок сырья, комплектующих и готовой продукции;
- снабженческие затраты – закупка запланированного по видам, количеству и качеству сырья и комплектующих материалов;
- затраты, связанные с работой экономических служб, от деятельности которых зависит качество продукции;
Производственные затраты на качество, в свою очередь, можно разделить на: материальные, технические и трудовые затраты.
Кроме названных, затраты на качество делят также на:
· базовые затраты, которые образуются в процессе разработки, освоения и производства новой продукции и являются в дальнейшем до момента ее снятия с производства их носителем;
· дополнительные затраты, которые включают в себя затраты на оценку и затраты на предотвращение. К затратам на оценку относятся расходы, которые несет предприятие, для того, чтобы определить, отвечает ли продукция запланированным условиям. К затратам на предотвращение относятся расходы на доработку и усовершенствование продукции, не отвечающей стандартам, лучшим мировым образцам, требованиям покупателей, на проверку, ремонт и т.п.
Также можно выделить обобщенную классификацию затрат на качество.
Общая классификация затрат на качество
Классификация затрат по целевому назначению соответствует современному пониманию деятельности предприятия в области качества согласно международно признанному содержанию терминов «обеспечение качества», «улучшению качества» и «управлению качеством».
Под затратами на обеспечение качества следует понимать все затраты, произведенные для удовлетворения установленных потребителем требований к качеству продукции или услуг.
Затраты на улучшение качества – это затраты, направленные на удовлетворение предполагаемых требований потребителя.
К затратам на управление качеством относятся затратына разработку и реализацию корректирующих и предупредительных мер, необходимых для устранения выявленных или предотвращения потенциальных несоответствий продукции (услуг) предъявляемым или предполагаемым требованиям к ней.
В таблице 11.1. дана обобщенная классификация затрат на качество.