Технология постановки развивающих задач
Развитие психических познавательных процессов:
1. Восприятие:
- развитие произвольного чувственного восприятия;
- развитие визуального восприятия;
- развитие свойств восприятия: предметности, целостности, константности, категориальности.
2. Мышление:
- развитие речевого мышления;
- развитие теоретического (абстрактного) мышления (способность устанавливать максимальное количество связей в окружающем мире;
- развитие мыслительных процессов: суждение, умозаключение;
- развитие логических операций мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование;
- развитие практического мышления (это такие качества ума как предприимчивость, экономность, расчетливость, умение оперативно решать поставленные задачи);
- развитие внутреннего плана действий;
- развитие интеллекта (совокупность самых общих умственных способностей, обеспечивающих человеку успех в решении разнообразных задач;
- развитие творческого мышления;
- развитие критического мышления (направленного на выявление недостатков в суждениях других людей).
3. Внимание:
- развитие произвольного внимания;
- развитие волевого внимания;
- развитие зрительного, слухового, тактильного внимания.
4. Память:
- развитие кратковременной и долговременной памяти;
- развитие произвольной памяти (связанной с широким, волевым контролем;
- развитие опосредованной логической памяти (связанной с употреблением логики и использованием разных средств запоминания).
5. Воображение:
- развитие активного, продуктивного воображения (когда человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы; когда действительность сознательного конструируется человеком, а не просто механически копируется);
- развитие творческого воображения (свободное сочетание образов и знаков, построение новых образно-знаковых систем с новыми значениями и смыслами).
Развитие эмоционально-волевой сферы личности:
- развитие эмоциональной отзывчивости (непосредственная отзывчивость, переживания сложившихся отношений, а не их рефлексия);
- развитие волевой регуляции эмоционального поведения;
- развитее навыков саморегуляции эмоциональных проявлений.
Развитие потребностно-мотивационной сферы личности:
- развитие гибкости, широты, иерархии, мотивов;
- развитие интеллектуально-побуждающих мотивов;
- развитие перспективно-побуждающих мотивов;
- развитие познавательных потребностей, интересов.
Развитие способностей:
- развитие общих способностей (умственных, памяти, речи, тонкости и точности ручных движений и т.д.);
- развитие специальных способностей (музыкальных, математических, лингвистических и т.д.);
- развитие теоретических способностей (склонность к абстрактно-теоретическим размышлениям);
- развитие учебных способностей (определяющих успешность обучения и воспитания, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности);
- развитие творческих способностей;
- развитие способности к общению;
- развитие способности к эмпатии, рефлексии.
Развитие самосознания:
- развитие адекватной самоидентификации (идентификация с телом, именем собственным; самооценка, половая идентификация, оценка себя в рамках социального пространства личности);
- развитие самооценки;
- развитие навыков самоанализа, самодиагностики.
Развитие деятельности и общения:
- развитие компонентов отдельных умений (действий и операций) до уровня навыка (полностью автоматизированные, инстинкто-подобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля);
- совершенствование умений в отдельных видах деятельности;
- развитие деловых, интимно-личностных и профессиональных мотивов общения (в младшем, среднем и старшем школьном возрасте соответственно);
- развитие коммуникативных умений (слушать, решать конфликтные ситуации, пользоваться невербальными средствами общения, вести диалог, формировать позитивные установки на человека и т.д.).
Развитие речи:
- развитие языковой личности, которая способна словесно воплотить мысль;
- развитие связной речи;
- развитие навыков чтения и письма;
- развитие разных видов речевой деятельности: чтение, аудирование, письмо, говорение;
- развитие читательских и творческих умений;
- развитие способностей анализировать собственную речевую деятельность;
- развитие фонематического слуха;
- развитие ладового чувства (различение эмоциональной выразительности звуковысотного движения);
- обогащение и усложнение словарного запаса;
- усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность);
- овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.
Развитие сенсорной сферы, включающей:
- развитие глазомера,
- ориентировку в пространстве и во времени,
- точность и тонкость различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.
Развитие задачи двигательной сферы:
- развитие силы мышц;
- развитие гибкости;
- развитие ловкости;
- развитие меткости;
- развитие глазомера;
- развитие вестибулярного аппарата (чувства равновесия);
- развитие опорно-двигательного аппарата;
- развитие мелкой мускулатуры;
- развитие двигательной сноровки, соразмерности движения и т.п.;
- овладение моторикой мелких мышц;
- умением управлять своими двигательными действиями.