Общеучебные умения (по Г. Селевко)
· умения планирования учебной деятельности - осознание учебной задачи; постановка целей; выбор рационального и оптимального пути их достижения; определение последовательности и продолжительности этапа деятельности; построение модели (алгоритма) деятельности; планирование самостоятельной работы на уроке и дома; планирование на день, неделю, месяц;
· умения организации своей учебной деятельности - организация рабочего места в классе - наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение; создание благоприятных гигиенических условий; организация режима работы; организация домашней самостоятельной работы; определение порядка и способов умственных действий;
· умения восприятия информации - работа с различными источниками информации; чтение, работа с книгой, конспектирование; библиографический поиск, работа со справочниками и словарями; слушание речи, запись прослушанного; внимательное восприятие;
· умения мыслительной деятельности - осмысливание учебного материала; выделение главного; анализ и синтез; абстрагирование и конкретизация; индукция- дедукция; классификация; обобщение; систематизация документов; построение рассказа, ответа, речи, аргументирование; формулирование выводов, умозаключений; решение задач, проблем;
· умения оценки и осмысливания результатов своих действий -самоконтроль результатов учебной деятельности; оценка достоверности изложения, верности решения; оценка различных сторон явлений: экономической, экологической, эстетической и др.; умение проверить правильность и прочность теоретических знаний, практических навыков; рефлексивный анализ.
Интеллектуальные умения и навыки
· Умение осознанно пользоваться понятийным аппаратом.
· Умение осознавать, распознавать и создавать собственные алгоритмы продуктивной учебной деятельности.
· Умение выделять главное, существенное в текстах учебников, в конспектах.
· Навык чтения графической информации (перевода с «языка образов» на язык слов и формул).
· Умение представлять информацию о явлении на языке знаков и символов (слов, формул, образов).
· Умение установить имеющееся существенное сходство.
· Умение рассуждать по аналогии.
· Умение формулировать вопросы по существу обсуждаемой проблемы.
· Умение интерпретировать полученные результаты своей интеллектуальной деятельности, делать выводы.
· Умение сознательно применять логические приемы мышления (аналогия, сравнение, анализ, синтез).
· Умение выбирать признак как основание для классификации.
· Умение производить классификацию явлений, схем, ситуаций, понятий, законов, самостоятельно формулируя основание для классификации.
· Умение установить на основу частных способов общие способы решения задач (выполнения заданий).
· Умение создавать собственный письменный текст в соответствии с определенными (заданными) требованиями.
Рефлексивные и творческие умения
· Умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний.
· Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
· Умение оценить, подходит ли то, что известно в общем виде, к имеющимся конкретным условиям.
· Умение выделить задачу из фона.
· Умение анализировать проблемные ситуации (выявление и разрешение противоречий).
· Умение видеть и находить нестандартные способы решения задач.
· Умение решать нестандартные задачи, алгоритмы решения которых не изучались.
· Умение разбить новую задачу на подзадачи, решение которых известно.
· Умение ставить задачу, решение которой предполагает использование нестандартных способов и приемов.
· Умение не придерживаться однажды избранной позиции на проблему.
· Умение решать задачи, в которых нет ни конечной цели, ни путей ее достижения.
· Умение критического анализа.
· Умение менять точку зрения на предмет (явление) на полярную и в отношении обеих позиций находить аргументы за и против.
Поисковые (исследовательские) умения
· Умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей.
Коммуникативные умения
· Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.
· Умение вести дискуссию.
· Умение отстаивать свою точку зрения.
· Умение находить компромисс.
· Навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
Презентационные умения и навыки
· Навыки монологической речи.
· Умение уверенно держать себя во время выступления.
· Артистические умения.
· Умение использовать различные средства наглядности при выступлении.
· Умение отвечать на незапланированные вопросы.
· Умение представлять результаты работы в удобной для восприятия форме