Виды целей
Требования к учебной цели
· Достижимость
· Конкретность
· Измеримость
Вид | Характеристика |
По содержанию | |
Личностные | Направлены на осмысление ребенком целей образования |
Предметные | Направлены на освоение конкретного учебного предмета и формирование отношения к нему |
Креативные | Направлены на реализацию творческих способностей учащихся |
Когнитивные | Направлены на приобретение эффективных способов познания |
Организационные | Направлены на овладение навыками самоорганизации деятельности (планировать работу, ставить перед собой цель, работать в группе и т.п.). |
По характеру предъявления | |
Скрытые | Открыто объявляются учащимся |
Открытые | Не произносятся вслух |
По перспективе получения результата | |
Стратегические | Направлены на получение результата в дальней перспективе. «Сверхцели», задаются «извне» |
Тактические | Направлены на получение результата в ближней перспективе. Определяются самим учителем. |
Оперативные | Связаны к конкретными действиями педагога |
По статусу | |
Личные | Связаны с личными представлениями педагога. Н: довести учащегося до уровня понимания |
Парадигмальные | Постановка зависит от парадигмы образования: «Зуновская парадигма» - передать информацию. Гуманистическая парадигма – цели определяются потребностями ребенка. Рациональная парадигма – подготовить ребенка к жизни в реальном мире. |
По степени осознанности | |
Осознаваемые | Заранее поставленные и сформулированные |
Не осознаваемые | Интуитивные |
1. Осознание: Зачем нужен это урок вообще? Зачем он нужен ученикам? Что бы не состоялось без этого урока в знаниях детей, их развитии, формировании их личности? Чего я хочу от детей? Чего я хочу получить в результате проведенного урока?
|
|
2. Формулирование: Требования к формулировке задачи:
· четкость, лаконичность;
· формулировка должна производиться в форме, допускающей проверку уровня ее достижения;
· в начале формулировки должен стоять глагол (или отглагольное существительное), определяющий вид деятельности учителя и учащихся: продолжить изучение, систематизировать, содействовать формировать, развивать, освоить, организовать, повторить, оценить, продиагностировать, изучить, обосновать, отрепетировать, научить, интегрировать, закрепить, показать, сообщить, охарактеризовать, усилить, нацелить, отработать, вызвать (интерес)
3. Перевод цели учителя в цель учащихся:
· выбор учениками целей из предложенного учителем набора;
· классификация составленных детьми целей с последующей детализацией;
· обсуждение ученических целей на их достижимость;
|
|
· конструирование учениками целей с помощью заданных алгоритмов;
· формулирование целей на основе результатов рефлексии;
· определение мотива учебной деятельности:
- вопросы: Какой опыт даст вам изучение данного вопроса? Зачем нужно изучать данную проблему?
- «Интрига» - Например: пропущенное слово в теме урока «Культура, быт …. традиции Древней Руси»;
- Провокация – найти ошибки, решить задачу, которая не имеет решения, некорректные вопросы. Например: Найдите 10 отличий (а их на самом деле двадцать);
- «Слабо» - написать ответ быстрее учителя, составить задачу, которую учитель не решит.
4. Анализ результатов достижения цели:
· деятельностные итоги урока: Что мы с вами успели сделать, что не успели, что нужно доделать? Что вы поняли, что не поняли?
· развивающие итоги урока: Чему вы научились, о чем задумались, Как вы оцениваете свою работу, свой вклад в решении общей проблемы? Оцените степень своего участия в сегодняшнем разговоре. Оцените, насколько активно вы участвовали в проведении урока.
· содержательные итоги урока: Какие цели смогли выполнить? Какие из них было легко было выполнить, а какие нет?
· эмоциональные итоги урока: Кому из учащихся необходимо сказать спасибо за совместную работу? С каким настроением уйдете сегодня с урока? Понравился ли вам урок? Взволновала ли вас проблема, которую мы рассматривали на сегодняшнем занятии?
Технология постановки обучающих задач
Виды знаний | Глаголы, помогающие сформулировать задачу урока |
факты, теории, концепции, закономерности, тенденции, законы, модели, правила, понятия, термины, определения, классификации, критерии, принципы. | воспроизводить, узнавать, определять, обосновывать, характеризовать, формулировать, наблюдать, изображать, раскрывать, показывать, зарисовывать, комбинировать, классифицировать, синтезировать, обобщать, аргументировать, опровергать, сравнивать, доказывать, отождествлять, интегрировать, применять, решать, строить, понимать, соотносить, делать выводы, выдвигать гипотезы, обосновывать суждения, употреблять термины, аппелировать, выделять, выявлять осознанно пользоваться, осознавать, распознавать, создавать, изображать, устанавливать, рассуждать, формулировать, интерпретировать |