double arrow

Общеучебные умения (по И.С.Сергееву)

Общеучебные умения (по Г. Селевко)

· умения планирования учебной деятельности - осознание учебной задачи; постановка целей; выбор рационального и оптимального пути их достижения; определение последовательности и продолжительности этапа деятельности; построение модели (алгоритма) деятельности; планирование самостоятельной работы на уроке и дома; планирование на день, неделю, месяц;

· умения организации своей учебной деятельности - организация рабочего места в классе - наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение; создание благоприятных гигиенических условий; организация режима работы; организация домашней самостоятельной работы; определение порядка и способов умственных действий;

· умения восприятия информации - работа с различными источниками информации; чтение, работа с книгой, конспектирование; библиографический поиск, работа со справочниками и словарями; слушание речи, запись прослушанного; внимательное восприятие;

· умения мыслительной деятельности - осмысливание учебного материала; выделение главного; анализ и синтез; абстрагирование и конкретизация; индукция- дедукция; классификация; обобщение; систематизация документов; построение рассказа, ответа, речи, аргументирование; формулирование выводов, умозаключений; решение задач, проблем;

· умения оценки и осмысливания результатов своих действий -самоконтроль результатов учебной деятельности; оценка достоверности изложения, верности решения; оценка различных сторон явлений: экономической, экологической, эстетической и др.; умение проверить правильность и прочность теоретических знаний, практических навыков; рефлексивный анализ.

Интеллектуальные умения и навыки

· Умение осознанно пользоваться понятийным аппаратом.

· Умение осознавать, распознавать и создавать собственные алго­ритмы продуктивной учебной деятельности.

· Умение выделять главное, существенное в текстах учебников, в конспектах.

· Навык чтения графической информации (перевода с «языка об­разов» на язык слов и формул).

· Умение представлять информацию о явлении на языке знаков и символов (слов, формул, образов).

· Умение установить имеющееся существенное сходство.

· Умение рассуждать по аналогии.

· Умение формулировать вопросы по существу обсуждаемой про­блемы.

· Умение интерпретировать полученные результаты своей интел­лектуальной деятельности, делать выводы.

· Умение сознательно применять логические приемы мышления (аналогия, сравнение, анализ, синтез).

· Умение выбирать признак как основание для классификации.

· Умение производить классификацию явлений, схем, ситуаций, понятий, законов, самостоятельно формулируя основание для классификации.

· Умение установить на основу частных способов общие способы решения задач (выполнения заданий).

· Умение создавать собственный письменный текст в соответствии с определенными (заданными) требованиями.

Рефлексивные и творческие умения

· Умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний.

· Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

· Умение оценить, подходит ли то, что известно в общем виде, к имеющимся конкретным условиям.

· Умение выделить задачу из фона.

· Умение анализировать проблемные ситуации (выявление и раз­решение противоречий).

· Умение видеть и находить нестандартные способы решения задач.

· Умение решать нестандартные задачи, алгоритмы решения кото­рых не изучались.

· Умение разбить новую задачу на подзадачи, решение которых известно.

· Умение ставить задачу, решение которой предполагает использо­вание нестандартных способов и приемов.

· Умение не придерживаться однажды избранной позиции на про­блему.

· Умение решать задачи, в которых нет ни конечной цели, ни путей ее достижения.

· Умение критического анализа.

· Умение менять точку зрения на предмет (явление) на полярную и в отношении обеих позиций находить аргументы за и против.

Поисковые (исследовательские) умения

· Умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать спо­соб действия, привлекая знания из различных областей.

Коммуникативные умения

· Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.

· Умение вести дискуссию.

· Умение отстаивать свою точку зрения.

· Умение находить компромисс.

· Навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

Презентационные умения и навыки

· Навыки монологической речи.

· Умение уверенно держать себя во время выступления.

· Артистические умения.

· Умение использовать различные средства наглядности при вы­ступлении.

· Умение отвечать на незапланированные вопросы.

· Умение представлять результаты работы в удобной для восприя­тия форме


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: