Проектирование воспитательных задач
Технология постановки воспитательных задач
"Учить и воспитывать- как "молния" на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка - творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке" (Е. Ильин).
Стратегические задачи | Тактические задачи | Оперативные задачи |
1.Формирование экологической культуры школьников | 1.Формирование экологического мышления | 1.Продолжить работу, направленную на развитие способности прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности. 2.Отработать умение анализировать причины возникновения экологических проблем |
2.Формирование экологически оправданного поведения | 1.Обратить внимание учащихся на необходимость экологически оправданных и целесообразных действий на отдыхе. 2.Сформировать представление школьников об экологически грамотной деятельности в природной среде. |
Компоненты экологической культуры
Экологические знания - знания о природе, способах её защиты и устойчивого развития. Включают в себя:
· термины и понятия, широко используемые в современной экологии (экология, биосфера, ноосфера, природопользование, естественные (природные) ресурсы и т.д.);
· представление о жизнедеятельности и трудах ученых и общественных деятелей, внесших наибольший вклад в становление и развитие экологии (Вернадский В.И., Геккель Э., Кэнон У., Моисеев Н.Н., Зюсс Э., Одум Ю. и др.);
· представление о деятельности организаций, движений и обществ, которые занимаются природоохранной деятельностью (Всемирный фонд дикой природы, Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Римский клуб, Гринпис, Каспий табигаты и другие);
· информацию о местных, охраняемых природных объектах.
Нравственные и эстетические чувства по отношению к природе - переживание своего отношения к природе, любовь к миру природы, проявление при познании природы и общении с ней чувств восхищения, радости, удивления, умиления, гнева, возмущения, сострадания и др.
Экологическое мышление – способность личности правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности. Проявляется в умении эффективно использовать экологические знания в целях сохранения природы, предотвращения опасного и необратимого нарушения экологического равновесия.
Экологическое сознание – совокупность знаний, мышления, чувств и воли.
Экологически оправданное поведение – экологически грамотная деятельность в природной среде, экологически оправданные и целесообразные действия личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе.
Экологическая ответственность – осторожность в отношении к природе, умение заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия промышленного освоения природных вод, земли, атмосферы, леса, понимание недопустимости хищнической эксплуатации природы.
Готовность к активной природоохранительной деятельности – нацеленность личности охранять природу, активно бороться с нарушителями законодательства об охране окружающей среды,включаться в природоохранительную деятельность.
Экологическое прогнозирование - умение предсказания возможных последствий тех или иных действий человека в природе