double arrow

Техника педагогического целеполагания

Виды целей

Требования к учебной цели

· Достижимость

· Конкретность

· Измеримость

Вид Характеристика
По содержанию
Личностные Направлены на осмысление ребенком целей образования
Предметные Направлены на освоение конкретного учебного предмета и формирование отношения к нему
Креативные Направлены на реализацию творческих способностей учащихся
Когнитивные Направлены на приобретение эффективных способов познания
Организационные Направлены на овладение навыками самоорганизации деятельности (планировать работу, ставить перед собой цель, работать в группе и т.п.).
По характеру предъявления
Скрытые Открыто объявляются учащимся
Открытые Не произносятся вслух
По перспективе получения результата
Стратегические Направлены на получение результата в дальней перспективе. «Сверхцели», задаются «извне»
Тактические Направлены на получение результата в ближней перспективе. Определяются самим учителем.
Оперативные Связаны к конкретными действиями педагога
  По статусу
Личные Связаны с личными представлениями педагога. Н: довести учащегося до уровня понимания
Парадигмальные Постановка зависит от парадигмы образования: «Зуновская парадигма» - передать информацию. Гуманистическая парадигма – цели определяются потребностями ребенка. Рациональная парадигма – подготовить ребенка к жизни в реальном мире.
По степени осознанности
Осознаваемые Заранее поставленные и сформулированные
Не осознаваемые Интуитивные

1. Осознание:Зачем нужен это урок вообще? Зачем он нужен ученикам? Что бы не состоялось без этого урока в знаниях детей, их развитии, формировании их личности? Чего я хочу от детей? Чего я хочу получить в результате проведенного урока?

2. Формулирование:Требования к формулировке задачи:

· четкость, лаконичность;

· формулировка должна производиться в форме, допускающей проверку уровня ее достижения;

· в начале формулировки должен стоять глагол (или отглагольное существительное), определяющий вид деятельности учителя и учащихся: продолжить изучение, систематизировать, содействовать формировать, развивать, освоить, организовать, повторить, оценить, продиагностировать, изучить, обосновать, отрепетировать, научить, интегрировать, закрепить, показать, сообщить, охарактеризовать, усилить, нацелить, отработать, вызвать (интерес)

3. Перевод цели учителя в цель учащихся:

· выбор учениками целей из предложенного учителем набора;

· классификация составленных детьми целей с последующей детализацией;

· обсуждение ученических целей на их достижимость;

· конструирование учениками целей с помощью заданных алгоритмов;

· формулирование целей на основе результатов рефлексии;

· определение мотива учебной деятельности:

- вопросы: Какой опыт даст вам изучение данного вопроса? Зачем нужно изучать данную проблему?

- «Интрига» - Например: пропущенное слово в теме урока «Культура, быт …. традиции Древней Руси»;

- Провокация – найти ошибки, решить задачу, которая не имеет решения, некорректные вопросы. Например: Найдите 10 отличий (а их на самом деле двадцать);

- «Слабо» - написать ответ быстрее учителя, составить задачу, которую учитель не решит.

4. Анализ результатов достижения цели:

· деятельностные итоги урока: Что мы с вами успели сделать, что не успели, что нужно доделать? Что вы поняли, что не поняли?

· развивающие итоги урока: Чему вы научились, о чем задумались, Как вы оцениваете свою работу, свой вклад в решении общей проблемы? Оцените степень своего участия в сегодняшнем разговоре. Оцените, насколько активно вы участвовали в проведении урока.

· содержательные итоги урока: Какие цели смогли выполнить? Какие из них было легко было выполнить, а какие нет?

· эмоциональные итоги урока: Кому из учащихся необходимо сказать спасибо за совместную работу? С каким настроением уйдете сегодня с урока? Понравился ли вам урок? Взволновала ли вас проблема, которую мы рассматривали на сегодняшнем занятии?

Технология постановки обучающих задач

Виды знаний Глаголы, помогающие сформулировать задачу урока
факты, теории, концепции, закономерности, тенденции, законы, модели, правила, понятия, термины, определения, классификации, критерии, принципы. воспроизводить, узнавать, определять, обосновывать, характеризовать, формулировать, наблюдать, изображать, раскрывать, показывать, зарисовывать, комбинировать, классифицировать, синтезировать, обобщать, аргументировать, опровергать, сравнивать, доказывать, отождествлять, интегрировать, применять, решать, строить, понимать, соотносить, делать выводы, выдвигать гипотезы, обосновывать суждения, употреблять термины, аппелировать, выделять, выявлять осознанно пользоваться, осознавать, распознавать, создавать, изображать, устанавливать, рассуждать, формулировать, интерпретировать

Сейчас читают про: